Напоминание

Воспитание детей по методу Марии Монтессори


Автор: Маркозова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1236
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание детей по методу Марии Монтессори
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание детей по методу Марии Монтессори

Воспитание и образование детей – одна из важнейших задач общества. Среди

множества педагогических подходов метод Марии Монтессори (1870-1952),

итальянского врача и педагога, выделяется своей уникальностью, гуманизмом и

научной обоснованностью. Разработанный более века назад, он остается невероятно

актуальным, предлагая путь воспитания свободной, самостоятельной и ответственной

личности. Этот доклад посвящен ключевым принципам, особенностям и значению

метода Монтессори.

1. Философские основы метода

Метод Монтессори основан на глубоком уважении к ребенку как к уникальной

личности с огромным внутренним потенциалом. Его ключевые постулаты:

"Помоги мне сделать это самому" (Help me do it myself): Это главный девиз

метода. Цель взрослого (педагога или родителя) – не сделать что-то за ребенка,

а создать среду и дать инструменты для его самостоятельной деятельности.

Впитывающий разум (Absorbent Mind):** Монтессори считала, что дети от

рождения до 6 лет обладают уникальной способностью бессознательно

впитывать информацию из окружающей среды, как губка. Этот период

критичен для формирования личности.

Сензитивные периоды: Это особые временные интервалы в развитии ребенка,

когда он обладает повышенной восприимчивостью к освоению определенных

навыков (например, речи, порядка, движений, сенсорного развития,

социальных аспектов). Задача взрослого – распознать эти периоды и

предоставить соответствующие возможности.

Подготовленная среда: Это краеугольный камень метода. Среда должна быть:

Эстетичной и упорядоченной:Привлекательной, чистой, с продуманным

расположением материалов.

Соответствующей размеру и силам ребенка:Мебель легкая и по росту,

материалы доступны.

Реалистичной: Предметы настоящие (стекло, керамика), а не игрушечные,

чтобы ребенок учился обращаться с ними аккуратно и уважительно.

Свободной для выбора: Материалы расположены на открытых полках,

ребенок сам выбирает, чем заниматься.

Ограниченной по количеству материалов: Каждый материал присутствует в

одном экземпляре (это учит терпению и уважению к работе другого) и имеет

четкую цель развития.

Роль взрослого (Педагога/Родителя): Взрослый – это не авторитарный учитель,

а наблюдатель, помощник и проводник. Он

* Тщательно готовит среду.

* Наблюдает за детьми, выявляя их интересы и сензитивные периоды.

* Показывает (презентует) как правильно работать с материалами, четко и

лаконично.

* Уважает выбор и темп ребенка.

* Следит за порядком и соблюдением правил (уважение к себе, другим и среде).

2. Особенности Монтессори-среды и материалов

Зонирование: Пространство разделено на зоны:

* Зона практической жизни:Упражнения по уходу за собой (застегивание пуговиц,

мытье рук) и окружающей средой (подметание, мытье стола, полив цветов). Развивают

координацию, независимость, концентрацию, чувство порядка.

* Сенсорная зона:Материалы, изолирующие и утончающие различные чувства

(цвет, форма, размер, вес, текстура, звук, запах, вкус). Готовят к математике и

развивают интеллект.

* Математическая зона: Конкретные материалы (золотой банк, штанги, веретена),

позволяющие через манипуляцию понять абстрактные математические понятия.

* Языковая зона: Материалы для расширения словарного запаса, подготовки руки к

письму (металлические вкладыши), обучения письму и чтению через тактильный и

звуковой анализ (шершавые буквы, подвижный алфавит).

* Зона космоса (Космическое воспитание): Знакомство с природой, культурой,

историей, наукой, как с единым целым мироздания.

Разновозрастные группы: В группах обычно дети разного возраста (например,

0-3, 3-6 лет). Это способствует естественному обучению (младшие учатся у

старших), развитию эмпатии, лидерских качеств и заботы у старших детей.

Свобода в установленных границах: Ребенок свободен выбирать деятельность,

место, партнера и время работы. Но эта свобода ограничена правилами

уважения и сохранения порядка в среде. Свобода не означает

вседозволенность.

Отсутствие оценок и соревнований: Фокус на внутренней мотивации,

собственном прогрессе ребенка и процессе работы, а не на сравнении с

другими или получении внешней оценки (наклейки, баллы). Контроль ошибок

заложен в самих материалах.

3. Цели и результаты Монтессори-воспитания

Главная цель – помочь ребенку стать самостоятельным, уверенным в себе,

ответственным, любознательным человеком, умеющим мыслить критически и

гармонично взаимодействовать с миром.

Ключевые развиваемые качества:

* Самостоятельность и независимость.

* Концентрация внимания и усидчивость.

* Дисциплина и самодисциплина (как внутреннее качество).

* Чувство порядка (во внешнем мире и в мышлении).

* Координация движений и мелкая моторика.

* Любовь к познанию и внутренняя мотивация к обучению.

* Уважение к себе, другим и окружающей среде.

* Социальные навыки и умение сотрудничать.

* Чувство собственного достоинства и уверенность.

Метод Монтессори доказал свою эффективность во всем мире. Современные

исследования в области нейробиологии подтверждают многие ее интуитивные

открытия о развитии мозга ребенка.

Метод идеально соответствует потребностям 21 века, развивая критическое

мышление, креативность, способность к самообучению и адаптации – ключевые

навыки будущего.

Метод Марии Монтессори – это не просто набор педагогических приемов, а целостная

философия воспитания, основанная на глубоком понимании природы ребенка. Он

предлагает уникальный путь становления личности через свободу в специально

подготовленной среде, под руководством уважающего взрослого. Акцент на

самостоятельности, внутренней мотивации, уважении и развитии базовых

человеческих качеств делает этот метод бесценным вкладом в педагогику и

актуальным инструментом для воспитания гармоничных, ответственных и счастливых

людей, способных внести позитивный вклад в общество. Воспитание по Монтессори –

это инвестиция в будущее ребенка и в будущее нашего мира.



В раздел образования