Автор: Гусева Ксения Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Школа №4 им. Сергеева Д.С.
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Художественная литература как средство патриотического воспитания на уроках
Раздел: среднее образование
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
КАК
СРЕДСТВО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Гусева К.С.
Учитель русского языка и литературы
МАОУ Школа №4
Задача патриотического воспитания на
уроках литературы
Формирование
необходимости
осознания
сущности
патриотического
воспитания
как
нравственной
основы
государственности,
как условие силы русского народа, единства
и величия России, могущества государства.
Развитие
навыков
самостоятельной
аналитической
работы
с
художественными
текстами,
навыков
устной,
письменной
и
ораторской
речи,
творческих
способностей
обучающихся.
Методы и приемы воспитания патриотизма
Сообщения, рефераты, эссе;
Картины русских художников, иллюстрации;
Высказывания русских и зарубежных писателей,
поэтов,
литературоведов
о
Родине,
о
силе
русского народа и о его единстве;
Просмотр экранизации изучаемого произведения;
Организация дискуссий;
«Творческая
лаборатория»:
создание
плаката,
проекта журнала, видео-уроков по изучаемой теме,
кроссворда и др.
Патриотическое воспитание и книга
Патриотическое
воспитание - важнейшее
направление работы по
формированию морально-
политических качеств
обучающихся.
Формированию чувства
патриотизма помогают
беседы, чтение книг о
мужестве и героизме
людей, знакомство и
дружба с воинами, с
бывшими фронтовиками
.
Примеры патриотизма в художественной
литературе
Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в
духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.
Отражение
народных
идеалов
-
патриотизма,
богатырской
силы,
ума,
находчивости мы видим в древнерусской литературе (летопись »Повесть
временных лет», повесть «Житие Александра Невского»).
Эпизоды военной истории народа (М.Ю. Лермонтов «Бородино»).
Примеры патриотизма в художественной
литературе
При
изучении
романа «Дубровский» ребята
должны
увидеть
в
А.С. Пушкине
писателя,
протестовавшего
против
гнета
самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в
прошлом и будущем родины.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», в котором писатель прославляет
боевое товарищество, осуждение предательства.
Примеры патриотизма в художественной
литературе
Особое
место
на
уроках
литературы
занимает
работа
с
историческими
документами
(роман А.С. Пушкина
«Капитанская
дочка»). Обучающиеся
учатся
сравнивать,
сопоставлять,
анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в
разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях
А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»).
Примеры патриотизма в художественной
литературе
Образцы
описания
русской
природы
мы
находим
не
только
на
страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина
(«Косцы»),
В.П. Астафьева
(«Васюткино
озеро»),
М.М. Пришвина
(«Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые
включены
произведения
А.А. Блока,
С.А. Есенина,
Н.М. Рубцова,
А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.
Примеры
заданий
при
изучении
произведения
М.Ю.
Лермонтова
«Бородино»
1. Ответьте на вопросы:
А) «Почему чувства
участников далеких событий
1812 года продолжают нас
волновать и сейчас?
Б) Почему во время Великой
Отечественной войны
защитники Москвы часто
произносили слова
Лермонтова: «Ребята! Не
Москва ль за нами?».
2.
Нарисовать
рисунок
к
стихотворению «Бородино».
3.
Подготовить
реферат
на
тему «Бородинское сражение».
Примеры заданий при изучении повести Н.В.
Гоголя «Тарас Бульба»
1.
Составьте
сравнительную
характеристику
Остапа
и
Андрия
. Критерии для сравнения
главных
героев:
характер,
нравственные
ценности
и
отношение к службе.
2. Викторина по произведению
«Тарас Бульба».
3. Кроссворд.
Заключение
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у
школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение
к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль
русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Источники литературы
Патриотическое
воспитание
на
уроках
литературы.
Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010
г.
Патриотическое воспитание на уроках литературы и во
внеклассной работе. Москва, « Просвещение», 1985 г.
Система работы по изучению современной литературы
в 8-10 классах. Москва, «Просвещение», 2005 г.
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации».