Напоминание

Инновационные материалы на уроках скульптуры в детских школах искусств


Автор: Ермолаева Галина Борисовна
Должность: учитель школы искусств
Учебное заведение: МОУ ТСШК №12
Населённый пункт: Приднестровье, г.Тирасполь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные материалы на уроках скульптуры в детских школах искусств
Раздел: высшее образование





Назад




Инновационные, долговечные материалы и их использование на уроках

скульптуры в детских школах искусств и художественных школах

Ермолаева Галина Борисовна

777 53232

Преподаватель скульптуры ДШИ

МОУ «ТСШК №12»

Аннотация.В статье рассматриваются современные подходы к преподаванию

скульптуры в детских художественных школах и школах искусств с акцентом на

использование инновационных, долговечных материалов. Особое внимание уделяется

полимерной глине — самозатвердевающей и запекаемой — как альтернативе

традиционным, но недолговечным материалам (глине и пластилину). Раскрываются

педагогические и психологические аспекты лепки: её влияние на развитие мелкой

моторики, образного мышления, эмоциональной сферы и концентрации внимания у

детей. Описаны преимущества новых материалов, особенности их применения в учебной

практике, а также инструменты и технологии, способствующие повышению качества и

сохранности ученических работ.

Ключевые слова: детское творчество, лепка, скульптура, полимерная глина,

художественное образование, мелкая моторика, арт-терапия, долговечные материалы.

Введение: лепка — танец пальцев и воображения

Лепка — это особая форма творчества, своеобразный «танец пальцев»,

придающий материи форму, продиктованную воображением. Работа с

объемной формой помогает детям развивать художественное мышление,

чувственное восприятие и практические навыки. Однако, несмотря на

огромную педагогическую ценность, уроки скульптуры в детских

художественных школах сталкиваются с одной существенной проблемой —

хрупкость и недолговечность традиционных материалов, таких как глина и

пластилин.

Актуальность: необходимость долговечных решений.

Выпускные и конкурсные работы учащихся заслуживают сохранения — это

результат серьёзного, кропотливого труда, нередко отражающего высокий

уровень освоения материала. Однако традиционные материалы,

используемые в образовательной практике, часто не позволяют сохранить

работы в течение длительного времени. Это становится особенно актуальным

в условиях подготовки к выставкам, конкурсам и школьным экспозициям.

В связи с этим встает вопрос: какие материалы могут стать

инновационной и долговечной альтернативой традиционной глине и

пластилину?

Педагогическая и психологическая ценность лепки в обучении детей

Развитие мелкой моторики и когнитивных функций:

Работа пальцами — это не просто физическая активность. Как утверждал

выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский:

«Истоки творческих способностей детей — на кончиках их пальцев».

Лепка способствует интенсивному развитию мелкой моторики, которая

напрямую связана с формированием головного мозга ребёнка. При

выполнении точных движений руками активизируются оба полушария мозга,

формируются новые нейронные связи. Это не только улучшает координацию

движений, но и способствует развитию таких когнитивных функций, как

внимание, память, логика и речь. Развитие моторики тесно связано с

успешным овладением навыками письма, чтения и общего уровня школьной

успеваемости.

Работа с пластичными материалами — особенно в раннем возрасте —

становится основой для последующего успешного освоения академических

дисциплин. Таким образом, лепка — это не только творчество, но и

эффективный инструмент общего развития.

Развитие творческого и образного мышления:

Лепка — это процесс моделирования внутреннего мира ребенка. В отличие

от рисунка или живописи, работа с объемной формой требует

пространственного воображения и образного мышления. Ребёнок учится

видеть форму в массе, мысленно моделировать её перед тем, как передать

руками.

Этот процесс стимулирует развитие креативности, помогает формировать

ассоциативное мышление, расширяет словарный запас — ведь детям нужно

описывать свои работы, придумывать им названия, сюжет и назначение.

Работа с объёмом учит решать нестандартные задачи, находить интересные

формы выражения мыслей и чувств.

Снятие стресса и эмоциональная регуляция

Лепка — это не только творческий, но и терапевтический процесс. Благодаря

ритмичным, однообразным движениям и тактильному контакту с

пластичным материалом у ребёнка снижается уровень тревожности,

нормализуется эмоциональный фон.

Психологи отмечают, что лепка помогает детям выразить те чувства, которые

они ещё не могут описать словами. Таким образом, в процессе творчества

происходит безопасное и естественное проживание внутренних

переживаний. Особенно важна такая форма деятельности для детей с

повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью, а также

для тех, кто пережил стресс или испытывает трудности в социализации.

