Напоминание

"Дети с задержкой психического развития и нарушением речи: особенности, диагностика и коррекция"


Автор: Мастюгина Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 6
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дети с задержкой психического развития и нарушением речи: особенности, диагностика и коррекция"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ: ОСОБЕННОСТИ, ДИАГНОСТИКА И

КОРРЕКЦИЯ

Введение

Задержка психического развития (ЗПР) и нарушения речи относятся к

числу

наиболее

распространённых

расстройств

в

детском

возрасте,

оказывающих значительное влияние на познавательное и социальное

развитие ребёнка. Эти состояния часто взаимосвязаны: речевые нарушения

могут усугублять задержку психического развития, а когнитивные трудности

препятствовать формированию полноценной речевой деятельности.

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты ЗПР и речевых

нарушений у детей, включая этиологию, классификацию, диагностические

критерии и методы коррекции. Особое внимание уделяется комплексному

подходу к работе с данной категорией детей, поскольку только сочетание

психолого-педагогических и логопедических методов позволяет достичь

устойчивых результатов.

1. Задержка

психического

развития:

определение

и

классификация

Задержка психического развития

это нарушение темпа психического

развития, при котором отдельные психические функции (память, внимание,

мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают от возрастных норм. В

отличие от умственной отсталости, ЗПР носит временный характер и

поддаётся коррекции при своевременном вмешательстве.

1.1. Этиология ЗПР

Причины ЗПР можно разделить на две группы:

Биологические факторы:

перинатальные патологии (гипоксия, инфекции, родовые травмы);

генетические

предпосылки

(наследственные

заболевания,

хромосомные аномалии);

органические поражения ЦНС (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции).

Социально-психологические факторы:

депривация

(эмоциональная,

сенсорная,

социальная);

педагогическая

запущенность

неблагоприятная семейная обстановка.

1.2. Классификация ЗПР

В

отечественной

дефектологии

принята

классификация

К.

С.

Лебединской, выделяющая четыре типа ЗПР:

Конституциональная ЗПР

обусловлена

наследственными

факторами, проявляется в гармоническом инфантилизме.

Соматогенная

ЗПР

возникает

на

фоне

хронических

заболеваний, приводящих к астении и замедлению развития.

Психогенная

ЗПР

связана

с

неблагоприятными

условиями воспитания

(гиперопека, безнадзорность).

Церебрально-органическая ЗПР

наиболее тяжёлая

форма, вызванная

органическим поражением мозга.

Каждый

из

этих

типов

требует

дифференцированного

подхода

в

коррекционной работе.

2. Нарушения речи у детей с ЗПР

Речевые нарушения у детей с ЗПР носят системный характер и

затрагивают

все

компоненты

речевой

деятельности:

фонетику,

лексику,

грамматику, связную речь.

2.1. Характерные речевые расстройства

Фонетико-фонематические нарушения:

искажение звукопроизношения;

недостаточная

сформированность

фонематического

слуха;

трудности

звукового анализа и синтеза.

Лексико-грамматические нарушения:

бедный словарный запас;

аграмматизмы (ошибки в согласовании, управлении); трудности в усвоении

значений слов.

Нарушения связной речи:

несформированность

диалогической

и

монологической

речи; нарушение

логической последовательности высказываний.

2.2. Взаимосвязь ЗПР и речевых нарушений

У

детей

с

ЗПР

речевые

расстройства

усугубляются

когнитивными

дефицитами:

Снижение

памяти

затрудняет усвоение

новых

слов

и

грамматических конструкций.

Недостаточность внимания мешает концентрации на речевых инструкциях.

Замедленное

мышление

приводит

к

трудностям

в

построении логичных

высказываний.

Таким образом, речевыенарушения у таких детей

носят

вторичный

характер, что требует комплексного подхода к коррекции.

3. Диагностика ЗПР и речевых нарушений

Эффективная коррекция

возможна

только

при

точной

диагностике, включающей:

3.1. Психолого-педагогическое обследование

Оценка

уровня

развития

познавательных

процессов

(мышление,

память, внимание).

Анализ эмоционально-волевой сферы.

Изучение учебных навыков (чтение, письмо, счёт).

3.2. Логопедическое обследование

Диагностика звукопроизношения.

Исследование фонематического восприятия.

Оценка лексико-грамматического строя речи.

Анализ связной

речи (пересказ, составление рассказа по картинке).

3.3. Дифференциальная диагностика

Важно отличать ЗПР от других состояний:

Умственная отсталость – стойкое недоразвитие интеллекта.

Алалия

системное

недоразвитие

речи

при

сохранном

слухе

и

интеллекте.

Дислалия

изолированное

нарушение

звукопроизношения

без

сопутствующих когнитивных дефицитов.

4. Коррекционная

работа

с

детьми

с

ЗПР и

речевыми нарушениями

Коррекция должна

быть комплексной,

включающей

взаимодействие логопеда, психолога, дефектолога и педагогов.

4.1. Основные направления работы

Развитие познавательных функций:

упражнения на внимание и память;

задания на логическое мышление;

стимуляция познавательной активности.

Коррекция речевых нарушений:

артикуляционная гимнастика; э

формирование фонематического слуха;

эобогащение словарного запаса;

развитие связной речи.

Психологическая поддержка:

снижение тревожности;

формирование мотивации к обучению;

развитие коммуникативных навыков.

4.2. Методы и приёмы коррекции

Игровая

терапия

способствует

мотивации

и

снижению

напряжения.

Арт-терапия (рисование, лепка) – развивает мелкую моторику и

творческое

мышление.

Логопедический массаж – улучшает артикуляцию.

Компьютерные программы – интерактивные задания для развития

речи и

когнитивных функций.

5. Роль семьи в коррекционном процессе

Семья

играет

ключевую

роль

в

реабилитации

ребёнка

с

ЗПР

и

речевыми нарушениями. Рекомендации для родителей:

Создание

благоприятной

речевой

среды

(постоянное

общение, чтение

книг).

Систематическое выполнениедомашних

заданий,

рекомендованных

специалистами.

Эмоциональная поддержка, избегание гиперопеки или излишней строгости.

Заключение

Дети с задержкой психического развития и нарушением речи требуют

особого подхода, сочетающего психолого-педагогическую и логопедическую

коррекцию. Ранняя диагностика и комплексное воздействие

позволяют

минимизировать негативные последствия этих нарушений и способствовать

успешной социализации ребёнка. Важнейшим

условием

эффективности

коррекционной

работы

является сотрудничество специалистов и семьи,

направленное на создание оптимальных условий для развития ребёнка.



В раздел образования