Напоминание

Технология проблемного обучения на уроках физической географии как средство реализации ФГОС


Автор: Беляева Ирина Петровна
Должность: педагог
Учебное заведение: МАОУ "ЦО № 12"
Населённый пункт: г. Череаовец
Наименование материала: статья
Тема: Технология проблемного обучения на уроках физической географии как средство реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Технология проблемного обучения на уроках физической географии как

средство реализации ФГОС

Создание условий для реализации доступности, качества и эффективности образования,

способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой

личности, способной к творчеству и самоопределению – это одна из основных задач

современной школы.

Одной из основных

проблемой на уроке - низкая познавательная активность

учащихся. Среди част причин этого можно выделить следующие:

- несформированность учебной деятельности,

- несовершенство образовательной системы и влияние социальной среды,

- психологические особенности учащихся,

- информационная перенасыщенность и т.д.

Поэтому педагогу приходится искать те формы и методы обучения, при помощи которых,

урок

станет

увлекательным

и

интересным,

что

способствовало

бы

увеличению

работоспособности учащихся. Не напичкать ученика знаниями, а сформировать у него

положительную мотивацию к учебе, создать атмосферу заинтересованности в учебной

деятельности.

Давно доказано, если ученик активно участвует в работе и при этом получает

удовольствие, тем больше информации и навыков он усваивает. Методика проблемного

обучения один из самых действенных способов добиться активного участи учащихся в

получении новой информации и навыков.

Основным методом при данном обучении, является создание проблемной ситуации, то

есть вызвать состояние интеллектуального затруднения ученика. Проблемные ситуации

активизируют самостоятельную познавательную деятельность, способствуют сознательному

усвоению учебного материала, развивают мыслительные способности. Её можно применить

на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле, обобщении.

Особенно важно применить данную методику в начале урока, чтобы настроить класс на

работу. Главная трудность преподавателя в создании различных видов проблемных ситуаций

состоит в том, что он должен добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между

имеющимися знаниями и новыми требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед

выбором необходимых знаний из системы различных наук или столкнулись с новыми

условиями применения известных знаний. Обязательно урок должен быть интересным и

увлекательным.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует

учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска,

наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.

Для построения процесса проблемного обучения требуется создание соответствующих

проблемных ситуаций. Наиболее характерными являются проблемные ситуации, которые

чаще всего возникают тогда, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать

ранее усвоенные знания в новых практических условиях. При этом учащиеся часто

сталкиваются

с

фактом

недостаточности

знаний,

умений

и

навыков

для

решения

практической задачи. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес

и стимулирует поиск новых знаний.

Второй тип проблемной ситуации возникает в том случае, если имеется противоречие

между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью

избранного способа.

Третий тип проблемной ситуации возникает тогда, когда имеется противоречие между

практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у

учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Четвёртый тип следует считать самым распространённым. Он возникает, если учащиеся

не знают способа решения поставленной задачи, т.е. в случае осознания учащимися

недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

Создание проблемной ситуации и её осознание учащимися, возможно при изучении

почти любой учебной темы на уроке географии. Так как в большинстве случаев можно

поставить перед учеником проблемный вопрос для самостоятельного его решения.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении,

закреплении, контроле.

Технологическая схема проблемного обучения такова:

- учитель создаёт проблемную ситуацию;

- направляет учащихся на её решение;

- организует поиск решения и применение полученных знаний в решении практических

задач.

При реализации проблемного обучения учитель строит взаимоотношения с классом так,

чтобы

учащиеся

могли

проявлять

инициативу,

высказывать

предположения,

даже

неправильные, но их во время дискуссии, опровергнут другие участники.

Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой

проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создаёт определённые

организационные

условия

для

активизации

мыслительной

деятельности

учащихся,

стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Этот

поиск может происходить при определённых способах организации проблемного обучения.

Наиболее эффективны следующие три способа организации проблемного обучения:

проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и

исследовательская деятельность учащихся.

Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку учителем

перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных

познавательных противоречий.

