Напоминание

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ": "СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ…". ПАПКА С ДЕЛОМ NN


Автор: Атаманова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГБПОУ МЦХШ при РАХ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ": "СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ…". ПАПКА С ДЕЛОМ NN
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»: «СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ…». ПАПКА

С ДЕЛОМ NN

I. Введение в тему урока

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет

собой не только психологическое исследование преступного сознания,

но и детективную историю, в которой ключевую роль играет процесс

следствия. Урок «Следствие вели…» предлагает рассмотреть роман

через призму юридического и психологического расследования,

используя метафору «папки с делом NN». Такой подход позволяет

структурировать анализ текста, акцентируя внимание на мотивах

преступления, методах работы следователя Порфирия Петровича и

внутреннем состоянии Раскольникова.

Цель урока – выявить механизмы раскрытия преступления в романе,

проанализировать стратегии героев (как преступника, так и

следователя) и определить, как Достоевский использует детективную

составляющую для раскрытия философской проблематики

произведения.

II. Основная часть урока

1. Формулировка проблемы: что такое «дело NN»?

В юридической практике «дело NN» – это условное обозначение

уголовного процесса, где личность преступника изначально

неизвестна. В контексте романа «дело NN» – это убийство старухи-

процентщицы и Лизаветы, расследование которого ведёт Порфирий

Петрович. Однако Достоевский усложняет схему классического

детектива: читатель с самого начала знает, кто совершил

преступление, поэтому интрига строится не на вопросе «кто убийца?»,

а на процессе его разоблачения.

Ключевые вопросы для обсуждения:

Почему Достоевский сразу раскрывает личность преступника?

Как это влияет на восприятие сюжета?

В чём отличие «дела Раскольникова» от традиционного

уголовного процесса?

2. Анализ методов следствия: Порфирий Петрович и

Раскольников

Порфирий Петрович – один из самых проницательных следователей в

русской литературе. Его метод основан не на прямых уликах, а на

психологическом давлении. Он использует три ключевых приёма:

1. Игра в «кошки-мышки» – следователь демонстрирует

Раскольникову, что подозревает его, но не предъявляет

обвинения, вынуждая того нервничать.

2. Теория «обыкновенных» и «необыкновенных» людей

Порфирий провоцирует Раскольникова на обсуждение его

статьи, выявляя его психологическую уязвимость.

3. Имитация дружелюбия – следователь создаёт иллюзию

неформального общения, чтобы ослабить бдительность

подозреваемого.

Раскольников, в свою очередь, пытается противостоять следствию, но

его стратегия терпит крах из-за внутреннего конфликта. Он

рассчитывает на рациональное оправдание преступления, но не

учитывает силу подсознательного чувства вины.

Вопросы для анализа:

Почему Раскольников, несмотря на интеллект, не может

переиграть Порфирия?

Какую роль в его разоблачении играет Свидригайлов?

Можно ли считать Порфирия Петровича «двойником»

Раскольникова?

3. Улики и доказательства: реальные и мнимые

В классическом детективе преступника разоблачают через

материальные улики. В «Преступлении и наказании» Достоевский

смещает акцент на психологические «улики»:

Бредовые состояния Раскольникова – лихорадка, обмороки,

неконтролируемые признания.

Поведенческие паттерны – агрессия при упоминании убийства,

интерес к делу.

Символические детали – окровавленный чулок, забытые вещи

на месте преступления.

Эти элементы не являются прямыми доказательствами, но

формируют косвенную уликовую базу, которая в итоге приводит к

признанию.

Вопросы для обсуждения:

Почему Достоевский избегает прямых доказательств?

Какую роль в разоблачении играет случайность (например, визит

Миколки)?

Можно ли считать, что Раскольников сам хочет быть

пойманным?

4. Психология признания: почему Раскольников сдаётся?

Кульминация «дела NN» – добровольное признание Раскольникова.

Это не результат давления следствия, а следствие внутреннего

кризиса. Достоевский показывает, что наказание начинается не с

каторги, а с мук совести.

Этапы морального падения и возрождения Раскольникова:

1. Рационализация преступления – попытка доказать себе, что

убийство оправдано.

2. Изоляция и паранойя – отчуждение от близких, страх

разоблачения.

3. Физическое и психическое истощение – болезнь как метафора

нравственного распада.

4. Катарсис через признание – освобождение от теоретической

«наполеоновской» идеи.

Вопросы для дискуссии:

Почему Раскольников признаётся Соне, а не Порфирию?

Какую роль в его решении играет сон о трихинах?

Можно ли считать финал романа однозначно «хэппи-эндом»?

III. Заключительная часть урока

1. Итоговый анализ: в чём особенность «дела Раскольникова»?

Расследование убийства в «Преступлении и наказании» отличается от

классического детектива тем, что главный вопрос – не «кто виновен?»,

а «почему человек становится преступником?». Достоевский

показывает, что преступление – это не только юридический факт, но

и философская проблема, связанная с моралью и искуплением.

2. Практическое задание для учащихся

Вариант 1. Написать аналитическую записку от лица Порфирия

Петровича: какие доказательства (прямые и косвенные) он собрал

против Раскольникова? Какие психологические методы использовал?

Вариант 2. Составить дневник Раскольникова за несколько дней до

признания: как меняется его состояние? Какие аргументы «за» и

«против» явки с повинной он приводит?

3. Рефлексия: связь с современностью

В заключение урока стоит обсудить, актуальна ли проблематика

романа сегодня:

Существуют ли «теории сверхчеловека» в современном

обществе?

Как сегодня ведётся психологическое следствие?

Можно ли провести параллели между Раскольниковым и

современными преступниками?

IV. Заключение

Урок «Следствие вели…» позволяет рассмотреть «Преступление и

наказание» не только как философский роман, но и как глубокий

психологический детектив. Анализ «папки с делом NN» помогает

учащимся понять механизмы работы совести, методы следствия и

авторский замысел Достоевского, который видел в преступлении не

просто нарушение закона, но кризис человеческой души.

Этот материал может быть использован в рамках изучения русской

литературы в 10 классе, а также на факультативах по психологии и

юриспруденции.



В раздел образования