Автор: Майорова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ№1"
Населённый пункт: ЗАТО город Североморск, Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии как средство позитивной социализации детей раннего возраста в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии как средство
позитивной социализации детей раннего возраста
в ДОО
Майорова И.В., воспитатель Муниципального бюджетного
образовательного учреждения ЗАТО г. Североморск «СОШ №1»
Ранний возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни
каждого
ребёнка.
В
этом
возрасте
закладываются
основы
здоровья,
гармоничного умственного, нравственного и физического развития и
формируются навыки социализации.
Как правило именно в этот период многие дети впервые знакомятся с
детским садом. И от того, как пройдёт это знакомство, во многом зависит, с
каким настроением малыш и его родители будут в дальнейшем посещать
детский сад. Но адаптация к дошкольному учреждению, социализация для
ребенка раннего возраста не всегда проходит гладко. Так, как у него не
сформирована психика, и отрыв от привычной для него обстановки может
неблагоприятно
отразиться,
как
на
психологическом,
так
и
физическом здоровье. Малыши, приходя в детский сад, начинают болеть, на
фоне
стресса
снижается
иммунитет
и
резистентность
к
вирусным
заболеваниям.
Поэтому в своей работе особое внимание уделяем положительному
эмоционально - психологическому самочувствию малышей в ДОО в
адаптационный период. Мы начинаем работу по подготовке воспитанников в
детский сад заблаговременно. Чтобы помочь им максимально быстро
адаптироваться к новым условиям, у нас разработан план мероприятий для
родителей и малышей в период адаптации. В мае для родителей проводим
родительское собрание, где даём рекомендации по подготовке малышей к
посещению детского сада. Приглашаем родителей и малышей к нам на
участок, чтобы малыши могли познакомиться с воспитателями. Проводим
анкетирование по теме: «Готовность ребёнка к поступлению в ДОО»,
индивидуальные беседы и консультации по проведению мероприятий,
способствующих успешному прохождению адаптации. В начале учебного
года малышей принимаем в группу вместе с родителями, индивидуально
оговаривая время их совместного пребывания, делаем это с целью
облегчения адаптации малышей к условиям ДОУ. Комплексное проведение
мероприятий в группе способствует тому, что адаптация детей третьего года
жизни проходит успешно – в среднем - 80% детей проходят адаптацию
легкого и среднего уровня.
Нашу группу оздоровительной направленности посещают дети, которым
необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, дети
страдающие пищевыми аллергодерматозами имеющие II группу здоровья.
И одна из главных задач для нас сохранение и укрепление физического и
психологического здоровья малышей,
совершенствование их физического
развития.
Для
этого
используем
разнообразные
здоровьесберегающие
технологии. Работу проводим в системе, которая включает лечебно-
профилактические и физкультурно-оздоровительные и мероприятия. С этой
целью разработан годовой план лечебно-профилактических мероприятий.
В целях профилактики простудных заболеваний организуем
мероприятия, проводящиеся курсами с учётом рекомендаций и назначений
врача и по письменному разрешению родителей: прием
детского рыбьего
жира
«БиоКонтур»;
использование
фитотерапии.
В
результате
целенаправленной работы снижается количество пропусков одним ребенком
по болезни в течение учебного года.
Для снижения риска обострения аллергических заболеваний у малышей в
тесном взаимодействии с медицинским персоналом проводим: ежедневный
осмотр кожных покровов детей, мазевую терапию и приём лекарств по
назначению аллерголога, следим за организацией питания, ведём работу по
соблюдению индивидуальных гипоаллергенных диет наших воспитанников.
Совместно с родителями и ведём пищевые дневники для выявления
продуктов, вызывающих аллергические реакции. Совместно с медицинской
сестрой
даём
рекомендации
родителям
по
организации
питания
и
оздоровления детей. Все вышеперечисленные мероприятия позволяют
снизить риск обострения проявлений пищевой аллергии, подобрать ребенку
индивидуальное меню, сохранить кожные покровы в стадии ремиссии у 70%
детей.
