Напоминание

Игровая деятельность как средство формирования дружеских отношений у детей


Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность как средство формирования дружеских отношений у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ахмедова Фатимат Анверовна

Володина Людмила Викторовна

Игровая деятельность как средство формирования дружеских отношений у детей

Раннее детство – это короткий, но крайне важный этап в становлении личности. В этот

период дети осваивают базовые представления о мире, формируют отношение к людям и

труду, приобретают первичные навыки поведения и черты характера.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Именно через неё ребёнок

раскрывает свои духовные и физические способности, развивает внимание, память,

воображение, дисциплину и ловкость. Игра становится не только формой досуга, но и

ключевым способом усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны

личности, происходят важные психологические изменения, подготавливающие ребёнка к

следующей

ступени

развития.

Именно

поэтому

психологи

считают

игру

ведущей

деятельностью в дошкольном возрасте.

Во время игры ребёнок учится взаимодействовать с другими: испытывает чувство

коллективной ответственности, развивает дружелюбие и умение сотрудничать. Он осваивает

навыки согласования своих действий с действиями других участников, подчиняет личные

желания общим игровым правилам и замыслам.

Чтобы

игра

была

увлекательной

и

развивающей,

детям

необходимо

уметь

договариваться, распределять роли, придерживаться общих целей. Однако даже при богатом

воображении и знании сюжета, полноценная игра невозможна без сформированных

моральных качеств, таких как взаимоуважение и коллективизм. Поэтому педагоги уделяют

особое

внимание

формированию

детского

коллектива,

поддержанию

активности,

инициативности и творческого подхода к игровому процессу.

В творческих играх дети часто отражают труд взрослых: они играют в поезд,

изображают военных, врачей, учителей. Однако, чтобы такие игры были содержательными,

важно знакомить ребёнка с окружающим миром через чтение, рассказы, наблюдения. Только

при наличии жизненного опыта и впечатлений ребёнок сможет наполнить игру смыслом.

Сюжетно-ролевые игры не только помогают понять окружающий мир, но и

способствуют развитию мышления, нравственных качеств, физической активности. Через

игру ребёнок раскрывает свой характер и отношение к другим. Семья и детский сад

формируют у ребёнка ценности, которые он переносит в игровую деятельность, включая

любовь к труду, заботу, дружелюбие.

Игра занимает значимое место в жизни ребёнка. Тематика игр часто определяется

доступными игрушками, поэтому важно подбирать их осознанно – а они должны быть

привлекательными, безопасными и развивающими.

Задача взрослых – создавать условия для активной и интересной игры, не навязывая, а

вовлекая. Игра должна приносить радость и интерес всем её участникам. Особенно полезны

коллективные, не соревновательные игры: «Поиск сокровищ», «Передай дальше», «Ручеёк»

и др. Такие игры учат сотрудничеству и укрепляют дружеские отношения.

Создавайте свободную и безопасную среду, где дети смогут двигаться, исследовать,

фантазировать. Выбирайте универсальные и неструктурированные игры — они позволяют

каждому ребёнку проявить себя. Примеры – спортивные игры, игры с водой, песком,

конструирование из подручных средств. Игровое «строительство» – это не только

творчество, но и основа сюжетной игры.

Во взаимодействии и построении коллективных сюжетов ребёнок развивается

многогранно: умственно, физически, нравственно. Игра – это зеркало внутреннего мира

ребёнка, пространство его роста и социализации. Взрослым важно быть внимательными,

поддерживающими и направляющими участниками этого важного процесса.

Список литературы

1. . Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов

учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языком обучения / О. К.

Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013. – 152 с.

2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в

развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.

3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А.

Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования,

2012. - 184 с.

4. Шипицына Л.Н. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со

взрослыми и сверстниками. - «Детство-пресс», 2008.



В раздел образования