Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Влияние игры на формирование личности дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Ахмедова Фатимат Анверовна
Володина Людмила Викторовна
Влияние игры на формирование личности дошкольника
Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ провести время. Это важный
вид деятельности, с помощью которого малыш начинает осваивать правила и нормы жизни в
обществе.
Игра занимает ключевое место в жизни ребенка, поскольку способствует формированию
его психики и личности. В процессе игры дети не только уточняют и углубляют уже
имеющиеся знания, но и учатся применять их на практике. Чтобы сыграть определённую
роль, ребенок должен перевести свои представления в действия. Иногда для этого требуется
дополнительная информация, и тогда возникает стремление узнать больше. Это проявляется
в виде детских вопросов, на которые отвечает взрослый. Воспитатель наблюдает за игрой,
помогает участникам договариваться, налаживать взаимодействие и взаимопонимание.
Таким образом, игра не только закрепляет ранее усвоенное, но и становится формой
познания, через которую дети, под руководством взрослого, получают новые знания.
Благодаря игре ребенок:
расширяет кругозор;
развивает психические функции (внимание, память, мышление);
удовлетворяет свои эмоциональные и умственные потребности;
раскрывает творческие способности;
учится взаимодействовать с другими людьми;
формирует черты характера и отношение к миру;
осваивает трудовые и познавательные умения.
Через игру ребенок постепенно приобщается ко взрослой жизни, осваивает формы
человеческой деятельности и как бы «репетирует» свою будущую роль в обществе.
Совместные игры с родителями показывают ребенку, что его занятия вызывают одобрение.
Игра — это особая деятельность, особенно активно проявляющаяся в детстве, но
сопровождающая человека и дальше. Неудивительно, что исследование игры интересует
представителей разных наук: педагогов, психологов, философов, социологов, этнографов,
биологов и искусствоведов. Несмотря на разные научные подходы, все они признают, что
игра — важная часть культуры человека.
Игра носит социальный характер. Как показывал К. Д. Ушинский, детские игры отражают
взрослый мир. В ходе взросления игра развивается: от манипуляций с предметами,
повторяющих действия взрослых, к ролевым играм, отражающим отношения между людьми.
Современная педагогика рассматривает игру как основную деятельность дошкольника. Ее
ведущая роль определяется не количеством времени, а тем, что именно через игру
удовлетворяются
главные
потребности
ребенка,
появляются
зачатки
других
видов
деятельности и обеспечивается развитие психики.
Игра способствует развитию личности ребенка. Она побуждает воображение, помогает
преобразовывать реальность и создавать новое. В игре ребенок соединяет вымысел и
действительность, придавая предметам новые смыслы и функции.
Примеряя на себя игровую роль, ребенок не просто копирует взрослого — он старается
понять его чувства, переживания, образ мышления, что помогает развивать собственную
личность.
Хотя игра — это самостоятельная деятельность, для ее полноценного развития
необходимо участие взрослых. С их помощью игра превращается в средство воспитания и
обучения.
Важно
наполнять
игру
правильным
содержанием
и
обучать
ребенка
взаимодействию в коллективе.
Игрушки также играют большую роль в развитии ребенка: они формируют представления
о мире, развивают вкус и моральные чувства. При грамотном подходе взрослого игра
способствует расширению кругозора, развитию мышления, воображения, интересов и речи.
Игрушка и игра неразрывно связаны. Игрушка может побудить к началу игры, а игра —
потребовать новой игрушки. Поэтому важно предлагать детям разнообразные игрушки,
соответствующие возрасту и педагогическим требованиям. Для разного возраста нужны
разные игрушки: сюжетные (куклы, посуда), технические (машинки, конструкторы),
имитирующие труд (лопатки, молотки), театральные и музыкальные, а также крупные
игровые комплекты, развивающие движение и пространственное мышление. Игры за столом
удобны с небольшими игрушками, на полу — с более крупными, на улице — с еще более
габаритными. Правильный выбор игрушек должен учитывать задачи эстетического и
нравственного воспитания, а также потребности в коллективной игре.
Игры-соревнования помогают формировать волевые качества, уверенность в себе и
самооценку. Ребенок учится стремиться к победе, сопереживать, принимать решения и
отвечать за них.
Игры с элементами творчества развивают воображение, креативность и нестандартное
мышление.
Коллективные игры развивают навыки общения, умение учитывать интересы других.
Например, театрализованные постановки по сказкам расширяют словарный запас, развивают
организаторские и творческие способности, часто выявляют лидерские качества.
Игра — это пространство, где наиболее ярко проявляются способности, индивидуальность
ребенка. Для застенчивых детей это может быть единственным способом раскрыться и
выразить себя.
Библиографический список
1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в
развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/
Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т
образования, 2012. - 184 с.
4. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н.
Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство
Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2003.-100с.