Напоминание

Художественная литература как средство патриотического воспитания на уроках


Автор: Гусева Ксения Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Школа №4 им. Сергеева Д.С.
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Художественная литература как средство патриотического воспитания на уроках
Раздел: среднее образование





Назад




ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА

КАК

СРЕДСТВО

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Гусева К.С.

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Школа №4

Задача патриотического воспитания на

уроках литературы

Формирование

необходимости

осознания

сущности

патриотического

воспитания

как

нравственной

основы

государственности,

как условие силы русского народа, единства

и величия России, могущества государства.

Развитие

навыков

самостоятельной

аналитической

работы

с

художественными

текстами,

навыков

устной,

письменной

и

ораторской

речи,

творческих

способностей

обучающихся.

Методы и приемы воспитания патриотизма

Сообщения, рефераты, эссе;

Картины русских художников, иллюстрации;

Высказывания русских и зарубежных писателей,

поэтов,

литературоведов

о

Родине,

о

силе

русского народа и о его единстве;

Просмотр экранизации изучаемого произведения;

Организация дискуссий;

«Творческая

лаборатория»:

создание

плаката,

проекта журнала, видео-уроков по изучаемой теме,

кроссворда и др.

Патриотическое воспитание и книга

Патриотическое

воспитание - важнейшее

направление работы по

формированию морально-

политических качеств

обучающихся.

Формированию чувства

патриотизма помогают

беседы, чтение книг о

мужестве и героизме

людей, знакомство и

дружба с воинами, с

бывшими фронтовиками

.

Примеры патриотизма в художественной

литературе

Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в

духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

Отражение

народных

идеалов

-

патриотизма,

богатырской

силы,

ума,

находчивости мы видим в древнерусской литературе (летопись »Повесть

временных лет», повесть «Житие Александра Невского»).

Эпизоды военной истории народа (М.Ю. Лермонтов «Бородино»).

Примеры патриотизма в художественной

литературе

При

изучении

романа «Дубровский» ребята

должны

увидеть

в

А.С. Пушкине

писателя,

протестовавшего

против

гнета

самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в

прошлом и будущем родины.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», в котором писатель прославляет

боевое товарищество, осуждение предательства.

Примеры патриотизма в художественной

литературе

Особое

место

на

уроках

литературы

занимает

работа

с

историческими

документами

(роман А.С. Пушкина

«Капитанская

дочка»). Обучающиеся

учатся

сравнивать,

сопоставлять,

анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в

разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях

А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»).

Примеры патриотизма в художественной

литературе

Образцы

описания

русской

природы

мы

находим

не

только

на

страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина

(«Косцы»),

В.П. Астафьева

(«Васюткино

озеро»),

М.М. Пришвина

(«Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые

включены

произведения

А.А. Блока,

С.А. Есенина,

Н.М. Рубцова,

А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.

Примеры

заданий

при

изучении

произведения

М.Ю.

Лермонтова

«Бородино»

1. Ответьте на вопросы:

А) «Почему чувства

участников далеких событий

1812 года продолжают нас

волновать и сейчас?

Б) Почему во время Великой

Отечественной войны

защитники Москвы часто

произносили слова

Лермонтова: «Ребята! Не

Москва ль за нами?».

2.

Нарисовать

рисунок

к

стихотворению «Бородино».

3.

Подготовить

реферат

на

тему «Бородинское сражение».

Примеры заданий при изучении повести Н.В.

Гоголя «Тарас Бульба»

1.

Составьте

сравнительную

характеристику

Остапа

и

Андрия

. Критерии для сравнения

главных

героев:

характер,

нравственные

ценности

и

отношение к службе.

2. Викторина по произведению

«Тарас Бульба».

3. Кроссворд.

Заключение

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у

школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение

к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль

русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Источники литературы

Патриотическое

воспитание

на

уроках

литературы.

Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010

г.

Патриотическое воспитание на уроках литературы и во

внеклассной работе. Москва, « Просвещение», 1985 г.

Система работы по изучению современной литературы

в 8-10 классах. Москва, «Просвещение», 2005 г.

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации».



В раздел образования