Напоминание

" Работа концертмейстера над певческим словом со студентами на занятиях по эстрадному пению"


Автор: Карасева Наталья Вячеславовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГПОУ ТО " Тульский областной колледж культуры и искусства"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Статья
Тема: " Работа концертмейстера над певческим словом со студентами на занятиях по эстрадному пению"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Н.В. Карасева

ГПОУ ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства»

Работа концертмейстера над певческим словом

со студентами на занятиях по эстрадному пению

Каждый студент, занимающийся в колледже по направлению подготовки

«Музыкальное искусство эстрады» и стремящийся к последующей успешной

профессионально-творческой реализации в сфере музыкально-исполнительской

деятельности, обязан овладеть основами вокального мастерства и пройти этап

постановки голоса и формирования правильных певческих навыков, которые

базируются на одновременном и взаимосвязанном развитии слуховых и

мышечных ощущений поющего. Под постановкой голоса понимается многое:

развитие координации голоса и слуха, овладение навыками певческого дыхания

и певческой опоры, выработка силы и подвижности голоса, его ровности на

всем звуковом и динамическом диапазонах, формирование резонаторных

ощущений, овладение основными видами атаки звука и умениями работать с

певческим словом, формирование эмоционального переживания музыки и

художественного

исполнительского

прочтения

исполняемого

вокального

произведения.

Данный

обширный

перечень

различных

компетенций

формируется, развивается и совершенствуется на индивидуальных занятиях по

эстрадному вокалу.

Музыкально-исполнительская подготовка студентов на занятиях по

эстрадному

вокалу

осуществляется

не

только

в

процессе

работы

с

преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину, но и в работе с

концертмейстером. Большая доля ответственности в подготовке и выучивании

произведений ложится именно на концертмейстера, который на занятиях в

классе и, тем более в процессе сценических выступлений, ни в коей мере не

является обезличенной творческой единицей. У концертмейстера в его

профессиональной

деятельности

в

рамках

специальности

«Музыкальное

искусство эстрады» есть большой круг задач и обязанностей.

Пение является тем видом музыкально-исполнительского искусства, где

воплощение

содержания

произведения

органически

сочетает

вокал

с

выразительным донесением речевого текста и где происходит процесс

интеграции музыки и слова. Поющий должен уметь не только формировать

требуемый певческий тон, но и ясно, четко, осмысленно произносить

поэтический текст. Вопросы дикции и артикуляции всегда актуальны в

вокально-педагогической работе. По причине некачественного певческого

слова эстрадное вокально-исполнительское искусство многое теряет и в

звуковой подаче голоса, и в передаче смысла и эмоционально-образного

содержания произведения.

Первое, на что должно быть направлено внимание концертмейстера в

работе, – это грамотное, точное и адекватное прочтение текста вокального

произведения. Одним из направлений концертмейстерской деятельности на

занятиях эстрадным вокалом будет контроль развития у студентов умений и

навыков работать с певческим словом: обеспечить хорошую разборчивость

музыкальной речи труднее, чем вербальной. Для этого требуются знания

особенностей

певческой

артикуляции

и

певческой

дикции,

а

также

специальные

упражнения

и

тренировка,

которые

помогут

развить

и

совершенствовать

умения

и

навыки

в

дикции

и

артикуляции

при

воспроизведении вокальной речи.

Под дикцией (от лат.

dictio

– произношение) понимается ясное и

отчетливое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами

языка. Причем, она обязательно связана с внятным произнесением слов и фраз

в их смысловой логике по отношению к конкретному предложению. Дикция

является процессом донесения текстового содержания до слушателей и одним

из важнейших средств художественной выразительности при раскрытии

музыкального образа вокального произведения. Понятное произнесение слов

обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука. Артикуляция

(от

лат.

articulo

расчленяю)

в

музыкальном

искусстве

означает

и

исполнительский способ воспроизведения звуковой последовательности, и

разборчивость вокально-музыкальной речи. Практически вся вокальная техника

определяется

техникой

артикуляции,

а

потому

согласованность

и

интенсивность

работы

артикуляционных

органов

определяет

качество

произношения звуков речи, разборчивость слов и дикции.

В пении, в отличие от речи, исполнитель пользуются всем имеющимся у

него диапазоном голоса, а не только его частью. И певческий голос отличается

от разговорного не только охватом звучания и его силой, но и тембральной

окраской. Тем более что положение гласных и согласных звуков при фонации

(греч. phone – звук, голос) также различно. Гласные звуки играют основную

роль в процессе звукообразования: они формируют и несут звуковой поток и

воспроизводят мелодию. Согласные звуки передают значение слов и играют

решающую

роль

при

восприятии

текста.

