Автор: Губина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Ласточка"
Населённый пункт: с. Саваслейка, Нижегородская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Современные подходы к взаимодействию педагога с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы
«Современные подходы к взаимодействию педагога с семьей»
Повышение эффективности воспитания детей в большей степени зависит от
согласованности усилий различных социальных институтов. Согласованность этих
усилий в значительной мере определяется разработкой эффективных форм и
содержания сотрудничества образовательных учреждений и семьи, учитывающих
особенности их влияния на формирование личности ребенка в разные возрастные
периоды. Профессиональной обязанностью педагогов является влияние на семью с
целью повышения в ней уровня гармоничного развития детей.
Огромную роль в этом играет дошкольное образовательное учреждение
общественного
воспитания,
с
которым
вступает
в
контакт
семья
и
где
осуществляется ее систематическое педагогическое просвещение.
Педагог должен быть подготовлен к работе с семьей и теоретически, и
психологически, и практически. Какие же формы
и методы взаимодействия
педагогов с семьей будут наиболее эффективными? До недавнего времени
существовала традиционная классификация форм работы с семьей, которая
предполагала деление их на коллективные и индивидуальные.
Многие дошкольные учреждения отказались от прежних форм и методов работы с
семьей по причине их неэффекивности и несоответствия целям современного
личностно-ориентированного образования. Необходимость новых подходов к
взаимодействию с семьей давно назрела. Понимая, что семья для дошкольника
намного более значимая среда для развития, чем общественное (даже самая
лучшее) учреждение, педагоги нашего детского сада ищут пути сотрудничества с
ней.
Зная традиционные формы работы образовательных учреждений с семьей,
педагоги осмысленно и творчески подходят к выбору наиболее целесообразных и
необходимых.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи строится в МБДОУ д/с №
20 «Ласточка» по принципу взаимодействия «детский сад - семье», а «семья -
детскому саду». Этот способ взаимодействия предполагает изучение педагогами
потребностей
семьи
воспитании
детей,
особенностей
воспитания
детей
в
конкретных семьях и использование этого материала в работе с детьми в
образовательном учреждении, знать, что собой сегодня представляет семья,
воспитывающая ребенка.
Семьи отличаются друг от друга по социальному обеспечению, по степени участия
в жизни образовательного учреждения, по составу, по образованию родителей, по
взаимоотношениям между членами семьи и по другим основаниям. Одним из
важных условий воспитания ребенка в семье является наличия у родителей
определенного уровня педагогической культуры. Образовательные учреждения
должны стать центрами повышения педагогической культуры родителей.
Под повышением педагогической культуры родителей нужно понимать не только
владение им системы знаний, умений и навыков по воспитанию детей, но и умение
творчески применять полученные знания, осознанно и критически относиться к
собственной
воспитательной
деятельности,
формирование
«педагогической
рефлексии»
родителей,
то
есть
их
умение
анализировать
собственную
воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих
педагогических ошибок, неэффективности используемых методов воздействия на
ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.
В работе с семьей особое внимание мы уделяем индивидуальной работе, так как при
коллективных формах работы с родителями не могут быть удовлетворены
педагогические потребности всех родителей.
Индивидуальная работа
с семьей чрезвычайно важна для установления
индивидуального подхода и оказания дифференцированной помощи семьям разного
типа.
Способствует
достижению
согласованности
в
вопросах
воспитания,
повышению чувства ответственности родителей за воспитание детей, формированию
интереса к проблемам воспитания ребенка, позволяет глубже «заглянуть» в процесс
становления родителей как педагогов, выявить изменения, которые происходят в
семейном воспитании, определяет тематическое содержание консультаций, бесед.
Также в работе с семьей осуществляем дифференцированный подход с учетом
уровня педагогической подготовленности. Мы рекомендуем сформировать группы
родителей в соответствии с тремя уровнями педагогической подготовленности:
I. Высокий уровень – родители обладают достаточным объемом знаний, желают и
стремятся их пополнить; особый интерес проявляют к методам воспитания ребенка.
Есть элементы рефлексивного отношения к своей воспитательной деятельности.
II. Средний уровень- знания ограниченные, родители проявляют интерес к общим
педагогическим
вопросам,
осознают
свое
несовершенство
как
воспитателей,
стремятся понять причины своих неудач.