Для обогащения двигательного опыта детей, закрепления у них
основных двигательных навыков, укрепления их здоровья большое внимание
уделяем физическому воспитанию и выбираем формы работы оптимально
подходящие для работы с
детьми третьего года жизни:
утреннюю
гимнастику в игровой форме с использованием оздоровительных игр и
упражнений
и
с
включением
дыхательной
гимнастики;
гимнастику
пробуждения с использованием корригирующих дорожек и ритмических
упражнений; физкультурные занятия; прогулки при допустимых погодных
условиях;
воздушные
закаливающие
процедуры
с
включением
босохождения; самостоятельную деятельность детей с двигательными
игрушками
и
физкультурным
оборудованием.
А
таже
организуем
образовательную
деятельность,
направленную
на
формирование
у
воспитанников элементарных основ здорового образа жизни с включением
игровых персонажей.
Также мы пересмотрели модель двигательного режима, предложенную
К.Л. Печёрой для работы в группах раннего возраста, и включили в неё
динамические часы. Они являются частью физкультурно-оздоровительной
работы, проводимой в нашей группе и внесены в циклограмму.
№
п/п
Формы работы
Особенности организации,
Продолжительность
1.
Физкультурно- оздоровительная
работа в режиме дня:
а) утренняя гимнастика;
б) совместные подвижные игры и
физические игровые упражнения на
прогулке и в группе;
в) физминутки;
г) бодрящая и корригирующая гимнастики;
Ежедневно 5 минут по специально
разработанным игровым
комплексам со всеми детьми.
Ежедневно 2 раза в первой и второй
половине дня по 5 – 10 минут.
Ежедневно на занятиях.
Ежедневно после дневного сна,
По
специально
разработанным
игровым комплексам 5-10 минут.
2.
Самостоятельная активность детей
Ежедневно:
проводится
под
наблюдением воспитателя.
3.
Занятия по физической культуре
2 раза в неделю по подгруппам;
Во втором полугодии всей группой
– 10-15 минут.
4.
Динамический час
1 раз в неделю 10- 12 минут, со всей
группой.
Динамические часы проводим в группе один раз в неделю во второй
половине дня. Их продолжительность 10-12 минут. Перед их поведением
проветриваем помещение; расширяем игровое пространство, сдвигаем
мебель. Облегчаем одежду детей, малыши остаются в футболках, трусиках и
носочках.
Основу динамических часов составляют знакомые детям, подвижные
игры и игровые упражнения, направленные на развитие разных групп
мышц, совершенствование основных двигательных навыков, а также
способствующие развитию таких физических качеств как выносливость,
ловкость, точность, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с
общими правилами. Но их отличительная особенность от физкультурных
занятий в том, что они направлены не только на развитие основных видов
движений, повышение двигательной активности детей. В основе их лежат
специально подобранные и адаптированные для детей третьего года жизни,
игровые оздоровительные упражнения, которым не всегда хватает места на
физкультурном занятии.
И
здесь
мы
малышам
предоставляем
больше
возможности
для
самостоятельной деятельности.
При организации и проведении динамических часов мы также
учитываем медицинские показания, результаты диагностики двигательных
навыков и индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Все подобранные нами игры и игровые упражнения направлены на
решение следующих задач:
1. Совершенствование психомоторных способностей:
Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации
движений.
Обогащение двигательного опыта детей.
Развитие ручной умелости и мелкой моторики.
2. Содействие развитию и функциональному совершенствованию органов
дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем
организма.
3. Побуждение к самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками
двигательной деятельности.
А проведение упражнений в игровой форме с использованием
рифмованных текстов создаёт условия для эмоционально-психологического
благополучия и благотворно влияет на детскую психику, что в свою очередь,
обеспечивает больший положительный эффект.
Вот структура одного такого занятия по сюжету «На лесной полянке»
(ноябрь)
Вводная часть
1. Игровое упражнение «Едем на лошадках»
Ходьба стайкой высоко поднимая колени,
прищёлкивая языком (медленно 20-30 сек.).
2. Трудные дорожки (ходьба друг за другом, повтор 2
раза):
подъём по наклонной доске;
ходьба с перешагиванием через предметы
(кирпичики, гимнастические палки);
ходьба по тренажёру «Кочки».
3. Дыхательное упражнение «Вырасти большой», повтор
2 раза).
Основная часть
4. Логоритмическое упражнение «Цветочки»
(с султанчиками);
5. Дыхательное упражнение «Бабочки летят», повтор 3
раза;
6. Логоритмическое упражнение + подвижная игра
«Совушка-сова», повтор 2 раза;
7. Дыхательное упражнение «Кукушечка».
