Авторы: Политова Екатерина Владимировна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г Астрахани детский сад 54
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние русских народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Влияние русских народных подвижных игр на
развитие детей дошкольного возраста
Старинные русские игры и забавы занимали видное место в культуре и традициях народа.
Они помогали развивать физические и умственные навыки, укреплять связи между людьми.
Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они
созданы народом, так же как сказки и песни. Они сохранились и дошли до наших дней из
глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие
национальные
традиции.
Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре,
познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения
новых поколений к исторической памяти народа, а значит − и сохранение ее в наших детях.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к
нему необходимо с дошкольного возраста. Важным средством освоения культуры своего
народа является русская народная игра. Она − уникальный феномен общечеловеческой
культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у
любого поколения есть свои любимые игры. Народные игры имеют многовековую историю,
они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в
поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Чем же так интересна, уникальна народная игра? Испокон веков в народных играх ярко
отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве.
Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к
победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать
радость от прикосновения к прекрасному, а именно − к богатейшему наследию русской
национальной
культуры;
помочь
ощутить
национальную
принадлежность,
постичь
своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на
примере
народных
игр.
Народные
игры
у
детей
вызывают
живой,
неподдельный
интерес,
способствуют
физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного
потенциала. Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. Для них не
требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых −
развеселить,
позабавить.
Это
игры-шутки
с
придумыванием
нелепиц,
словесных
каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них,
присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр.
Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней,
танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как
средствами
воспитания
народной
культуры.
Народные
игры
отличает
широкая
направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается
мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная
сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки
общения.
Использование в учебно-познавательном процессе традиционного игрового комплекса
(игровые приговоры, игровые напевы, игровая атрибутика, игровые правила) позволяет
формировать базовые нравственные качества личности учащегося. Вместе с тем
импровизационная
основа
народного
творчества
даёт
педагогу
исключительные
возможности
для
свободного
развития
умственных,
психологических,
творческих
способностей ребёнка.
Игра
в
детском
возрасте
несёт
в
себе
различную
функциональную
нагрузку:
познавательную, организационно
‐
деятельную, импровизационно
‐
творческую, как способ
педагогической деятельности она предоставляет большие возможности для формирования
межличностной и инструментальной составляющей готовности к познанию, протекающему в
условиях яркой эмоциональной окрашенности.