Концертмейстер

должен

контролировать то, «как певец произносит гласные и согласные звуки, а также

следить за тем, чтобы согласный звук произносился певцом в определенном

тоне гласного звука, а гласный звук – абсолютно точно в тоне мелодии» [1, с.

28].

У

студента

должно

сформироваться

понимание,

что

ясность

в

произношении

певческого

слова

«обусловлена

быстрым

и

четким

произнесением согласных звуков и точным и полным произнесением гласных

звуков, хотя четкое и чеканное произнесение отдельных звуков и слов еще не

свидетельствует о хорошей дикции. Главное – это фраза и мысль» [1, с. 28].

Кроме того, слово в пении всегда должно быть эмоционально-наполненным.

Концертмейстеру необходимо обращать внимание обучающегося и на

словоразделение при вокальном исполнении, так как оно существенно

отличается от практики разговорной речи. «В пении, где необходима

протяженность гласных звуков, все слоги должны быть открытыми, исключая

случаи окончания фраз, пауз или необходимости вдоха» [5, с. 50]. Согласные

же звуки в процессе пения, как правило, нарушают звуковой поток, потому

важно научиться произносить их быстро и спрессовано, а еще с соблюдением

всех орфоэпических норм произношения.

Орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь) – правильное

литературное произношение текста. В русском языке, как и в ряде других

языков, произношение слов отличается от их написания. В пении, где гласный

звук должен быть протянут, пропет и «иметь кроме необходимой окраски

гласного специфически певческий тембр, речевая орфоэпия не может быть

полностью соблюдена. Вокальная практика выработала свои певческие

орфоэпические нормы произношения [2, с. 48]. Это касается и гласных, и

согласных звуков, и их сочетаний в словах.

Певческое произношение слова уделяет внимание сдвоенным согласным

и гласным звукам речи, которые придают певческому слову выпуклость и

рельефность звучания (например, туманный, аллея, дни и ночи, от твоей и

т.д.), и редукции (от лат. reducere – отодвигать назад), то есть изменению и

упрощению гласных звуков в безударном положении (например, когда звук «о»

изменяется на «а», звук «е» на «и» и др.) или же согласных звуков (например,

друг – дру[к,], низко – ни[с]ко и т.д.) при определенных буквенных сочетаниях.

Одним из основных изменений согласных звуков является ассимиляция

(лат. assimilatio – уподобление), которая происходит по линии уподобления

предыдущего звука звуку последующему. При сочетании двух согласных

звуков – звонкого и глухого, произносят сразу два глухих: легкий – ле[х]кий,

лодка – ло[т]ка и т.д. Трансформирование звонких согласных в глухие

называется оглушением. Когда же в словах встречается сочетание двух

согласных в ином положении – сначала глухой, потом звонкий – оба

произносятся звонко: просьба – про[зьб]а,

сзади – [зз]ади и т.д. Такое

изменение называется озвончением.

Сочетание «чт» произносится как «шт» в словах [шт]о, [шт]обы и как «ч»

в словах – не[чт]о, ни[чт]ожный и т.д. Современные орфоэпические нормы

предусматривают, что при произнесении некоторых групп согласных (стл, стн,

здн, лнц, рдн, рдц и др.) какой-либо из них не произносится: по[зн]о, со[нц]е,

се[рц]е, сча[сл]ивый, гру[сн]о, чу[ст]во и т.д. Все это так называемые

непроизносимые согласные. Сочетания «дц», «тц», «тся», «ться» сливаются и

произносится как долгое «ц»: для[цц]а, мчи[цц]а и т.д.

Различных

орфоэпических

певческих

норм

очень

много,

потому

разбираться в них и уточнять верное произношение при пении нужно в каждом

конкретном случае отдельно и сообразно другим составляющим нотно-

музыкального текста в соответствии с характером исполняемого произведения.

Причем, когда студент будет исполнять вокальные произведения зарубежных

композиторов на языке оригинала, ему в такой же степени необходимо будет

соблюдать нормы певческой орфоэпии иностранного языка.

При формировании у студентов умений и навыков работы с певческим

словом концертмейстеру надо обратить их внимание на то, что вокальная

дикция «заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом

творческим

является

художественное

распределение

смысловой

содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него

возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения. Техническим

элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и четко

произносить согласные» [1, с. 30]. Артикуляция и дикция тесно связаны в

пении с опорой и атакой звука, а организация певческого дыхания и ясность

вокально-музыкальной речи влияют на качество исполняемого репертуара.