Улучшение концентрации внимания и усидчивости

Современные дети часто сталкиваются с проблемой дефицита внимания,

гиперактивностью, неспособностью долго сохранять интерес к одной задаче.

Лепка требует сосредоточенности, точности движений, аккуратности.

Увлекательность самого процесса помогает удерживать внимание на

протяжении длительного времени, а успешный результат становится

мощной мотивацией к продолжению занятий.

Для гиперактивных детей лепка является эффективным способом

«направленного движения» — когда энергия направляется в продуктивное

русло. Повторяющиеся действия и погружение в процесс помогают развивать

самоконтроль, терпение и способность доводить начатое до конца.

Таким образом, лепка как вид художественно-практической деятельности

играет многогранную роль в развитии ребёнка: от формирования базовых

нейронных связей до раскрытия творческого потенциала и гармонизации

внутреннего состояния. Регулярное включение занятий по лепке в

образовательный процесс в художественных школах обосновано не только с

эстетической, но и с психологической и педагогической точки зрения.

Историческая справка: скульптура как искусство навека

Скульптура — одно из древнейших видов искусства. Её трехмерная природа

позволяет не только увидеть, но и почувствовать форму. Классические

материалы: камень, дерево, металл, гипс — веками сохраняли образы

древних культур. Именно благодаря их долговечности до нас дошли Венеры

палеолита, египетские рельефы, античные статуи, скульптуры будд и

монолиты острова Пасхи.

Традиционная глина, несмотря на распространенность, не обладает

необходимой прочностью. В образовательной практике важно стремиться к

тому, чтобы даже учебные работы могли сохраняться как часть культурного

наследия школы.

Инновационные материалы: преимущества и педагогическая ценность

Современные технологии предлагают множество новых материалов,

сочетающих пластичность, прочность и декоративность. В числе наиболее

перспективных для детского творчества — полимерная глина,

представленная в двух формах: самозатвердевающей и запекаемой

(термопластикой).

1. Самозатвердевающая полимерная глина

Этот материал идеально подходит для первых этапов обучения. Он мягкий,

удобный в работе, безопасен. После высыхания изделия становятся

прочными, легкими, их можно шлифовать, резать, красить и покрывать

лаком.

Преимущества:

Простота использования;

Долговечность готовых изделий;

Возможность постобработки.

Недостатки:

Хрупкость мелких деталей;

Требуется оперативность при работе (масса быстро твердеет на воздухе).

2. Запекаемая полимерная глина (термопластика)

Более продвинутый и универсальный материал, активно применяемый в

профессиональной среде. Запекаемая глина затвердевает в обычной духовке

при температуре 110–130°C. После запекания изделия становятся прочными,

устойчивыми к механическим воздействиям и влаге.

Преимущества:

Широкая цветовая палитра;

Детализация и точность;

Долговечность изделий;

Эстетичность (возможность имитации фарфора, металла, дерева и др.).

Недостатки:

Необходимость соблюдения температурного режима;

Возможность перегрева и растрескивания при неправильной термической

обработке.

Техника работы с пластикой

Для работы с полимерной глиной понадобятся:

Жесткая рабочая поверхность;

Острые ножи и стеки;

Акриловые валики;

Каттеры, спицы, зубочистки;

Салфетки и перчатки;

Бумага для выпекания, наждачная бумага (№220–1000);

Лаки и клеи, подходящие для термопластики (например, эпоксидный клей,

гели FIMO).

Важно соблюдать температурный режим запекания и правильно

подготавливать материал к работе: разминать до мягкости, смешивать для

получения нужного оттенка и текстуры, использовать текстурные штампы.

Заключение

Внедрение инновационных материалов в образовательный процесс по

предмету «Скульптура» открывает новые горизонты в детском творчестве.

Как педагог, я вижу несомненную пользу в использовании

самозатвердевающей и запекаемой полимерной глины.

Такие материалы позволяют:

сохранить детские работы на долгие годы;

улучшить качество и эстетическую выразительность изделий;

формировать у учащихся навыки работы с современными технологиями;

готовить к профессиональному росту в сфере прикладного искусства и

дизайна.

Введение в учебный процесс долговечных и безопасных материалов делает

уроки скульптуры не только более эффективными, но и вдохновляющими.

Это путь к сохранению детского творчества как части культурной истории

школы, города и, возможно, будущей карьеры ученика.



В раздел образования