Автор: Латайникова Дарья Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "ДООспЦ"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития речевого дыхания у детей раннего возраста
Раздел: дополнительное образование
Особенности развития речевого дыхания у детей раннего возраста
Речевое дыхание – это основополагающий компонент звучащей речи.
Оно помогает управлять силой и громкостью голоса, придает речи плавность
и выразительность.
Речевое дыхание имеет отличия от обычного (физиологического)
дыхания, которые заключаются в следующем:
- в жизни дыхание человека носит непроизвольный характер, а
дыхание, связанное с произнесением речи, является управляемым процессом;
- речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длительным
выдохом (в 7-8 раз длиннее вдоха), а физиологическое дыхание состоит из
практически равномерного вдоха и выдоха;
- при речевом дыхании происходит увеличение объема вдыхаемого
воздуха, который становится втрое больше, чем при обычном дыхании;
- при образовании речи преобладает ротовой тип дыхания, а
физиологическое дыхание в норме является носовым;
- при речевом дыхании голосовые связки на вдохе максимально
расходятся, а при выдохе – сближаются почти до соприкосновения.
Дыхание ребенка раннего возраста отличается от дыхания ребенка
дошкольного возраста и тем более – взрослого человека. Ребенок раннего
возраста делает слабый выдох, который может осуществляться через нос и
рот одновременно, не может контролировать правильность своего дыхания.
Всё это может стать причиной таких проблем, как: тихая речь;
трудности произнесения длинных фраз (последние слова произносятся
шепотом либо не произносятся вовсе); проглатывание окончаний слов;
искаженная интонация, монотонность; нечеткая смазанная речь, непонятная
для окружающих; отсутствие пауз между словами, либо неуместные паузы в
словах для добора воздуха.
Для того чтобы ребенок в полной мере мог овладеть своим голосом и
речевым аппаратом, необходимо развивать правильное речевое дыхание, но,
прежде всего, необходимо сформировать наиболее глубокий и сильный тип
физиологического дыхания – диафрагмальный.
Существует 3 основных типа дыхания:
- ключичный тип: поднимаются плечевой пояс и верхние ребра,
расширяется преимущественно верхняя часть грудной клетки, дыхание носит
поверхностный характер;
- грудной тип: грудная клетка расширяется вперед и в стороны;
- диафрагмальный (брюшной) тип: расширяется нижний отдел грудной
клетки, значительно опускается диафрагма во время глубокого вдоха. Легкие
расширяются, подобно резиновому шару, напрягаясь и наполняясь воздухом.
При выдохе дыхательные мышцы расслабляются, и воздух выталкивается
наружу.
Именно при диафрагмальном типе дыхания достигается экономия
мышечной
силы,
бо
6
льший
объем
воздуха
и
бо
6
льшая
пластичность
дыхательных движений, поэтому его формирование – это важный этап перед
развитием речевого дыхания ребёнка.
Для формирования диафрагмального типа дыхания у ребенка раннего
возраста можно использовать следующие упражнения:
1 упражнение: Ребенок ложится на спину, на область его диафрагмы
кладется легкая игрушка. Задача ребенка наблюдать за игрушкой: в момент
вдоха - она должна подниматься, а в момент выдоха – опускаться. Внимание
ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит
животом.
2 упражнение: Ребенок, находясь в положении лежа, кладет ладонь на
область диафрагмы. Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только
зрительно, как в предыдущем упражнении, но и тактильно (ощущается
ладонью).
После того, как будет сформирован диафрагмальный тип дыхания,
можно приступать к развитию речевого дыхания.
Основная задача тренировок по развитию речевого дыхания –
сформировать сильный и плавный выдох, а также научить ребёнка
контролировать расход воздуха и направлять поток воздуха губами. Многие
задания сразу связаны с произношением звуков, поэтому тренировка
дыхания неразрывно идёт с развитием речи, с её запуском у детей раннего
возраста.
Рассмотрим основные правила выполнения упражнений и игр на
развитие речевого дыхания у детей раннего возраста:
- выполнение дыхательной гимнастики ежедневно не более 5-10 минут
(не стоит выполнять упражнения слишком долго, поскольку из-за избытка
кислорода такие занятия могут достаточно быстро утомить ребёнка, а при
интенсивных
упражнениях
они
даже
способны
вызвать
лёгкое
головокружение);
- во время выполнения дыхательных упражнений шея, плечи и живот
ребенка не должны напрягаться;
- помещение, в котором проводятся дыхательные упражнения должно
быть чистым, без пыли;
- помещение необходимо предварительно проветрить;
- температура воздуха – 17-21 градус;
- после последнего приема пищи ребенка должно пройти не менее
получаса, а лучше – час;
- одежда не должна сковывать движения ребенка, сдавливать шею;
- выполнять упражнения и игры целесообразно по принципу «от
простого к сложному», постепенно увеличивая нагрузку;
- проводить дыхательную гимнастику следует в игровой форме с
использованием красочных картинок и разнообразных материалов.