Автор: Кошайкина Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Верещагинская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Верещагино, Пермский край
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Классификация образовательных программ. Модульное обучение"
Раздел: дополнительное образование
Администрация Верещагинского городского округа Пермского края
МБУ ДО «Верещагинская детская школа искусств»
Тема доклада
«Классификация образовательных программ.
Модульное обучение»
Работу выполнила:
Кошайкина Наталья Александровна
Преподаватель
МБУ ДО «Верещагинская детская школа искусств»
г.Верещагино
2025
Тема: «Классификация образовательных программ.
Модульное обучение».
Классификация
образовательных программ:
Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования
должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор
мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и
развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными
ценностями.
Образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом.
Классификация программ по степени авторства:
Типовые. Примером являются программы Министерства образования РФ.
Модифицированные программы предполагают изменения в отборе тем, порядке их изучения,
изменения в распределении часов, в объеме материала по темам и др. В модифицированных
программах необходимо указать программу, взятую за основу для работы.
Экспериментальные программы предполагают отработку новых педагогических технологий,
методик; содержат план экспериментальной работы по реализации программы и способы
отслеживания; имеют научного руководителя. План реализации экспериментальных программ
заслушивается и принимается методическим советом.
Авторские программы создаются педагогом по его собственному замыслу с учетом его опыта,
наработанных методик, видения проблемы и путей её решения.
Авторская программа должна иметь 70% новизны в своем содержании. Авторство на авторскую
программу закрепляется дипломами конкурса авторских программам.
Классификация программ по уровню освоения:
Общеразвивающий уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса
обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение
навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы.
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной
образовательной области и формирование навыков на уровне практического применения.
Предпрофессиональный уровень. Основная цель данных программ – приобщение детей к
искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных
профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование
грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных
детей и подготовка их к продолжению образования в области искусства в средних и высших
учебных заведениях соответствующего профиля.
Профессиональный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности
обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи,
искать средства их решения.
Классификация программ по форме организации содержания и процесса
педагогической деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа может быть интегрированной, сквозной,
комплексной или модульной.
Образовательная программа дополнительного образования детей может быть
интегрированной или комплексной.
«Интеграция» - восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс
сближения и взаимосвязи.
Интеграция - это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного
пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и
равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся.
Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-
либо. Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и
педагогов, поиск пересечения интересов.
Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида интегрированных программ:
- совместной деятельности педагогов;
- совместной деятельности детей (программы детской деятельности);
- совместной деятельности детей и педагогов.
.
Направленности дополнительного образования.
Художественно-эстетическая программа направлена на развитие художественно-эстетического
вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию
великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа
воспринимаемого мира;
Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной
активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины,
укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан
в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Научно-техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов
научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей
обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера
деятельности - человек-машина);
Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирования навыков здорового
образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с
приоритетом жизни и здоровья;
Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира,
представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и
просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи
природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности -
человек-природа);
Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления,
освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей
обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности - человек-природа
или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании
объектов окружающего мира через логические операции;
Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности
обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об
основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для
развития коммуникативной, социально успешной личности, расширения «социальной практики»,
воспитание социальной компетентности (сфера деятельности - человек – общество, человек -
человек), формирование педагогических навыков.
Культурологическая – направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области
изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные
направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-
просветительное.
Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей
обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности - человек-
машина), с упором на подбор моделей, и их конструирование и выходом с продуктами собственного
творчества на соревнования;
Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков
обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к
социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые
работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и
экспедиционная работа.
Комплексные программы
- это соединение отдельных областей, направлений, видов
деятельности в некое целое. Например, Программы профильных школ системы дополнительного
образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников,
существующих при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы
с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности,
педагогических технологий, методик.
Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или
профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной
студии позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам
актерского мастерства - основному профилю обучения в студии, но и по музыке, сценическому
движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.
Например, Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей
концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической
деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям.
Комплексная программа (КП) - это совокупность самостоятельных образовательных программ
по учебным дисциплинам, объединенных по определенному принципу, и направленных на
решение общих цели и задач (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный
комплекс и др.).
В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги.
В Комплексной программе ставятся такие цель и задачи, решение которых невозможно без
разнопредметного обучения.
Комплексная программа отвечает на образовательные потребности детей, направлена на их
самореализацию, гармоничное развитие или адаптацию в социальной среде
Модульное обучение
Традиционная система образования подразумевает, что несколько предметов будут изучаться
одновременно и последовательно. Благодаря традиционной системе каждый год ученик осваивает
несколько дисциплин.