III.
Низкий уровень – знания очень скудные, отсутствует потребность их
пополнить, интерес ограничен узким кругом конкретных педагогических вопросов.
Рост педагогических потребностей родителей должен идти по восходящей: от
желания получить ответ, как поступить в данной ситуации, к появлению потребности
овладеть педагогическим мастерством, умением анализировать педагогическую
ситуацию, поведение в ней ребенка, собственную позицию и правильность в
избранных методов воздействия.
Знание негативных тенденций развития современной семьи помогают педагогу
относиться к каждой с пониманием, сопереживанием и поддержкой. Умение педагога
посмотреть на проблемы воспитания ребенка в семье глазами родителей, вникнуть в
их трудности важно для общения с любой семьей.
В общении с родителями используем личные обращения с выражением
собственного отношения к проблеме: «Для меня очень важно Ваше мнение…»,
«Попробуем вместе решить эту проблему…», «Я понимаю, что сделать это
непросто…», «Чем я могу Вам помочь?» и т.п. Личная заинтересованность и желание
помочь семье в воспитании ребенка - универсальная позиция педагога по отношению
ко всем семьям. Это требование еще более важно по отношению к семьям, имеющим
детей с нежелательными особенностями поведения. К ним мы относим прежде всего
замкнутых,
тревожных, агрессивных, конфликтных, робких детей, детей со
страхами, плаксивых, пассивных и т.п.
Мы считаем, что если в семье растет проблемный ребенок с нежелательными
особенностями поведения, то эта семья может считаться (с точки зрения воспитания
этого ребенка) неблагополучной. К таким семьям особенно важен индивидуальный
подход, основанный на их изучении.
Семью ребенка надо изучать с целью выяснения условий воспитания, налаживания
контакта и сотрудничества с ней. Родительско-детские отношения лучше всего
изучать воспитателю детского сада в процессе каждодневных наблюдений за
реальными взаимоотношениями родителя и ребенка.
Посещение семей должно быть полезным и для педагогов, и для родителей. В ходе
этих посещений педагог лучше узнает семью, ее культуру, предпочтения, отношения
между членами семьи, стили общения, а также узнает об интересах, способностях
членов семьи. Во время домашних визитов педагог может в спокойной обстановке
обсудить достижения и успехи конкретного ребенка.
Семья получает личное внимание педагога и имеет возможность увидеть, как он
взаимодействует с их ребенком. у родителей есть возможность подробно обсудить
свои проблемы в отношении ребенка. Если педагоги и родители ясно представляют
себе цели воспитания данного конкретного ребенка, то их общение приведет к
успешной реализации программы развития для данного ребенка.
Посещение должно проходить в удобное для семьи время. Объясните цель и
продолжительность посещения, чтобы у родителей не сложилось впечатления, что
педагог пришел потому, что что-то случилось. Во время посещения семьи педагог не
должен все время говорить сам. Нужно дать возможность семье рассказывать о
ребенке, поделиться проблемами и задать интересующие их вопросы. Лучше
использовать метод активного слушания. В присутствии ребенка можно говорить
только положительное.
Кроме того, у ребенка дошкольного возраста из неблагополучной семьи, как
правило, выстраиваются психологические защиты, благодаря которым он не
осознает, что родители его недостаточно любят, не принимают его таким каков он
есть, авторитарный и т.п. большинство таких детей не желают говорить о своей
семье, испытывая явный дискомфорт. При выявлении понимания ребенком семейной
ситуации необходимо использовать беседы о желаниях, интересах, эмоциональной
сфере ребенка, лишь косвенно касаясь семьи.
Продуктивно использование исследовательской методики, модифицированной Е.П.
Арнаутовой
-
диагностическая
игра
«Почта»,
направленная
на
выявление
эмоциональной окраски взаимоотношений ребенка с его родственниками, ощущение
уверенности- неуверенности в родительской любви; системный тест семьи для
определения иерархии отношений в семье, степени близости или дистантности в
отношении ребенка с членами семьи. Она проста в применении и продуктивна.
Ребенку предлагается роль «почтальона», разносящего адресатам письма. В качестве
адресатов используются фигурки людей, принятых ребенком за членов семьи.