Заключительная
часть
8. Игра малой подвижности в парах «Чики-чики-
чикалочки», со сменой ведущего, повтор 2 раза
9. Упражнение на релаксацию «Вы устали ножки…»
Комплексы включают в себя: различные виды ходьбы, в том числе с
использованием
корригирующих,
«трудных
дорожек»
и
дыхательных
упражнений; различные виды бега; логоритмические упражнения, в том
числе и с предметами; дыхательную гимнастику, а также адаптированные
разновидности звуковой
дыхательной гимнастики;
подвижные игры и
игровые упражнения на все группы мышц и виды движений; самомассаж;
нетрадиционные упражнения на развитие гибкости, координации движений;
упражнения с футболами, упражнения на релаксацию.
Нами разработаны комплексы игровых упражнений с усложнением на
весь учебный год: «В гости к мишке», «На лесной полянке», «Маленькие
помощники», «Наши игрушки», «Весёлые верёвочки», «Мы весёлые ребята,
любим в мячики играть», «Палочки-выручалочки», «В гости к солнышку».
Каждый комплекс используется в течение месяца.
Большую роль в работе по сохранению и укреплению здоровья наших
воспитанников мы отводим взаимодействию с родителями. Стало доброй
традицией ежегодное проведение совместных досугов воспитателей, детей и
родителей «Играем вместе с мамой», «Физкультура вместе с мамой». Где
родители вместе со своими детьми активно участвуют в выполнении
логоритмических упражнений, осваивают элементы игрового самомассажа,
выполняют дыхательные и пальчиковые гимнастики.
В целях педагогического просвещения родителей мы регулярно
проводим
индивидуальные
и
групповые
консультации
по
темам:
«Физкультура — это весело», «Игры, которые лечат», «Дыхательная
гимнастика для детей третьего года жизни», «Физическое воспитание детей
раннего возраста» и т.п.
Внедряя новые формы физкультурно-оздоровительной работы, мы
предполагали получить следующие результаты:
Создание условий для эмоционально-психологического благополучия
воспитанников в группе.
Повышение двигательной активности малышей за счёт обогащения
их двигательного опыта.
Увеличение самостоятельной активности детей.
Снижение уровня заболеваемости.
Развитие социальных навыков: умения взаимодействовать со взрослым
и сверстниками в процессе двигательной деятельности.
Вовлечение родителей в образовательное пространство ОО.
Каким образом мы отслеживаем результативность?
Во-первых, на основе мониторинга освоения образовательной
программы, по которой работает наша ОО. Система физкультурно -
оздоровительных
мероприятий
позволяет
добиться
нам
следующих
результатов в освоении образовательной области «Физическая культура»:
Учебный год
Показатели на
начало года
конец года
2022-2023
(20 детей)
Высокий уровень - 0
Средний уровень - 93%
Низкий уровень - 7%
Высокий
уровень
-
32%
Средний
уровень
-
68%
Низкий уровень - 0
2023-2024
(20 детей)
Высокий уровень-12%
Средний уровень - 69%
Низкий уровень - 19%
Высокий
уровень
-
50%
Средний
уровень
-
50%
Низкий уровень - 0
2024-2025
(20 детей)
Высокий уровень - 33%
Средний уровень - 67%
Низкий уровень - 0
Высокий
уровень
-
58%
Средний
уровень
-
42%
Низкий уровень - 0
Вторым показателем эффективности данной работы, является уровень
заболеваемости, количество дней, пропущенных одним ребёнком за учебный
год.
2022 – 2023 уч. г.: заболеваемость – 17.5
2023 - 2024 уч. г.: заболеваемость – 11.3
2024 – 2025 уч. г..: заболеваемость – 5.3
Конечно, на нашей группе он достаточно высок, но на следующий
учебный год эти показатели значительно меняются. За первый год посещения
ОО дети значительно крепнут.
В течение первого года мы стараемся заложить у малышей основу для их
дальнейшего полноценного физического, психического развития. А также
развития социальных навыков, что способствует выработке у детей привычки
к специальным занятиям физическими упражнениями совместно со взрослым
и сверстниками, развития общения и взаимодействия друг с другом, освоения
детьми
элементарных
правил
поведения,
также
формирования
основ
безопасного поведения в быту, что создаёт атмосферу эмоционально-
психологического благополучия.
Педагогический коллектив нашей ОО данную работу признал
эффективной.