Напоминание

Проверка гипотезы: "Дальность полета шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска"


Автор: Таранова Ирина Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 95
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Разработка урока-исследования
Тема: Проверка гипотезы: "Дальность полета шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска"
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ:

«ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ: ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА ШАРИКА,

ПУЩЕННОГО ГОРИЗОНТАЛЬНО, ТЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БОЛЬШЕ

ВЫСОТА ПУСКА»

1. Введение

Данный

урок

направлен

на

формирование

у

учащихся

навыков

научного

исследования

через

проверку

гипотезы

о

зависимости

дальности полета тела, брошенного горизонтально, от высоты его

пуска.

Урок

сочетает

теоретический

анализ

с

экспериментальной

деятельностью, что позволяет учащимся не только усвоить физические

закономерности,

но

и

развить

критическое

мышление,

умение

планировать эксперимент и анализировать результаты.

Гипотеза

исследования

формулируется

следующим

образом:

«Дальность полета шарика, пущенного горизонтально, увеличивается

с ростом высоты пуска». Для ее проверки учащиеся должны провести

серию экспериментов, измерить зависимость дальности полета от

высоты и объяснить полученные результаты с точки зрения законов

механики.

2. Цели и задачи урока

2.1. Образовательные цели:

Изучение

закономерностей

движения

тела,

брошенного

горизонтально.

Формирование

умения

выдвигать

гипотезы

и

проверять

их

экспериментально.

Развитие

навыков

работы

с

измерительными

приборами

(линейка, секундомер).

2.2. Развивающие цели:

Развитие

аналитического

мышления

через

интерпретацию

экспериментальных данных.

Формирование

умения

аргументировать

выводы

на

основе

полученных результатов.

Совершенствование

навыков

командной

работы

при

проведении опытов.

2.3. Воспитательные цели:

Воспитание аккуратности и точности при проведении измерений.

Формирование научного мировоззрения через понимание причинно-

следственных связей в физических процессах.

3. Теоретическая часть

3.1.

Физические

основы

движения

тела,

брошенного

горизонтально

Движение

тела,

брошенного

горизонтально,

представляет

собой

комбинацию двух независимых движений:

Равномерного движения по горизонтали (поскольку сопротивление

воздуха

не

учитывается,

горизонтальная

скорость

остается

постоянной).

Свободного

падения

по

вертикали

(ускорение

равно

ускорению

свободного падения).

Время полета тела определяется исключительно высотой, с которой

оно

было

брошено,

так

как

вертикальное

движение

описывается

уравнением равноускоренного движения без начальной скорости. Чем

больше высота, тем дольше тело находится в полете.

Дальность полета зависит от начальной горизонтальной скорости и

времени падения. Поскольку время падения увеличивается с высотой,

логично

предположить,

что

при

одинаковой

начальной

скорости

дальность полета будет расти с увеличением высоты пуска.

3.2. Формулировка гипотезы и ожидаемые результаты

Гипотеза урока основана на теоретической зависимости времени

падения от высоты. Если шарик пускают с большей высоты, он дольше

летит, а значит, при неизменной горизонтальной скорости пролетает

большее

расстояние.

Таким

образом,

ожидается,

что

экспериментальные

данные

подтвердят

прямую

зависимость

дальности полета от высоты пуска.

4. Экспериментальная часть

4.1. Оборудование и материалы

Для проведения эксперимента потребуется:

Шарик (например, металлический или пластиковый).

Устройство для горизонтального запуска (желоб, пушка для

шариков

или

иное

приспособление,

обеспечивающее

одинаковую начальную скорость).

Линейка

или

рулетка

для

измерения

высоты

и

дальности

полета.

Секундомер

(опционально, для

дополнительного измерения

времени полета).

Устойчивая подставка с регулируемой высотой.

4.2. Методика проведения эксперимента

Подготовка установки:

Закрепить устройство для запуска шарика на подставке.

Убедиться, что шарик запускается строго горизонтально (можно

проверить с помощью уровня).

Проведение измерений:

Установить высоту пуска (например, 20 см, 40 см, 60 см).

Запустить шарик и зафиксировать точку его падения.

Измерить дальность полета от точки старта до места падения.

Повторить

эксперимент

для

каждой

высоты

3–5

раз

для

исключения случайных погрешностей.

Фиксация данных:

Записать

средние

значения

дальности

полета

для

каждой

высоты.

4.3. Возможные источники погрешностей

Неидеальная горизонтальность запуска (шарик может иметь

небольшую начальную вертикальную скорость).

Неточность

измерения

дальности

(особенно

если

шарик

отскакивает от поверхности).

Влияние

сопротивления

воздуха

(хотя

для

небольших

скоростей оно незначительно).

Минимизировать погрешности можно за счет:

Использования

направляющего

желоба

для

стабильного

запуска.

Проведения серии измерений и расчета среднего значения.

Запуска шарика в помещении без сквозняков.

5. Анализ результатов и выводы

5.1. Интерпретация экспериментальных данных

После

проведения

опытов

учащиеся

должны

сопоставить

полученные значения дальности полета с высотой пуска. Ожидается,

что с увеличением высоты дальность будет возрастать.

Пример возможных результатов:

При высоте 20 см – дальность 30 см.

При высоте 40 см – дальность 45 см.

При высоте 60 см – дальность 60 см.

Эти данные подтверждают гипотезу: чем выше точка пуска, тем

больше дальность полета при одинаковой начальной скорости.

5.2. Объяснение результатов с точки зрения физики

Увеличение

дальности

связано

с

тем,

что

время

падения

определяется высотой:

Чем выше начальная точка, тем дольше шарик находится в

свободном падении.

Горизонтальная

скорость

постоянна,

поэтому

за

большее

время шарик пролетает большее расстояние.

Таким

образом,

экспериментальные

данные

согласуются

с

теоретическими предсказаниями.

5.3. Формулировка выводов

На

основании

проведенного

исследования

можно

сделать

следующие выводы:

Гипотеза подтвердилась: дальность полета шарика, пущенного

горизонтально, действительно увеличивается с ростом высоты

пуска.

Зависимость

носит

нелинейный

характер,

так

как

время

падения зависит от высоты по квадратичному закону.

Для более точных результатов необходимо минимизировать

погрешности, связанные с методикой эксперимента.

6. Практическое применение исследования

Понимание

зависимости

дальности полета

от

высоты важно

не

только в учебном контексте, но и в реальных ситуациях:

В спорте (например, расчет траектории мяча в баскетболе или

теннисе).

В баллистике (определение дальности полета снарядов).

В инженерии (проектирование катапульт, роботизированных

механизмов).

7. Заключение

Проведенный

урок-исследование

позволяет

учащимся

не только

усвоить

теоретические

основы

движения

тела,

брошенного

горизонтально,

но

и

развить

практические

навыки

научного

эксперимента. Анализ результатов подтверждает выдвинутую гипотезу

и демонстрирует связь между высотой пуска и дальностью полета.

Данная методика может быть адаптирована для разных возрастных

групп:

упрощена

для

младших

классов

или

усложнена

для

старшеклассников (например, введением расчетов времени полета и

построением графиков).

Таким

образом,

урок

успешно

сочетает

теорию

и

практику,

способствуя глубокому пониманию физических закономерностей.



В раздел образования