Ребенку предлагается: «Выбери фигурки, которые будут мамой, бабушкой» и т.д.
включается еще одна фигурка - «гражданин Никто» как нейтральное лицо. В игре с
мальчиками может применятся машины, кузов которой они «загружают» почту. Игра
«Подарок» направлена на изучение избирательности отношений ребенка к разным
членам семьи. Ребенка приглашают в «книжный магазин», где продается много
открыток разной степени привлекательности. Экспериментатор выполняет роль
«продавца»,
ребенок-
«покупателя».
Предложив
«покупателю»
рассмотреть
открытки, экспериментатор интересуется, какая из них понравилась ему более
других. Затем предлагается выбрать открытку, в том числе понравившуюся ребенку,
в подарок маме, папе, бабушке и др. При анализе результатов предполагаем, что, чем
больше выражена у ребенка эмоциональная привязанность к конкретному члену
семьи, тем вероятнее, что понравившуюся ему открытку он подарит этому лицу. На
индифферентность отношения, вероятнее всего, будет указывать тот факт, что
открытка, понравившаяся ребенку, никому не будет им подарена.
Нами была разработана и апробирована методика индивидуальных бесед с
родителем и ребенком, выявляющая знание родителем внутреннего эмоционального
мира ребенка. Вопросы о друзьях, недругах ребенка, о том, что его огорчило,
обрадовало, удивило вчера, на неделе, об общих планах на завтра и на неделю с
мамой и папой задавались отдельно как ребенку, так и его родителю. 70-80%
совпадений в ответах расценивалось нами как наличие контакта, общей внутренней
жизни, интереса родителя к ребенку как к личности.
В каждой семье нужен свой подход и своя стратегия общения. Причем выбор
стратегии зависит от конкретной ситуации. У родителей, как правило, мало
свободного времени. Поэтому можно использовать письменное обращение в виде
записных книжек, которые заводятся для каждого ребенка.
Оформление книжек может быть в свободной форме: в форме животных, фруктов,
различных геометрических форм; ярко оформленным. На первой страничке можно
приклеить фотографию ребенка. Записи в книге могут содержать информацию об
успехах ребенка, новых умениях, прогрессе в обучении, поведении ребенка и прочих
важных событиях. В записных книжках может содержаться и информация от
родителей. Родители могут сообщать педагогу о проблемах и достижениях. Такой
обмен информацией не просто передача друг другу важных сведений; такой обмен
укрепляет связь педагогов с семьями.
Еще одним из неформальных средств общения с родителями является
информационный
стенд.
На
нем
вывешивается
текущая
и
перспективная
информация: планы о домашних визитах, экскурсиях, собраниях, о развитии детей, о
питании и др. Можно поместить на стенд образцы детских работ, рассказы об
экскурсиях, семейные фотографии. Информационные стенды должны быть хорошо
оформленными и красочными, отражать атмосферу и все происходящее в группе. К
оформлению стенда можно привлечь и родителей.
В каждой возрастной группе оформляем альбом группы или групповой дневник,
в котором отмечаются все основные события группы с фотографиями и записью
высказываний детей по поводу проведенного мероприятия. Родителям предлагаем
оформить семейный альбом, в который они помещают фотографии основных
событий в жизни ребенка с записью его рассказа. К оформлению альбома можно
привлечь и самого ребенка.
Для установления теплых контактов дошкольного учреждения с семьей можно
привлекать родителей к организации жизнедеятельности учреждения. Родители
могут стать организаторами или руководителями кружков, клубов по интересам,
участниками различных общих мероприятий, групповых событий.
Педагогам можно рекомендовать такие групповые мероприятия как: день группы,
день рождения, праздник мыльных пузырей, воздушных шаров, день смеха, день
«почемучек», семейные обеды и др.
Среди общих мероприятий дошкольного учреждения можно предложить такие как:
экскурсии, туристические походы, день рождения детского сада, спортивные
эстафеты, пикники, чаепития, праздник сладкоежек, конкурсы и т.д.
Для создания атмосферы взаимного доверия, уважения и сотрудничества с семьей
педагоги должны соблюдать конфиденциальность.
Итак, основу общения, взаимодействия педагога с семьей составляет знание им
проблем семьи, педагогических потребностей родителей. Это поможет педагогу
определить содержание общения с семьей.