Автор: Чудиновская Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №1 г.Суздаль"
Населённый пункт: город Суздаль, Владимирская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него
правильной речи. Наилучший результат в этом процессе достигается при взаимодействии
логопеда, родителей и педагогов.
Одним из начальных этапов постановки нарушенных звуков и формирования
красивой речи является воспитание у ребенка правильного речевого дыхания. Также
развитие речевого дыхания способствует укреплению соматического здоровья детей и
повышению иммунитета.
Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина
дыхания соответствует потребности организма в кислороде. Диафрагма активно участвует
в дыхании и является его движущей силой. Вдох является более активной фазой, чем
выдох. Жизненное дыхание произвольное, вдох и выдох производятся через нос.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, и отличается от неречевого
(физиологического) дыхания. Речевое дыхание это во многом управляемый процесс,
количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.
Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,
создает условия для поддержания таких просодических функций как громкость речи, ее
ритмический рисунок, плавность и интонационная выразительность.
Большинству детей с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям
для развития правильного, грудобрюшного (грудорёберного) типа дыхания требуются
специальные дыхательные упражнения, которые активизируют диафрагму и увеличивают
ее роль в процессе дыхания. При этом активно работает нижняя часть легких, а плечи
остаются неподвижны. Для контроля правильного дыхания рекомендуется класть ладонь
на диафрагму.
Чтобы проверить сформировано ли у ребенка речевое дыхание рекомендуется
провести следующие тесты:
1)
Упражнение «Парашют». Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот,
положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые
края были прижаты, а посередине оставался желобок. На нос кладем кусочек
ваты. Плавно дуем на язычок, как будто говорим [ ф] – ватка должна полететь
вверх. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет делать носовой
выдох и воздушная струя будет выходить с призвуком [х].
2)
Упражнение «Барабанчик». Просим ребенка улыбнуться, приоткрыть рот и
постучать кончиком языка за верхними зубами звонко и отчетливо повторяя :
«д-д-д-д», а затем «да-да-да» с открытым и закрытым носом (зажимаем
1
пальцами). Если речевое дыхание неправильное будет слышен назальный
оттенок звука при закрытых носовых проходах. Это значит, что ребенок
производит озвученный выдох через нос, а не через рот.
Работа по формированию речевого дыхания производится поэтапно.
1-й этап. Знакомство детей с органами дыхания. Выработка правильного
диафрагмального дыхания. С этой целью проводиться дыхательная гимнастика, в
процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть
малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через
нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.
В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения: Встать,
руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить.
Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два —
сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение. Руки
поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе. Все
упражнения повторяются 4—5 раз.
Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет: Руки согнуты в локтях. Нужно
изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох,
вниз —выдох. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним,
выпуская воздух. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх.
На выдохе опустить руки ладонями вниз.
Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения: На вдохе зажать одну
ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями. «Котята»:
ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу». «Насос»: стоя прямо, сделать
наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в
обе стороны.
Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные
названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц,
предметов) и интересные движения.
1 -й этап. Развитие диафрагмального дыхания.
Упражнение «Качели» - учим ребенка активно пользоваться диафрагмой при дыхании.
Ребенок в положении лежа, на живот сажаем небольшую мягкую игрушку. Делаем
резкий вдох, так, чтоб живот надулся и игрушка поднялась, затем плавный выдох
ртом – живот сдувается, игрушка опускается вниз.
2-й этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха.
Сюда входит обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному,
удлиненному выдоху с использованием игровых пособий:
2
«Цветок – бабочка» - делаем плоский цветок из картона и прикрепляем к
нему бабочку на нитке из цветной бумаги, бабочка лежит на цветке.
Представляем, что нюхаем цветок (глубокий вдох носом), а теперь подуем
на бабочку (плавный выдох через рот), бабочка должна улететь.
«Катим карандаш» - кладем на ровную поверхность стола карандаш,
делаем вдох носом, выдыхаем через рот направляя струю воздуха на
карандаш, он должен покатиться. Если получилось, пробуем высунуть язык,
положить его на нижнюю губу и сделать выдох «через язычок», так, чтобы
карандаш покатился.
«Самолетики» («Бабочки», «Листопад» и другие модули) – делаем рамочку из
картона, к ней на нитках прикрепляем вырезанные из бумаги самолетики.
Надо подуть так, чтобы самолетики улетели. Можно устроить
соревнование, чей самолетик дальше улетел. Принцип тот же - вдох через
нос, выдыхаем плавно ртом, потом учимся выдыхать через высунутый язык.
Для выработки силы выдоха используем вертушки, мыльные пузыри,
свистульки, бумажные кораблики на воде, коктейльные трубочки в
стакане с водой – всё, где видна сила выдоха.
3-й этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения
звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).
Важно помнить, что звуки мы произносим на выдохе и самая сильная воздушная
струя требуется для произнесения сонорных звуков [ р ], [рь] и щелевых – [с], [сь], [з], [зь],
[ш], [ж], [ч], [щ] звуков.
«Кучер» - выдыхаем с силой на губы, как будто останавливаем лошадь –
«тпру – тпру», губы должны сильно вибрировать. Если не получается,
придерживаем щеки указательными пальцами, не даем им раздуваться.
«Насос» - изображаем движения, как будто накачиваем насосом колесо, при
этом произносим сначала отрывисто , а потом долго : С_С_С_СССС.
«Надуваем шарик» - держим пальцы у рта, как будто у нас не надутый шарик,
вытягиваем губы, произносим отрывисто, а затем длинный звук :
Ш_Ш_Ш_ШШШ, показывая при этом руками, как надувается шарик.
«Поезд» - кладем ладонь на диафрагму, губы вытягиваем, говорим : Ч-Ч-Ч,
сильно выдыхая воздух так, чтобы ладонь двигалась, ускоряем темп и, «поезд
останавливается» : ЩЩЩЩ – сильный долгий выдох.
«Метем двор» - берем в руки воображаемую метлу и делаем резкие
движения со звуком, как будто подметаем двор – Щ-Щ-Щ.
3