Особенно, если он достаточно труден для исполнения и в вокальных

произведениях есть слова сложные для фонации и восприятия их слушателями.

Тем более что в пении слова менее разборчивы, чем в речи, а эмоционально-

художественную нагрузку они несут важнейшую.

Характер произнесения слова обязан гармонично сочетаться с характером

певческого звука, а художественная выразительность слова должна быть

идентична

образу,

настроению,

мыслям

и

чувствам

исполняемого

произведения. Концертмейстер должен различать все смыслы и тонкости в

характере слов и словесных нюансах и помогать студенту овладевать этим

мастерством. Например, в лирических песнях слово должно произноситься

мягко и бережно, его нужно артикулировать так, чтобы не нарушалась

кантилена,

максимально

допевались

гласные

и

коротко

произносились

согласные. В героических песнях показана дикционная активность и объемное

слово. Согласные в таких вокальных произведениях надо произносить четко и

обязательно сохранять выразительность и точность ритмического рисунка.

Содержание музыки оказывает прямое воздействие на певческую артикуляцию.

Непростой в исполнительском плане момент связан с тем, что «при

подтекстовке мелодии нередко ритм слова и фразы расходится с музыкой»,

хотя должно быть так, что «смысловой акцент и ударение в слове прочно

завладевают опорными долями такта» [6, с. 304]. Таким образом метр и ритм

стиха и метроритмическая организация музыки вступают в противоречие. Здесь

концертмейстер должен помочь найти такую манеру произношения текста,

чтобы несовпадение музыкального и словесного акцентов было мало заметно.

«Подобные противоречия и несовпадения можно “уравновесить” при самом

исполнении посредством верной динамики произношения, а также благодаря

грамотному построению фразы, которое достигается ровным, без акцентуации,

даже с некоторой сдержанностью, исполнением и мысленным продолжением

движения музыкальной фразы к ее завершению» [1, с. 62].

Специфическим

элементом

процесса

обучения

эстрадному

вокалу

является работа с микрофоном. Необходимо, чтобы студент научился не только

правильно держать микрофон (он должен находиться напротив верхней губы

поющего и вбирать полный частотный спектр голоса), но и верно рассчитывать

расстояние от микрофона до губ, которое должно быть в процессе пения. Это

расстояние обуславливается громкостью звучания голоса, образом, который

воплощен в песне, характером артикуляции и эмоциональной составляющей

музыкального произведения. Пение, как искусство, соединяющее музыку и

слово, передает текст в более выразительной форме, нежели обычная

разговорная речь, и обладает большим эмоциональным воздействием на

слушателя. Этот момент также необходимо учитывать при формировании у

студентов умений и навыков работы над певческим словом.

Поскольку эстрадное пение представляет собой синтез вокального и

театрального искусства, то возникает необходимость актерской подготовки

певца. Для передачи образа студенту надо овладеть умениями проникать в

содержательный и эмоциональный мир музыкального произведения, научиться

мыслить по законам театрального искусства, одновременно работая над

вокальной техникой, художественным образом и певческим словом. Студенту

необходимо овладеть умением переносить в вокал различные элементы речевой

интонации и сочетать пение с речью. Для этого рекомендуется декламировать

текст без музыки, выделяя отдельные слова и речевые кульминации. Кроме

того, работа концертмейстера над певческим словом на занятиях по эстрадному

вокалу должна исходить из того, что все артикуляционные и дикционные

аспекты вокальной музыки обязаны соответствовать эстетическим, стилевым и

музыкально-авторским критериям, а также быть художественно адекватными и

мотивированными. Все это очень непростые задачи, но без овладения ими

невозможна

убедительная

музыкально-творческая

реализации

в

сфере

эстрадного вокала. И помощь высокопрофессионального концертмейстера в

этой многосторонней работе сыграет решающую роль.

Литература:

1.

Егорова

С.В.

Концертмейстерское

мастерство:

Теоретические

и

практические аспекты: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – Тула:

Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. – 263 с.

2.

Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. – Л.: Музыка, 1988. – 70 с.

3.

Кузнецов В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и

эстрадно-джазового образования в России: монография. – М.: Мелограф, 2005.

– 180 с.

4.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов

и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. – М.: А ТЕМП, 2007. – 944 с.

5.

Садовников В.И. Орфоэпия в пении: Учеб. пособ. – М.: ГИТИС, 2001. – 88 с.

6.

Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: Классика-XXI, 2001. – 240 c.



В раздел образования