Модульная или блочная система обучения - это кардинально иной подход, при котором в блоке или
модуле изучается 2-3 взаимосвязанных предмета.
Считается, что это позволяет изучить программу более полно.
Модульное обучение - одна из современных и перспективных педагогических технологий, хорошо
обеспечивающих индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости
от способностей и интересов обучаемых.
Отличия модульной системы от традиционной
Виды Модульных систем
. Существует два подхода к модульному обучению.
1. Погружение в один предмет.
Выбирается один предмет и изучается разными способами: при помощи лекций, практических
занятий и упражнений, чтения дополнительной литературы, обсуждения пройденного и творческих
заданий. Заниматься по такому образовательному модулю можно от нескольких недель до
полугода - всё индивидуально.
После того как ребёнок усвоил материал за один класс или достиг другой образовательной цели,
можно переходить к следующему предмету.
Этот подход ещё называют «методом погружения», потому что у ученика есть возможность изучить
дисциплину настолько глубоко, насколько он захочет.
2. Взаимосвязанные предметы.
В этом случае выбираются два - три близких предмета и изучаются параллельно. Например, можно
заниматься до обеда математикой, а после - физикой или в понедельник заниматься русским языком,
а во вторник литературой. Во время обучения по модульному курсу указываются взаимосвязи этих
предметов.
Хороший способ «связать» дисциплины друг с другом - это изучение одной темы, но с разных
сторон. Например, про Средневековье можно читать художественную литературу, слушать лекции по
истории и писать сочинения о рыцарях. После каждой темы делается подведение итогов. Завершить
изучение всех двух или трёх предметов можно творческим проектом, работа над которым
объединяла бы весь пройденный материал.
При выборе технологии модульного обучения ориентироваться нужно на личные особенности
ребёнка. Например, первый вариант подойдёт для тех, кому трудно переключаться с одного
предмета на другой. Такие дети достигнут лучших результатов, если сконцентрируются на чём-то
одном. Второй подход больше для непосед, которым скучно сидеть над одним и тем же предметом
несколько дней подряд.
Принципы модульного обучения.
Принцип 1. Самостоятельность. Ребёнок в модульной системе должен сам изучить информацию.
Взрослый может помочь с поиском материалов, организацией занятий, но ученик сам определяет,
сколько времени он потратит на тему и насколько глубоко в неё погрузится. Для этого он должен
быть хорошо замотивирован. Задача родителей - помочь ребёнку построить образовательную
стратегию.
Принцип 2. Структурирование. Информации в одном предмете много, поэтому важно чётко
распределить все темы и виды занятий по ним. Например, решить, по каким темам достаточно будет
послушать урок и выполнить упражнения, а по каким стоит добавить исследовательскую или
творческую работу. Продумать план модульного обучения нужно вместе с ребёнком: это лучше
подготовит его и даст общее представление о предмете.
Принцип 3. Гибкость. Модульная программа обучения хороша тем, что в любой момент можно
подстроить её под возможности ребёнка. Например, если он не понимает какой-то материал, можно
уделить ему больше времени, чем было запланировано, или попробовать другие методы. Благодаря
этому принципу, можно в любой момент поменять документальные фильмы на игры в качестве
дополнительного материала или включить в занятия больше творческих заданий.
Принцип 4. Динамичность. Изучение информации в модульной системе начинается с
индивидуального уровня ребёнка. Сначала нужно понять базовые знания, а уже потом переходить к
чему-то сложному. Важно во время изучения образовательного модуля постепенно повышать
сложность информации и требования к её усвоению. Это не только эффективный способ быстро
освоить предмет, но и отличная тренировка для мозга.
Модульные программы
составлены из самостоятельных взаимозаменяемых целостных
блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем
составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели
деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные или
комплексные программы.
Модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей,
направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для достижения
определенного уровня обученности по данной программе.
Модуль - относительно самостоятельная единица образовательной программы, формирующая одну
или несколько определенных профессиональных компетенций сопровождаемая контролем знаний и
умений обучаемых на выходе.
Варианты использования модульных программ в учреждениях
Дополнительного Образования:
1. Модульная программа для одного объединения, имеющего разные направления в своей работе.
Например, программа «Ступени мастерства»: модули «Аппликация», «Оригами», «Изонить»,
«Бумагопластика», «Природный материал», «Техническое конструирование».
2. Модульная программа, включающая работу нескольких объединений.
