Напоминание

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника


Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Берюкова Ольга Борисовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ахмедова Фатимат Анверовна

Берюкова Ольга Борисовна

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

Сюжетно-ролевая игра занимает важное место в жизни дошкольника и

играет ключевую роль в его воспитании, обучении и развитии. Она является

естественной формой усвоения ребёнком опыта взрослых и помогает ему

лучше понять окружающий мир. Через игру ребёнок не просто развлекается —

в этом процессе формируются все стороны его личности. Происходят важные

изменения в мышлении, поведении и чувствах, подготавливающие его к

следующему этапу развития. Поэтому игра считается ведущей деятельностью

дошкольного возраста.

Эффективность воспитания через игру во многом зависит от педагога — от

его умения направлять процесс, учитывать возрастные особенности ребёнка и

грамотно

выстраивать

детское

взаимодействие.

Воспитатель

с

профессиональным подходом может превратить игру в мощный инструмент

развития.

Сюжетно-ролевая игра особенно любима детьми, потому что в ней они

чувствуют себя свободными. В отличие от реальной деятельности, где многое

даётся с трудом, в игре ребёнок может управлять ситуацией: воображать,

пробовать себя в разных ролях, делать всё «понарошку». Это создаёт

атмосферу комфорта и уверенности.

Главной особенностью сюжетной игры является наличие роли. Ребёнок

сам выбирает, кем он будет — врачом, продавцом, учителем — и действует так,

как, по его представлению, действует взрослый. Он не просто называет себя, а

старается вести себя соответствующе: лечит игрушки, готовит еду, строит дома.

Эти действия сопровождаются речью, мимикой и движениями, копирующими

взрослые модели поведения. Роль становится образцом, по которому ребёнок

учится оценивать поведение — сначала других, потом и своё.

Игры с сюжетом и ролями не требуют реальных результатов — всё

происходит условно, в воображении. Но при этом ребёнок получает важный

практический и эмоциональный опыт. Он знакомится с разными профессиями,

осваивает новые формы взаимодействия, учится чувствовать и понимать

других.

Сюжетно-ролевые игры способствуют:

Социализации: ребёнок учится взаимодействовать с другими, понимать

и соблюдать правила, оценивать поведение своё и сверстников.

Расширению кругозора: через игру ребёнок познаёт различные сферы

жизни, знакомится с профессиями, бытовыми ситуациями.

Развитию личности: игра позволяет примерять на себя разные роли,

чувствовать себя на месте других, сопереживать, понимать эмоции.

Формированию

навыков

общения:

дети

учатся

договариваться,

объяснять свои действия, учитывать интересы других.

Интересу к профессиям и будущим событиям: игра вызывает интерес к

взрослой

жизни,

формирует

ожидания

от

предстоящих

событий

(например, школа, праздники).

Удовлетворению психологических потребностей: ребёнок чувствует

себя значимым, «как взрослый», в своей роли.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра предоставляет ребёнку свободу

действий, но эта свобода не абсолютна. Она ограничена знаниями о мире,

уровнем развития, игровыми традициями в группе. Игра — это не просто

копирование взрослой жизни, а её творческое осмысление. Ребёнок, играя,

соединяет личный опыт с впечатлениями от книг, фильмов, общения и создаёт

свой мир, отражающий реальность через призму детского восприятия.

Список литературы

1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, -

Москва, «Просвещение», 2007. - 424с.

2. Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, - Киев «Радянская школа», 2008. -

654с.

3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии,

1961. - №2. - С.62-76

4. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Минск, 2010. - 486с4.

Сергеева, Д. В. Задачи и основы семейного воспитания / Д. В. Сергеева // Энциклопедия

семейного воспитания и обучения. — СПб., 2008. — 243 с.



В раздел образования