Автор: Попова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №402 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г . Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Знакомство детей с Великой Отечественной войной через память поколений"
Раздел: среднее профессиональное
Попова Ольга Викторовна
МАДОУ «Детский сад «Золотая рыбка № 402»
Сормовского района г.Нижнего Новгорода
Воспитатель
Пр.Кораблестроителей43
«Знакомство детей с Великой Отечественной войной через
память поколений»
Аннотация: Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ,
способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, через
формирование позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к
участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к событиям того
времени, через знакомство ветеранов семьи.
Вступление: Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в
прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям
относится Великая Отечественная война. Наш проект был создан в честь памяти к
80 летию ВОВ. Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, но подвиг
людей восставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского
народа. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день
вспоминают тех, кто остался на полях сражений и кто после войны налаживал
мирную жизнь. И наступит тот день и час , когда уйдут из жизни все фронтовики, и
уже некому будет вспомнить или рассказать о бессмертном мужестве и страданиях
нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Я всегда воспринимаю эту
тему со слезами на глазах, так, как знаю об этом из первых уст. В моей семье уже
нет ветеранов, но их рассказы навечно остаются в моей памяти и день победы наш
родной праздник, когда мы вспоминаем своих дедов. Каждого ребёнка, который
ходил, ходит и будет ходить к нам в группу, я знакомлю с событиями того
времени, объясняю, рассказываю, провожу открытые занятия.
В современных
условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных
направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое
воспитание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат
длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Необходимость патриотического воспитания ещё высказывали Толстой Л.Н«
Страна, позабывшая свою историю, культуру, традиции своих героев обречена на
вымирание.»И.В. Сталин говорил « сильная Россия миру не нужна, никто нам не
поможет, рассчитывать можно только на свои силы» Чтобы быть уверенным, что
дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с
дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными
историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война.
Цель статьи - Воспитание патриотизма чувство гордости за героическое прошлое
нашего народа, своих близких.
Формирование исторической памяти поколений на основе углубления знаний о
Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.
Воспитание чувств благодарности и уважения к старшем поколениям , отстоявшим
нашу
Родину,
развитие
творческих
способностей,
умение
использовать
полученные знания в рассказах, рисунках и т.д.
Подготовка информации и выступления боевые листы о родственниках, которые
воевали и были в тылу.
Основная часть - Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими
патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с
историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым
относится Великая Отечественная война. В.В. Путин говорил: «Война является
одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании
настоящего мужчины.» «Дети должны знать, что война это страдание и смерть.».
«Патриотическое чувство формируется в результате воспитательного воздействия,
начиная с самого детства». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с
Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Не
следует также забывать, что война является одним из наиболее важных
исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии
настоящего мужчины. Хорошо и важно, чтобы герои были своими, близкими,
тогда им легче равняться .Для обогащения детей знаниями о ВОВ нравственных
качеств личности, позитивного отношения к ветеранам Великой Отечественной
войны, к событиям того времени, свою работу мы спланировали таким образом:
Проанализировали знания, которые имеют дети к началу работы. Был проведен
опрос ребят, задавались следующие вопросы: Что такое война? Митинг? Что
делает солдат, когда служит в армии? Зачем? Что ты знаешь о нашем памятнике?
Знаешь ли ты, кто у вас в семье воевал? Кто такой ветеран? Знаете ли вы города-
герои? В какой день закончилась война и почему она была великой?. Опрос и
наблюдения показали , что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об
освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, дефицитом
знаний о городах- героях, участии членов семьи старшего поколения в Великой
Отечественной войне, была проведена данная работа. Первым делом привлекли
родителей к участию в работе (сбор материала для создания мини- музея группы «
Музей боевой славы», оформление папки " Города-герои", фотогазета "Память
поколений!", в 2024г. участие в музыкальном празднике "9 мая- День Победы!
составление
рассказов-событий
для
своих
детей
о
ветеранах
в
семье,
анкетирование родителей. Экскурсии совместно родителей и детей к вечному
огню, памятникам героев, выставку военной технике, шествие «Бессмертный
полк».
