Напоминание

Влияние игры на формирование личности дошкольника


Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Влияние игры на формирование личности дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ахмедова Фатимат Анверовна

Володина Людмила Викторовна

Влияние игры на формирование личности дошкольника

Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ провести время. Это важный

вид деятельности, с помощью которого малыш начинает осваивать правила и нормы жизни в

обществе.

Игра занимает ключевое место в жизни ребенка, поскольку способствует формированию

его психики и личности. В процессе игры дети не только уточняют и углубляют уже

имеющиеся знания, но и учатся применять их на практике. Чтобы сыграть определённую

роль, ребенок должен перевести свои представления в действия. Иногда для этого требуется

дополнительная информация, и тогда возникает стремление узнать больше. Это проявляется

в виде детских вопросов, на которые отвечает взрослый. Воспитатель наблюдает за игрой,

помогает участникам договариваться, налаживать взаимодействие и взаимопонимание.

Таким образом, игра не только закрепляет ранее усвоенное, но и становится формой

познания, через которую дети, под руководством взрослого, получают новые знания.

Благодаря игре ребенок:

расширяет кругозор;

развивает психические функции (внимание, память, мышление);

удовлетворяет свои эмоциональные и умственные потребности;

раскрывает творческие способности;

учится взаимодействовать с другими людьми;

формирует черты характера и отношение к миру;

осваивает трудовые и познавательные умения.

Через игру ребенок постепенно приобщается ко взрослой жизни, осваивает формы

человеческой деятельности и как бы «репетирует» свою будущую роль в обществе.

Совместные игры с родителями показывают ребенку, что его занятия вызывают одобрение.

Игра — это особая деятельность, особенно активно проявляющаяся в детстве, но

сопровождающая человека и дальше. Неудивительно, что исследование игры интересует

представителей разных наук: педагогов, психологов, философов, социологов, этнографов,

биологов и искусствоведов. Несмотря на разные научные подходы, все они признают, что

игра — важная часть культуры человека.

Игра носит социальный характер. Как показывал К. Д. Ушинский, детские игры отражают

взрослый мир. В ходе взросления игра развивается: от манипуляций с предметами,

повторяющих действия взрослых, к ролевым играм, отражающим отношения между людьми.

Современная педагогика рассматривает игру как основную деятельность дошкольника. Ее

ведущая роль определяется не количеством времени, а тем, что именно через игру

удовлетворяются

главные

потребности

ребенка,

появляются

зачатки

других

видов

деятельности и обеспечивается развитие психики.

Игра способствует развитию личности ребенка. Она побуждает воображение, помогает

преобразовывать реальность и создавать новое. В игре ребенок соединяет вымысел и

действительность, придавая предметам новые смыслы и функции.

Примеряя на себя игровую роль, ребенок не просто копирует взрослого — он старается

понять его чувства, переживания, образ мышления, что помогает развивать собственную

личность.

Хотя игра — это самостоятельная деятельность, для ее полноценного развития

необходимо участие взрослых. С их помощью игра превращается в средство воспитания и

обучения.

Важно

наполнять

игру

правильным

содержанием

и

обучать

ребенка

взаимодействию в коллективе.

Игрушки также играют большую роль в развитии ребенка: они формируют представления

о мире, развивают вкус и моральные чувства. При грамотном подходе взрослого игра

способствует расширению кругозора, развитию мышления, воображения, интересов и речи.

Игрушка и игра неразрывно связаны. Игрушка может побудить к началу игры, а игра —

потребовать новой игрушки. Поэтому важно предлагать детям разнообразные игрушки,

соответствующие возрасту и педагогическим требованиям. Для разного возраста нужны

разные игрушки: сюжетные (куклы, посуда), технические (машинки, конструкторы),

имитирующие труд (лопатки, молотки), театральные и музыкальные, а также крупные

игровые комплекты, развивающие движение и пространственное мышление. Игры за столом

удобны с небольшими игрушками, на полу — с более крупными, на улице — с еще более

габаритными. Правильный выбор игрушек должен учитывать задачи эстетического и

нравственного воспитания, а также потребности в коллективной игре.

Игры-соревнования помогают формировать волевые качества, уверенность в себе и

самооценку. Ребенок учится стремиться к победе, сопереживать, принимать решения и

отвечать за них.

Игры с элементами творчества развивают воображение, креативность и нестандартное

мышление.

Коллективные игры развивают навыки общения, умение учитывать интересы других.

Например, театрализованные постановки по сказкам расширяют словарный запас, развивают

организаторские и творческие способности, часто выявляют лидерские качества.

Игра — это пространство, где наиболее ярко проявляются способности, индивидуальность

ребенка. Для застенчивых детей это может быть единственным способом раскрыться и

выразить себя.

Библиографический список

1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в

развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя

детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.

3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/

Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т

образования, 2012. - 184 с.

4. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н.

Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство

Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.

5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании

дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Издательство ГНОМ и

Д, 2003.-100с.



В раздел образования