Напоминание

Особенности развития речевого дыхания у детей раннего возраста


Автор: Латайникова Дарья Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "ДООспЦ"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития речевого дыхания у детей раннего возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности развития речевого дыхания у детей раннего возраста

Речевое дыхание – это основополагающий компонент звучащей речи.

Оно помогает управлять силой и громкостью голоса, придает речи плавность

и выразительность.

Речевое дыхание имеет отличия от обычного (физиологического)

дыхания, которые заключаются в следующем:

- в жизни дыхание человека носит непроизвольный характер, а

дыхание, связанное с произнесением речи, является управляемым процессом;

- речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длительным

выдохом (в 7-8 раз длиннее вдоха), а физиологическое дыхание состоит из

практически равномерного вдоха и выдоха;

- при речевом дыхании происходит увеличение объема вдыхаемого

воздуха, который становится втрое больше, чем при обычном дыхании;

- при образовании речи преобладает ротовой тип дыхания, а

физиологическое дыхание в норме является носовым;

- при речевом дыхании голосовые связки на вдохе максимально

расходятся, а при выдохе – сближаются почти до соприкосновения.

Дыхание ребенка раннего возраста отличается от дыхания ребенка

дошкольного возраста и тем более – взрослого человека. Ребенок раннего

возраста делает слабый выдох, который может осуществляться через нос и

рот одновременно, не может контролировать правильность своего дыхания.

Всё это может стать причиной таких проблем, как: тихая речь;

трудности произнесения длинных фраз (последние слова произносятся

шепотом либо не произносятся вовсе); проглатывание окончаний слов;

искаженная интонация, монотонность; нечеткая смазанная речь, непонятная

для окружающих; отсутствие пауз между словами, либо неуместные паузы в

словах для добора воздуха.

Для того чтобы ребенок в полной мере мог овладеть своим голосом и

речевым аппаратом, необходимо развивать правильное речевое дыхание, но,

прежде всего, необходимо сформировать наиболее глубокий и сильный тип

физиологического дыхания – диафрагмальный.

Существует 3 основных типа дыхания:

- ключичный тип: поднимаются плечевой пояс и верхние ребра,

расширяется преимущественно верхняя часть грудной клетки, дыхание носит

поверхностный характер;

- грудной тип: грудная клетка расширяется вперед и в стороны;

- диафрагмальный (брюшной) тип: расширяется нижний отдел грудной

клетки, значительно опускается диафрагма во время глубокого вдоха. Легкие

расширяются, подобно резиновому шару, напрягаясь и наполняясь воздухом.

При выдохе дыхательные мышцы расслабляются, и воздух выталкивается

наружу.

Именно при диафрагмальном типе дыхания достигается экономия

мышечной

силы,

бо

6

льший

объем

воздуха

и

бо

6

льшая

пластичность

дыхательных движений, поэтому его формирование – это важный этап перед

развитием речевого дыхания ребёнка.

Для формирования диафрагмального типа дыхания у ребенка раннего

возраста можно использовать следующие упражнения:

1 упражнение: Ребенок ложится на спину, на область его диафрагмы

кладется легкая игрушка. Задача ребенка наблюдать за игрушкой: в момент

вдоха - она должна подниматься, а в момент выдоха – опускаться. Внимание

ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит

животом.

2 упражнение: Ребенок, находясь в положении лежа, кладет ладонь на

область диафрагмы. Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только

зрительно, как в предыдущем упражнении, но и тактильно (ощущается

ладонью).

После того, как будет сформирован диафрагмальный тип дыхания,

можно приступать к развитию речевого дыхания.

Основная задача тренировок по развитию речевого дыхания –

сформировать сильный и плавный выдох, а также научить ребёнка

контролировать расход воздуха и направлять поток воздуха губами. Многие

задания сразу связаны с произношением звуков, поэтому тренировка

дыхания неразрывно идёт с развитием речи, с её запуском у детей раннего

возраста.

Рассмотрим основные правила выполнения упражнений и игр на

развитие речевого дыхания у детей раннего возраста:

- выполнение дыхательной гимнастики ежедневно не более 5-10 минут

(не стоит выполнять упражнения слишком долго, поскольку из-за избытка

кислорода такие занятия могут достаточно быстро утомить ребёнка, а при

интенсивных

упражнениях

они

даже

способны

вызвать

лёгкое

головокружение);

- во время выполнения дыхательных упражнений шея, плечи и живот

ребенка не должны напрягаться;

- помещение, в котором проводятся дыхательные упражнения должно

быть чистым, без пыли;

- помещение необходимо предварительно проветрить;

- температура воздуха – 17-21 градус;

- после последнего приема пищи ребенка должно пройти не менее

получаса, а лучше – час;

- одежда не должна сковывать движения ребенка, сдавливать шею;

- выполнять упражнения и игры целесообразно по принципу «от

простого к сложному», постепенно увеличивая нагрузку;

- проводить дыхательную гимнастику следует в игровой форме с

использованием красочных картинок и разнообразных материалов.



В раздел образования