Автор: Маркозова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1236
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание детей по методу Марии Монтессори
Раздел: дошкольное образование
Воспитание детей по методу Марии Монтессори
Воспитание и образование детей – одна из важнейших задач общества. Среди
множества педагогических подходов метод Марии Монтессори (1870-1952),
итальянского врача и педагога, выделяется своей уникальностью, гуманизмом и
научной обоснованностью. Разработанный более века назад, он остается невероятно
актуальным, предлагая путь воспитания свободной, самостоятельной и ответственной
личности. Этот доклад посвящен ключевым принципам, особенностям и значению
метода Монтессори.
1. Философские основы метода
Метод Монтессори основан на глубоком уважении к ребенку как к уникальной
личности с огромным внутренним потенциалом. Его ключевые постулаты:
"Помоги мне сделать это самому" (Help me do it myself): Это главный девиз
метода. Цель взрослого (педагога или родителя) – не сделать что-то за ребенка,
а создать среду и дать инструменты для его самостоятельной деятельности.
Впитывающий разум (Absorbent Mind):** Монтессори считала, что дети от
рождения до 6 лет обладают уникальной способностью бессознательно
впитывать информацию из окружающей среды, как губка. Этот период
критичен для формирования личности.
Сензитивные периоды: Это особые временные интервалы в развитии ребенка,
когда он обладает повышенной восприимчивостью к освоению определенных
навыков (например, речи, порядка, движений, сенсорного развития,
социальных аспектов). Задача взрослого – распознать эти периоды и
предоставить соответствующие возможности.
Подготовленная среда: Это краеугольный камень метода. Среда должна быть:
Эстетичной и упорядоченной:Привлекательной, чистой, с продуманным
расположением материалов.
Соответствующей размеру и силам ребенка:Мебель легкая и по росту,
материалы доступны.
Реалистичной: Предметы настоящие (стекло, керамика), а не игрушечные,
чтобы ребенок учился обращаться с ними аккуратно и уважительно.
Свободной для выбора: Материалы расположены на открытых полках,
ребенок сам выбирает, чем заниматься.
Ограниченной по количеству материалов: Каждый материал присутствует в
одном экземпляре (это учит терпению и уважению к работе другого) и имеет
четкую цель развития.
Роль взрослого (Педагога/Родителя): Взрослый – это не авторитарный учитель,
а наблюдатель, помощник и проводник. Он
* Тщательно готовит среду.
* Наблюдает за детьми, выявляя их интересы и сензитивные периоды.
* Показывает (презентует) как правильно работать с материалами, четко и
лаконично.
* Уважает выбор и темп ребенка.
* Следит за порядком и соблюдением правил (уважение к себе, другим и среде).
2. Особенности Монтессори-среды и материалов
Зонирование: Пространство разделено на зоны:
* Зона практической жизни:Упражнения по уходу за собой (застегивание пуговиц,
мытье рук) и окружающей средой (подметание, мытье стола, полив цветов). Развивают
координацию, независимость, концентрацию, чувство порядка.
* Сенсорная зона:Материалы, изолирующие и утончающие различные чувства
(цвет, форма, размер, вес, текстура, звук, запах, вкус). Готовят к математике и
развивают интеллект.
* Математическая зона: Конкретные материалы (золотой банк, штанги, веретена),
позволяющие через манипуляцию понять абстрактные математические понятия.
* Языковая зона: Материалы для расширения словарного запаса, подготовки руки к
письму (металлические вкладыши), обучения письму и чтению через тактильный и
звуковой анализ (шершавые буквы, подвижный алфавит).
* Зона космоса (Космическое воспитание): Знакомство с природой, культурой,
историей, наукой, как с единым целым мироздания.
Разновозрастные группы: В группах обычно дети разного возраста (например,
0-3, 3-6 лет). Это способствует естественному обучению (младшие учатся у
старших), развитию эмпатии, лидерских качеств и заботы у старших детей.
Свобода в установленных границах: Ребенок свободен выбирать деятельность,
место, партнера и время работы. Но эта свобода ограничена правилами
уважения и сохранения порядка в среде. Свобода не означает
вседозволенность.
Отсутствие оценок и соревнований: Фокус на внутренней мотивации,
собственном прогрессе ребенка и процессе работы, а не на сравнении с
другими или получении внешней оценки (наклейки, баллы). Контроль ошибок
заложен в самих материалах.
3. Цели и результаты Монтессори-воспитания
Главная цель – помочь ребенку стать самостоятельным, уверенным в себе,
ответственным, любознательным человеком, умеющим мыслить критически и
гармонично взаимодействовать с миром.
Ключевые развиваемые качества:
* Самостоятельность и независимость.
* Концентрация внимания и усидчивость.
* Дисциплина и самодисциплина (как внутреннее качество).
* Чувство порядка (во внешнем мире и в мышлении).
* Координация движений и мелкая моторика.
* Любовь к познанию и внутренняя мотивация к обучению.
* Уважение к себе, другим и окружающей среде.
* Социальные навыки и умение сотрудничать.
* Чувство собственного достоинства и уверенность.
Метод Монтессори доказал свою эффективность во всем мире. Современные
исследования в области нейробиологии подтверждают многие ее интуитивные
открытия о развитии мозга ребенка.
Метод идеально соответствует потребностям 21 века, развивая критическое
мышление, креативность, способность к самообучению и адаптации – ключевые
навыки будущего.
Метод Марии Монтессори – это не просто набор педагогических приемов, а целостная
философия воспитания, основанная на глубоком понимании природы ребенка. Он
предлагает уникальный путь становления личности через свободу в специально
подготовленной среде, под руководством уважающего взрослого. Акцент на
самостоятельности, внутренней мотивации, уважении и развитии базовых
человеческих качеств делает этот метод бесценным вкладом в педагогику и
актуальным инструментом для воспитания гармоничных, ответственных и счастливых
людей, способных внести позитивный вклад в общество. Воспитание по Монтессори –
это инвестиция в будущее ребенка и в будущее нашего мира.