Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность как средство формирования дружеских отношений у детей
Раздел: дошкольное образование
Ахмедова Фатимат Анверовна
Володина Людмила Викторовна
Игровая деятельность как средство формирования дружеских отношений у детей
Раннее детство – это короткий, но крайне важный этап в становлении личности. В этот
период дети осваивают базовые представления о мире, формируют отношение к людям и
труду, приобретают первичные навыки поведения и черты характера.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Именно через неё ребёнок
раскрывает свои духовные и физические способности, развивает внимание, память,
воображение, дисциплину и ловкость. Игра становится не только формой досуга, но и
ключевым способом усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны
личности, происходят важные психологические изменения, подготавливающие ребёнка к
следующей
ступени
развития.
Именно
поэтому
психологи
считают
игру
ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте.
Во время игры ребёнок учится взаимодействовать с другими: испытывает чувство
коллективной ответственности, развивает дружелюбие и умение сотрудничать. Он осваивает
навыки согласования своих действий с действиями других участников, подчиняет личные
желания общим игровым правилам и замыслам.
Чтобы
игра
была
увлекательной
и
развивающей,
детям
необходимо
уметь
договариваться, распределять роли, придерживаться общих целей. Однако даже при богатом
воображении и знании сюжета, полноценная игра невозможна без сформированных
моральных качеств, таких как взаимоуважение и коллективизм. Поэтому педагоги уделяют
особое
внимание
формированию
детского
коллектива,
поддержанию
активности,
инициативности и творческого подхода к игровому процессу.
В творческих играх дети часто отражают труд взрослых: они играют в поезд,
изображают военных, врачей, учителей. Однако, чтобы такие игры были содержательными,
важно знакомить ребёнка с окружающим миром через чтение, рассказы, наблюдения. Только
при наличии жизненного опыта и впечатлений ребёнок сможет наполнить игру смыслом.
Сюжетно-ролевые игры не только помогают понять окружающий мир, но и
способствуют развитию мышления, нравственных качеств, физической активности. Через
игру ребёнок раскрывает свой характер и отношение к другим. Семья и детский сад
формируют у ребёнка ценности, которые он переносит в игровую деятельность, включая
любовь к труду, заботу, дружелюбие.
Игра занимает значимое место в жизни ребёнка. Тематика игр часто определяется
доступными игрушками, поэтому важно подбирать их осознанно – а они должны быть
привлекательными, безопасными и развивающими.
Задача взрослых – создавать условия для активной и интересной игры, не навязывая, а
вовлекая. Игра должна приносить радость и интерес всем её участникам. Особенно полезны
коллективные, не соревновательные игры: «Поиск сокровищ», «Передай дальше», «Ручеёк»
и др. Такие игры учат сотрудничеству и укрепляют дружеские отношения.
Создавайте свободную и безопасную среду, где дети смогут двигаться, исследовать,
фантазировать. Выбирайте универсальные и неструктурированные игры — они позволяют
каждому ребёнку проявить себя. Примеры – спортивные игры, игры с водой, песком,
конструирование из подручных средств. Игровое «строительство» – это не только
творчество, но и основа сюжетной игры.
Во взаимодействии и построении коллективных сюжетов ребёнок развивается
многогранно: умственно, физически, нравственно. Игра – это зеркало внутреннего мира
ребёнка, пространство его роста и социализации. Взрослым важно быть внимательными,
поддерживающими и направляющими участниками этого важного процесса.
Список литературы
1. . Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов
учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языком обучения / О. К.
Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013. – 152 с.
2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в
развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А.
Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования,
2012. - 184 с.
4. Шипицына Л.Н. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками. - «Детство-пресс», 2008.