Автор: Кожевникова Ольга Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДОСО "Верхнесалдинская ДШИ"
Населённый пункт: город Верхняя Салда Свердловской области
Наименование материала: Проект в хореографии
Тема: Хореографический проект "Царевна-лебедь"
Раздел: дополнительное образование
Хореографический проект «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»
Автор проекта Кожевникова Ольга Ивановна, преподаватель ГБУ ДОСО « Верхнесалдинская ДШИ».
Участники проекта – преподаватель, учащиеся (танцевальный дуэт), родители учащихся, швея ДШИ,
костюмер ДШИ.
Срок реализации проекта три месяца.
Цель проекта – адаптация спортивного бального танца к сценическому искусству. Расширение
танцевального кругозора исполнителей путём интеграции в спортивный бальный танец других
хореографических видов и направлений. Дать учащимся опыт самостоятельной творческой деятельности.
Задачи проекта несут образовательный, развивающий и воспитательный характер:
- изучить и отработать технические приёмы бального танца
- изучить и отработать технические приёмы танцевального направления американ смус
- изучить и отработать технические приёмы русского танца
- изучить выбранное художественное произведение
- развить интерес к русской культуре
- развивать артистизм и эмоциональность в исполнителях
- развивать творческий потенциал учащихся
- развить любознательность и трудолюбие
- воспитывать целеустремлённость, любознательность, силу воли, дружелюбие.
В работе над проектом я использовала образовательные технологии:
- информационно-коммуникационную технологию использовала для поиска видео-, аудиоматериалов и
референсов, для знакомства с русским костюмом и создания эскиза сценического костюма;
- игровую технологию использовала для проработки сюжетной линии сценического номера и для работы
над образом царевны и образом князя.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.
Подготовительная часть. Обозначение цели и задач проекта. Определение стиля и характера
танцевального номера. Подбор и анализ музыкального сопровождения. Поиск вдохновения и
референсов. Анализ хореографических решений. Выбор костюма, определение необходимого
реквизита. Формирование структуры номера и сюжетной линии.
2.
Основная часть. Создание отдельных танцевальных комбинаций и картин номера. Отработка
отдельных элементов, комбинаций, переходов танцевальных картин и всего номера. Работа над
выразительностью, актёрским мастерством. Наполнение танцевальных движений внутренним
монологом.
3.
Заключительная часть. Репетиции в костюмах. Выступление на конкурсе и на отчётном концерте
хореографического отделения ДШИ. Обсуждение и анализ результатов работы над проектом.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1.
Для создания этого номера я оттолкнулась от найденного музыкального материала, который очень
подходил для передачи образа Царевны-лебедь из произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе
Салтане». Учащимся понравилась моя идея и работа закипела. При совместном обсуждении была
намечена сюжетная линия танцевального номера – лебедь летит вдоль морского берега,
опускается на воду, чистит пёрышки, вытягивает шею, осматривается. К берегу, навстречу к
лебедю, выходит князь, и лебедь превращается в царевну. Начинается танцевальный диалог
царевны и князя. По окончанию разговора они расходятся, царевна превращается в лебедя и
улетает. Музыкальное сопровождение номера сделали с помощью компьютерной программы из
двух мелодий в ритме венского вальса, одна мелодия – для образа лебедя, другая мелодия – для
образа царевны. Также была определена стилистика танца как русская лирическая. Учащиеся
получили задание самостоятельно ознакомиться с русским танцем и русским костюмом, а также
выбрать понравившиеся подходящие к теме танца движения или комбинации. Другим заданием
было охарактеризовать образы выбранных героев, составить список из прилагательных или
словосочетаний.
2.
Анализируя собранную информацию, для большей возможности в импровизации было решено
использовать в постановке приёмы и техники танцевального направления американ смус, так как в
нём более свободное положение партнёров, отсутствие статичных форм, есть возможность время
от времени разрывать контакт, и есть возможность использовать различные позиции в паре. Так
было решено при исполнении венского вальса использовать не только закрытую позицию в паре,
но и открытую, теневую, сторона к стороне. Для придания движениям русского характера решили
использовать пор де бра, жете, припадания, моталочку в русском характере. Для контрастности и
большей выразительности при составлении танцевальных комбинаций были использованы
различные синкопированные ритмы движения. Для успешной реализации проекта было очень
важно продумать костюм царевны так, чтобы он помогал осуществлять моменты перевоплощений
лебедя в царевну и обратно в лебедя. Решением стало закреплённое к платью крыло, при его
поднятии получался образ лебедя, при опускании – царевны. Для характеристики образов были
подобраны слова: безмятежно, грациозно, величественно, царственно, сильно, красиво, изящно,
нежно. Вдохновение послужило творчество Национального театра песни и танца из Улан-Удэ
«Байкал», а так же русский танец из балета «Лебединое озеро» в исполнении Ульяны Лопаткиной и
Илзе Лиепа.
3.
После ряда завершающих репетиций в костюмах все участники проекта погрузились в сборы к
поездке на Межрегиональный конкурс ансамблей бальных танцев в г. Новоуральск, с замиранием
сердца ожидая оценку строгого жюри. Проектная деятельность дала свои результаты – наш
сценический номер по мотивам сказки А.С.Пушкина был оценён самой высокой оценкой -
дипломом Лауреата. Работа над проектом сделала всех участников более уверенными в себе,
подбодрила к работе над новыми идеями, сплотила командный дух. Ребята научились строить
планы и воплощать их в реалии, познакомились с творчеством других исполнителей, получили
много новых знаний и массу положительных эмоций. В репертуаре коллектива появился новый
прекрасный сценический номер.