Например, программа для 6-леток, которая может содержать модули по музыке, лепке, решению
логических задач, ИЗО, хореографию и т. д.
3. Модульная программа для всего учреждения.
Например, программа семейного клуба, или программа по профориентации, или по ПДД и т.д.
Для каждого модуля определены свои задачи, содержание, названы навыки и умения, которые
формируют определенные компетенции. Разработана Программа аттестации, которая позволяет
проверить уровни обученности.
Дополнительная общеразвивающая модульная программа в
области декоративно-прикладного искусства «Арт-дизайн».
Программа «Арт-дизайн», реализуемая в Верещагинской детской школе искусств, включает в себя
три модуля: Ниткография, Пластилинография, Бумагопластика, объединенных одной темой,
содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и
спланированные по степени сложности.
Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, учащиеся узнают о его
многообразии, учатся создавать своими руками изделия, в которые вкладывают свои знания об
окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную
роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Программа «Арт-дизайн»
тесно связана с предметами «История народной культуры и
изобразительного искусства», «Работа в материале», «Прикладная композиция».
Данная взаимосвязь помогает обучающимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его
в формах декоративно-прикладного творчества, гармонично объединяя функциональный и
эстетический компоненты в декоративном изделии.
Срок реализации модульной программы «Арт-дизайн» составляет 1 год. В течение учебного года
аудиторное занятие проводится для учащихся младших классов 1 раз в неделю.
При реализации программы «Арт-дизайн» общий объем учебного времени составляет 30 часов, т.е.
три модуля по 10 занятий.
Вывод:
Внедрение модульных программ в Дополнительном Образовании
непосредственным образом связано с повышением качества образования.
Обучение по модульной программе позволяет в полной мере использовать творческий потенциал
педагога и возможности всего учебного заведения.
Модульное обучение вносит разнообразие в учебный процесс, делая его динамичным, гибким,
современным, т.к. содержание каждого модуля может легко изменяться или дополняться.
Модульное обучение позволяет более полно удовлетворить потребности учащихся в
образовательной деятельности, т.е. индивидуализировать процесс обучения и в значительной мере
повысить эффективность и качество подготовки учащихся.
Появляется возможность обучения большего количества обучающихся теми же силами
преподавателей и на той же учебной базе. Внедряется рационализация методического обеспечения
учебного процесса, гармонизация деятельности педагога и учащихся.
Список литературы:
1.
Журнал «Внешкольник» №12, 2004 г.
2.
«Дополнительное образование» №2, 2006, с.14.
3.
Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995.
4.
Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995.
5.
Золотарева А.В., Соловьев И.О., Соловьева Н.В.. Педагогика дополнительного
образования (учебное пособие для студентов ВУЗов) Воронеж, 2008
6.
Каргина З.А., Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. –
М.: Школьная Пресса, 2006. – 96с («Воспитание школьников. Библиотека журнала»;
Вып. 77).
7.
Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного
образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции,
СПб 20-24 марта 1995 года. СПб. 1995.
8.
Сборник материалов в помощь методистам и педагогам учреждений дополнительного
образования детей. Выпуск 3 Пенза 2000г
9.
Интеграция дополнительного и других сфер образования. Сборник научно-
методических статей. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер
образования» Ярославль 2003.
10. Проектирование и реализация программы «свободное время детей и учащейся
молодежи». Направление «Организация дополнительного образования в школе»
Методические рекомендации. Спб.2002.
11. Система дополнительного образования детей, - Учебное пособие под ред. О.Е.
Лебедева. – СПб., 2001
12. Дополнительно образование. Словарь-справочник/автор составитель Д.Е. Яковлев.-
М., 2002.
13. Внешкольник. Дополнительное образование детей – ежемесячный информационно-
методический журнал по вопросам дополнительного образования.-Москва.
14. Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. Организация методической службы учреждений
дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.
15. Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного
процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический
бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного
образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги
реализации вариативных программ исследования» Выпуск №6. СПб. 2007
16. Акулова О. Образование как средство развития ключевых компетентностей
школьника. СПб. 2003.
17. Журнал «Методист» №4 2007, с.11.
18. Журнал «Методист» №5 2007, с.11.
19. Школьные технологии №2 2007, с.97, и № 3 2007, с.39
20. Народное образование №5 2006, с.77, и № 5 2007, с.153
21. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного
образования детей в контексте компетентностного подхода. СПб. 2005.
22. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей:
компетентностный подход. СПб 2005
23. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей:
Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования.-М.: ВЛАДОС,
2002.