Напоминание

Отбор юных футболистов в группы начальной подготовки


Автор: Денисенко Сергей Владимирович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СШ-6
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Отбор юных футболистов в группы начальной подготовки
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОТБОР ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Денисенко С. В.

тренер-преподаватель

МБУДО СШ-6 г. Белгород

Аннотация.

Отбор

футболистов

это

многолетний

процесс,

осуществляемый на протяжении всей подготовки от новичка до спортсмена

высокого класса. Основной задачей отбора является изучение и выявление

задатков и способностей в наибольшей мере соответствующих требованиям

того или иного вида спорта. Высокий уровень развития футбола требует

поиска физически одаренных, талантливых молодых людей, способных

успешно осуществлять игровую деятельность в экстремальных условиях. В

связи с этим отбор является обязательным звеном в системе подготовки

юных футболистов.

Ключевые слова: спорт, соревнованиям по футболу, спортивный отбор,

футбол.

Футбол является одним из наиболее доступных видов спорта широкому

кругу людей. Общедоступность эмоциональность, глубокое оздоровительное

содержание обуславливают популярность футбола, делают его одним из

основных видов культурного досуга среди широких слоев населения. Футбол

занимает важное место в системе физического воспитания молодого

поколения. В настоящее время футбол стал более динамичным, силовым и в

связи с этим отбор детей для занятий футболом в группах начальной

подготовки становится более требовательным.

Все больше внимания уделяется подготовке резерва в отечественном

футболе. Растет количество специализированных футбольных классов, школ.

К работе с юными футболистами привлекаются опытные тренеры со

специальным образованием, большим спортивным стажем. Создаются

условия

для

систематического

повышения

квалификации

тренеров,

углубления их знаний. В стране регулярно издается специальная литература

по подготовке молодых футболистов. Проводятся исследования в области

детского и юношеского футбола. И все же многочисленная армия тренеров

клубных команд, ДЮСШ, специализированных школ и Академий пока не

обеспечивает достаточного притока свежих сил, полноценного резерва в

ведущие клуба страны. Целью работы явилось обоснование методики отбора

детей и подростков для занятий футболом в группы начальной подготовки.

Исследования проводились на группе мальчиков в возрасте от 11-12 лет в

период с сентября 2024г. по август 2025г. На различных этапах участие

принимали 31 юный футболист. Исследование проводилось поэтапно.

Предварительный этап заключался в обобщении передового опыта по

отбору юных футболистов, дающий возможность судить об эффективности

применения

контрольных

упражнений

для

диагностики

спортивных

способностей. Проводился теоретический поиск доступных тестов, с

помощью которых можно определить уровень подготовки мальчиков в

группы

начальной

подготовки.

Необходимо

было

из

множества

применяемых

упражнений

отобрать

наиболее

простые,

надежные,

информативные

показатели

пригодные

для

массового

тестирования

школьников, которые отражали бы комплекс качеств, определяющих успех в

футболе.

В итоге было выбрано восемь контрольных испытаний, из них четыре по

физической подготовке и четыре по технической подготовке. Особо хотелось

отметить, что при отборе нецелесообразно ориентироваться на показатель

«умение играть». Он может ввести тренеров в заблуждение, так как им

отражается подготовленность юных футболистов на данный момент, т. е.

сформированный уровень игровых умений и навыков. Поэтому при отборе

ведущим принципом должна служить комплексная оценка спортивных

способностей детей по показателям, включенным в программу критериев

отбора.

Для того чтобы выделять детей с выраженным уровнем волевых качеств,

приемные испытания проводились в соревновательной обстановке, однако

чрезмерно акцентировать внимание детей жесткости требований отбора не

следует.

Все процессы по начальному отбору мы подразделили на два этапа, где и

решались все поставленные нами выше задачи. В результате чего на первом

этапе мы даем заключение о целесообразности поступления детей на

отделение футбола и осуществляем прогноз успешного их обучения. На

втором этапе из числа поступающих в спортивную группу выделяем

наиболее способных подростков. Таким образом, на 1 этапе применяли 4

теста по физической подготовке, 4 теста по технической подготовке и тест

игрового мышления.

В тестировании брались лучшие результаты и оценивались по пятибалльной

системе. Для подсчета количества баллов, набранных детьми, по результатам

комплекса контрольных упражнений приводится шкала градации оценок.

В

качестве

обобщенного

суждения

о

целесообразности

поступления

мальчика на отделение футбола и прогноза успешности его обучения надо

использовать не результаты в отдельных тестах, а сумма бальных оценок по

всему комплексу показателей.

