Напоминание

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников


Автор: Чудиновская Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №1 г.Суздаль"
Населённый пункт: город Суздаль, Владимирская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него

правильной речи. Наилучший результат в этом процессе достигается при взаимодействии

логопеда, родителей и педагогов.

Одним из начальных этапов постановки нарушенных звуков и формирования

красивой речи является воспитание у ребенка правильного речевого дыхания. Также

развитие речевого дыхания способствует укреплению соматического здоровья детей и

повышению иммунитета.

Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина

дыхания соответствует потребности организма в кислороде. Диафрагма активно участвует

в дыхании и является его движущей силой. Вдох является более активной фазой, чем

выдох. Жизненное дыхание произвольное, вдох и выдох производятся через нос.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, и отличается от неречевого

(физиологического) дыхания. Речевое дыхание это во многом управляемый процесс,

количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,

создает условия для поддержания таких просодических функций как громкость речи, ее

ритмический рисунок, плавность и интонационная выразительность.

Большинству детей с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям

для развития правильного, грудобрюшного (грудорёберного) типа дыхания требуются

специальные дыхательные упражнения, которые активизируют диафрагму и увеличивают

ее роль в процессе дыхания. При этом активно работает нижняя часть легких, а плечи

остаются неподвижны. Для контроля правильного дыхания рекомендуется класть ладонь

на диафрагму.

Чтобы проверить сформировано ли у ребенка речевое дыхание рекомендуется

провести следующие тесты:

1)

Упражнение «Парашют». Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот,

положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые

края были прижаты, а посередине оставался желобок. На нос кладем кусочек

ваты. Плавно дуем на язычок, как будто говорим [ ф] – ватка должна полететь

вверх. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет делать носовой

выдох и воздушная струя будет выходить с призвуком [х].

2)

Упражнение «Барабанчик». Просим ребенка улыбнуться, приоткрыть рот и

постучать кончиком языка за верхними зубами звонко и отчетливо повторяя :

«д-д-д-д», а затем «да-да-да» с открытым и закрытым носом (зажимаем

1

пальцами). Если речевое дыхание неправильное будет слышен назальный

оттенок звука при закрытых носовых проходах. Это значит, что ребенок

производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

Работа по формированию речевого дыхания производится поэтапно.

1-й этап. Знакомство детей с органами дыхания. Выработка правильного

диафрагмального дыхания. С этой целью проводиться дыхательная гимнастика, в

процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть

малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через

нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.

В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения: Встать,

руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить.

Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два —

сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение. Руки

поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе. Все

упражнения повторяются 4—5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет: Руки согнуты в локтях. Нужно

изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох,

вниз —выдох. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним,

выпуская воздух. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх.

На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения: На вдохе зажать одну

ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями. «Котята»:

ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу». «Насос»: стоя прямо, сделать

наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в

обе стороны.

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные

названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц,

предметов) и интересные движения.

1 -й этап. Развитие диафрагмального дыхания.

Упражнение «Качели» - учим ребенка активно пользоваться диафрагмой при дыхании.

Ребенок в положении лежа, на живот сажаем небольшую мягкую игрушку. Делаем

резкий вдох, так, чтоб живот надулся и игрушка поднялась, затем плавный выдох

ртом – живот сдувается, игрушка опускается вниз.

2-й этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха.

Сюда входит обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному,

удлиненному выдоху с использованием игровых пособий:

2

«Цветок – бабочка» - делаем плоский цветок из картона и прикрепляем к

нему бабочку на нитке из цветной бумаги, бабочка лежит на цветке.

Представляем, что нюхаем цветок (глубокий вдох носом), а теперь подуем

на бабочку (плавный выдох через рот), бабочка должна улететь.

«Катим карандаш» - кладем на ровную поверхность стола карандаш,

делаем вдох носом, выдыхаем через рот направляя струю воздуха на

карандаш, он должен покатиться. Если получилось, пробуем высунуть язык,

положить его на нижнюю губу и сделать выдох «через язычок», так, чтобы

карандаш покатился.

«Самолетики» («Бабочки», «Листопад» и другие модули) – делаем рамочку из

картона, к ней на нитках прикрепляем вырезанные из бумаги самолетики.

Надо подуть так, чтобы самолетики улетели. Можно устроить

соревнование, чей самолетик дальше улетел. Принцип тот же - вдох через

нос, выдыхаем плавно ртом, потом учимся выдыхать через высунутый язык.

Для выработки силы выдоха используем вертушки, мыльные пузыри,

свистульки, бумажные кораблики на воде, коктейльные трубочки в

стакане с водой – всё, где видна сила выдоха.

3-й этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения

звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).

Важно помнить, что звуки мы произносим на выдохе и самая сильная воздушная

струя требуется для произнесения сонорных звуков [ р ], [рь] и щелевых – [с], [сь], [з], [зь],

[ш], [ж], [ч], [щ] звуков.

«Кучер» - выдыхаем с силой на губы, как будто останавливаем лошадь –

«тпру – тпру», губы должны сильно вибрировать. Если не получается,

придерживаем щеки указательными пальцами, не даем им раздуваться.

«Насос» - изображаем движения, как будто накачиваем насосом колесо, при

этом произносим сначала отрывисто , а потом долго : С_С_С_СССС.

«Надуваем шарик» - держим пальцы у рта, как будто у нас не надутый шарик,

вытягиваем губы, произносим отрывисто, а затем длинный звук :

Ш_Ш_Ш_ШШШ, показывая при этом руками, как надувается шарик.

«Поезд» - кладем ладонь на диафрагму, губы вытягиваем, говорим : Ч-Ч-Ч,

сильно выдыхая воздух так, чтобы ладонь двигалась, ускоряем темп и, «поезд

останавливается» : ЩЩЩЩ – сильный долгий выдох.

«Метем двор» - берем в руки воображаемую метлу и делаем резкие

движения со звуком, как будто подметаем двор – Щ-Щ-Щ.

3



В раздел образования