С целью укрепления родовой исторической памяти в семьях наших воспитанников,
передаче
патриотических
традиций
народа-победителя
мы
совместно
с
родителями
воспитанников
подготовила
и
оформила
фотогазету
«Память
поколений» и рассказ о каждом участнике которые воевали и кто был в тылу.
Дети с удовольствием и с гордостью делились событиями тех времён, в которых
принимали их предки с рассказа родителей ( кто и когда где воевал? Какими
награды и за что получили? Кто дожил до мирных дней и кто нет)
Очень важно, что дети не забывали о подвигах наших доблестных ветеранов. И мы
взрослые будем стараться воспитывать в наших детях патриотов нашей Родины, на
примерах прошедших и современных войн и не забывать то страшное время,
которое прошли наши деды, защищая будущее от врага.
В образовательной деятельности в режимные моменты и самостоятельной
деятельности с детьми мы проводили:
Цикл бесед "Что такое героизм?", "Дети- герои на войне", "Боевая слава наших
земляков"; : «Почему война называется Великой Отечественной», «Кто такой
герой?», «Как россияне защищали Москву от фашистов осенью 1941 года?»,
рассматривание карты и составление хронологии важнейших событий, связанных с
битвой
под
Москвой,
Беседа
о
Г.К.Жукове.,
«Города
-
герои
Великой
отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войны»; «Герои, которые
ковали победу в тылу», «Блокада Ленинграда» и т.д.
Чтение худ. литиратуры.: разучивание пословиц о солдатской службе, чтение Л.
Кассиль «Твои Защитники», С. Алексеева «Медаль», С.Алексеев «О великой
Московской битве», «Подвиг у Дубосекова», «Генерал Панфилов»,
Л. Кассиля
"Никто не знает, но помнят все", загадывание загадок на военную тематику, З.
Александрова «Дозор» и другое.
Просмотр презентации : виртуальные экскурсии по городам -героям
Прослушивание и разучивание песен: «Священная война» А.Александров,
В.Лебедев-Кумач, «На безымянной высоте» В.Баснер «Последний бой» М.
Ножкин, А. Ашкенази, «Катюша» М. Блантер, М. Исаковский ит.д.
: «Хотят ли
русские войны» Е. Евтушенко, Э. Колмановский, «Дорожка фронтовая» Б.
Мокроусов, Н. Лабковский, Э.Хиль «Победный вальс», «Свет вечного огня».
Дид. Игры: «Чья форма», «Что изменилось»,
«Сигнальные флажки», «Будем в
армии служить» “Род войск и боевая техника”, “Защитники Отечества”
С\Р игры: «На границе», «Мы военные», «Военные», «Медсестра», “Мы-военные
моряки”, «Летчики»
Подв. Игры: «Переправа через мост», «Кто быстрее соберется по тревоге»,
“Защита крепости”, “Подвижная цель”, “Стенка-мишень”,
“Перехватчики”,“Переправа через мост”, “Снайперы”.
Худ. Творч. Рисование «Таран» , конструирование «Самолёт», Коллективная
работа «Защитники неба»,
», рисунки на темы: «Салют Победы в городе -герое»,
«Памятники воину- победителю в городах героях» Рисование «Катюша – боевая
машина».
Выставка детских рисунков – Мир глазами детей « В каждой семье есть свой
герой»
Заключение:
Война давно закончилась. Уже 80лет прошло с того дня. Как
отгремели последние выстрелы. Но, не смотря на это, мы должны помнить, что
наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки когда-то грудью защищали
нашу родину для нас, для потомков. Пусть война не напоминает о себе никогда!
Мы говорим огромное спасибо всем тем, кто участвовал в Великой Отечественной
войне, кто подарил нам мирное, светлое, счастливое детство..
Проводимая работа вызвала живой отклик у детей, родителей и родственников
старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала
нашему тесному сотрудничеству. Участие в работе родителей благоприятно
сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.
Список литературы:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические
рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с
Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]:
методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ 2010-2015»
Н.Г. Комратова, Л. Ф. Грибова « Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России - М.:Аркти, 2003.
Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина...- М.:Аркти, 2004.
Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект "Живая память России" Нравственно-
патриотическое воспитание старших дошкольников- СПб.: Детство- пресс, 2013.
Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия- М.: Сфера, 2013.