Из всего числа поступающих на 1 этапе отбора следует отобрать реальное в

практическом отношении количество детей, исходя из возможностей

конкретной спортивной группы. В целом число зачисленных детей должно

превышать цифру окончательного набора. Детей, не прошедших по

конкурсу, мы рекомендуем не отчислять, а перевести их в группу

«кандидатов»,

чтобы

потом

после

годичного

обучения,

повторить

тестирование.

Как видно из наших исследований, что при выполнении упражнений у

многих наблюдаются довольно большая вариация между результатами и

количеством баллов. При сопоставлении результатов видно, что в основном

большая часть детей успешно справились с выполнением контрольных

испытаний. На этом точку ставить не следует, все ребята данной группы

систематически три раза в неделю начинают посещать занятия по футболу.

Как известно, для глубокого и всестороннего изучения способностей детей

недостаточно ориентироваться лишь на начальный уровень комплекса

показателей отбора, а необходимо обязательно учитывать индивидуальные

особенности изменения качеств в процессе обучения. Это положение

основывается на том, что более способными являются те учащиеся, которые

при

достаточно

высоком

исходном

уровне

способностей

быстрее

и

качественнее обучаются.

Решение этой задачи определяет второй этап отбора юных футболистов,

который и охватывает период годичного обучения. Юные футболисты

вначале и в конце второго этапа отбора подвергались тестированию по

специальной программе предложенной нами в данной работе. Сопоставление

данных контрольных испытаний позволяет выявить сильные и слабые

стороны учащихся и оценить их способности, к занятиям спортом. На этом

этапе

помимо

тестирования

следует

выявлять

такие

качества,

как

трудолюбие, настойчивость, интерес к занятиям по футболу.

Нельзя и оставить без внимания и естественный отсев в группе во время

обучения, который составил в наших исследованиях 18 % от всей группы из

31 человека. В результате из 31 человека по второму этапу отбора подошли

всего 26 человек. Темпы прироста результатов, нам кажется, лучше всего

оценивать в следующих тестах: по физической подготовке - бег 30 м., бег 300

м., прыжок в длину; по технической подготовке - техника владения мячом

при обводке стоек и удару по воротам, распределение внимания, удары на

дальность и игровое мышление.

По этим тестам мы дополнительно в начале второго этапа отбора

протестировали зачисленных в учебную группу детей.

По результатам тестирования для каждого учащегося определялась сумма

набранных баллов. Затем, через год занятий провели повторное тестирование

по предложенному выше комплексу показателей и вновь рассчитали сумму

набранных 220 баллов. Темпы прироста результатов определяются по

разнице баллов, набранных детьми в начале годового обучения и в конце.

Полученные нами показатели охарактеризовали способности занимающихся

к совершенствованию.

После полного подсчета баллов у каждого учащегося, мы определяем

средний проходной балл. В данном исследовании он составил 23 балла.

Группа в количестве 15 человек полностью прошла успешно контрольные

задания. Другая же группа из 11 человек не справилась с контрольными

упражнениями, но это не говорит о том, что их можно отнести к

«неодаренным». Мы считаем, что «неодаренных» людей, особенно в игровых

видах спорта быть не может, а поэтому на анализе наших исследований эту

группу мы отнесли к «кандидатам». Нельзя оставить и без внимания

разработку темпов прироста показателей контрольных упражнений, но это

мы думаем, целесообразней провести на этапе совершенствования.

Выводы

1.

Анализ

научно-методической

литературы

показал,

что

отбор

перспективных детей осуществляется на основе исходного уровня ряда

общих и специальных показателей по комплексу тестов, позволяющих

прогнозировать успешность обучения и на оценке темпов прироста

результатов в процессе их обучения.

2. Предложенная нами методика и комплекс контрольных испытаний,

включающий в себя: измерение скоростных и скоростно-силовых качеств,

ловкости, специальной координации, техники и игрового мышления, дают

необходимую

информацию

о

наличии

у

воспитанников

качеств,

определяющих спортивные достижения в футболе.

З. Проведенные нами исследования также показали, что их применение

отвечает требованиям, принятым в практике тестирования, поскольку

доступны школьникам данного возраста и дают объективные оценки

исследуемых качеств , что и позволило рекомендовать их для массового

обследования школьников с целью отбора детей в группы по футболу, для

контроля за их развитием на начальном этапе подготовки.

Список литературы:

1. Золотарев А. П. Подготовка спортивного резерва в футболе: Монография.

Изд-е 2- е, стереотипное. Краснодар, 2016. – 76 с

2. Золотарев, А. П., Гакаме Р. З., Семенюков А. А. Теория и методика

футбола: учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2017. – 175 с.

3. Хаустова Е. Г., Мартынов А. А. Использование средств мозжечковой

стимуляции в вестибулярной гимнастике младших школьников с задержкой

психического развития // Педагогический имидж. – 2021. – Т. 15. № 3 (52). -

С. 324- 334.



В раздел образования