Напоминание

Использование современных технологий в учебном процессе


Автор: Есаян Самвел Гамлетович
Должность: учитель начальной военной подготовки
Учебное заведение: ГНКО СШ с. Верин Кармирахпюр
Населённый пункт: Село Верин Кармирахпюр, Тавушская область, Армения
Наименование материала: Статья
Тема: Использование современных технологий в учебном процессе
Раздел: полное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Введение

Современная

образовательная

парадигма

претерпевает

значительные изменения под влиянием цифровизации. Интеграция

технологий

в

учебный

процесс

(EdTech)

трансформирует

традиционные

методы

преподавания,

расширяя

дидактические

возможности и персонализируя обучение. Однако эффективность их

применения

зависит

от

методологически

грамотного

внедрения,

учитывающего

педагогические

цели,

возрастные

особенности

учащихся и техническую инфраструктуру.

В

данной

статье

рассматриваются

ключевые

аспекты

использования

технологий

в

образовании:

классификация

инструментов,

критерии

их

отбора,

психолого-педагогические

эффекты, а также практические рекомендации для педагогов.

1. Теоретические основы цифровизации образования

1.1.

Определение

и

классификация

образовательных

технологий

Современные технологии в обучении можно систематизировать

по функциональному назначению:

Информационно-коммуникационные (ИКТ):

Мультимедийные презентации,

Облачные платформы (Google Classroom, Moodle),

Видеоконференции (Zoom, Microsoft Teams).

Интерактивные:

Интеллектуальные тренажёры (Kahoot!, Quizlet),

Виртуальные лаборатории (Labster),

Системы адаптивного обучения (ALEKS).

Иммерсионные:

Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR),

3D-моделирование.

1.2. Дидактические принципы внедрения технологий

Для обеспечения педагогической целесообразности необходимо

соблюдение следующих условий:

Соответствие образовательным стандартам – технологии должны

дополнять, а не заменять традиционные методы.

Ориентация на активное обучение – смещение от пассивного

восприятия информации к практике (подход "learning by doing").

Доступность – учет технических возможностей учащихся (принцип

инклюзивности).

2. Практическое применение технологий в обучении

2.1. Преимущества цифровых инструментов

Персонализация:

Адаптивные

системы

анализируют

прогресс

ученика

и

корректируют уровень сложности заданий.

Наглядность:

3D-визуализация сложных понятий (например, строение клетки в

биологии).

Геймификация:

Введение

игровых

элементов

(баллы,

рейтинги)

повышает

мотивацию.

2.2. Ограничения и риски

Когнитивная перегрузка – избыток мультимедийных элементов

снижает концентрацию.

Цифровое неравенство – различия в доступе к устройствам у

учащихся.

Дефицит

живого общения

риск снижения

коммуникативных

навыков.

3. Методические рекомендации для педагогов

3.1. Критерии выбора технологий

Соответствие возрасту:

Начальная школа: интерактивные игры (LearningApps),

Старшие классы: симуляторы (PhET для физики).

Интеграция

в

учебный

план:

технологии

должны

логично

встраиваться в тему урока.

3.2. Примеры использования в предметных областях

Математика: геометрические построения в GeoGebra.

Языки: аудирование через подкасты + анализ транскриптов.

Естественные науки: виртуальные экскурсии в музеи (Google Arts

& Culture).

3.3. Оценка эффективности

Качественные показатели: вовлечённость, уровень дискуссий.

Количественные:

результаты

тестов

до/

после

внедрения

инструмента.

Заключение

Технологии

не

самоцель,

а

средство

повышения

качества

образования. Их успешное применение требует от педагогов:

Грамотного отбора инструментов под конкретные задачи.

Постоянного профессионального развития в области EdTech.

Мониторинга влияния технологий на учебные результаты.

Перспективным

направлением

является

гибридное

обучение,

сочетающее цифровые и традиционные методики для создания гибкой

образовательной среды.



В раздел образования