Его

применяют

преимущественно

для

развития

навыков

творческой

учебно-

познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями. Метод

проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в "готовом" виде не предлагают;

2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;

3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные

задачи.

К проблемному изложению учебного материала прибегают в тех случаях, когда

содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов или теорий, а

не на сообщение фактической информации; когда содержание не является принципиально

новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные

шаги в поиске новых элементов знаний. Этот метод недостаточно эффективен при усвоении

учащимися принципиально новых разделов, если у учащихся нет возможности опираться на

предыдущий опыт.

Например, можно задать следующие вопросы и задания проблемного характера:

1. Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности

человека на природные комплексы.

3. Предложить свой вариант решения экологических проблем.

Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса,

улучшения

качества

уроков

и

знаний

вместе

с

проблемным

подходом

возможно

использование других методов обучения.

Так, например, высшего уровня познавательной самостоятельности и активности

требует от учащихся частично-поисковый метод обучения.

Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы

знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на

поставленные вопросы или решая проблемные задания.

Этот метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в "готовом" виде не предлагают, их необходимо приобретать

самостоятельно;

2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;

3)

учащиеся

под

руководством

учителя

самостоятельно

рассуждают,

решают

проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают.

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической

беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческих упражнений,

лабораторных или практических работ и др.

Задача этого метода - постепенно приобщить школьников к творческой деятельности.

Применение частично-поискового метода учит школьников самостоятельно выполнять

отдельные шаги в целостном процессе учебного познания.

Учитель предлагает школьникам часть учебного материала освоить самостоятельно.

Например, поставить вопрос к учебной карте, к материалу, изложенному учителем, провести

сопоставление карт и сделать вывод, сравнить объекты и т.д. Предлагает высказать

предположение на основе изученных фактов. Например, сформулировать определение

понятия «вертикальная поясность» на основе изучения смены природных поясов в Андах на

разной широте. В ответ на это задание ученики 7 класса сформулировали такое определение:

«Вертикальная поясность - это произведение высоты гор на географическую широту»,

проявив при этом свои математические способности.

При применении частично-поискового метода важно научить учащихся самостоятельно

применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся

у школьников знания и умения, полученные в предшествующих курсах, темах и по другим

предметам. Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий,

способ выполнения которых учащимся заранее не известен. Большую роль в этом методе

играет эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов. Ее

содержание и последовательность вопросов должны быть хорошо продуманы учителем,

чтобы школьники могли самостоятельно решать часть предлагаемых им познавательных

задач. Примером может служить беседа об изменении равнин под действием внешних и

внутренних процессов, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на

знания о процессах выветривания, работе текучих вод, ветра, моря, приобретенных в курсе

природоведения (или естествознания) и при изучении предшествующей темы «Изменение

гор».

Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое

применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка

самостоятельного научного поиска.

Характерные признаки этого метода следующие:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в

процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить

основные средства достижения результатов;

3) основной целью деятельности учителя является оперативное управление процессом

решения проблемных задач;

4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а

знание - глубиной, прочностью и действенностью.

Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска

выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности,

практических и лабораторных работ (для исследования законов развития природы).

Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:

1. Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования

(постановка проблемы).

2. Формулировка гипотезы по решению проблемы.

3. Построение плана исследования.

4. Реализация плана.

5. Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов.

Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но

требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации

учителя. Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для

них материал. Задание учителя ставит их перед необходимостью «пройти путь ученого»,

последовательно и сознательно применять обще учебные и специфические для географии

способы деятельности. Главное назначение этого метода - приобщение школьников к

творческой деятельности, развитие креативных способностей, которое складывается из

изучения

фактов,

предположения

о

существовании

причинных

связей,

проверки

и

обоснования их правильности.

Под проблемным обучением в целом понимается такая организация учебного процесса,

которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную

самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Данный вид обучения

направлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий. Он

предполагает

последовательное

и

целенаправленное

выдвижение

перед

учащимися

познавательных проблем, разрешение которых (под руководством учителя) приводит к

активному усвоению новых знаний. Проблемное обучение обеспечивает особый способ

мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.



В раздел образования