Автор: Рябинина Мария Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА"
Населённый пункт: город Донецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Укрепление семейных ценностей средствами изобразительного искусства Флюид-Арт"
Раздел: дополнительное образование
Рябинина Мария Викторовна
«Укрепление семейных ценностей средствами
изобразительного искусства Флюид-Арт»
(МАСТЕР-КЛАСС для детей и родителей, приуроченный Дню семьи)
Аннотация.
Занятия
изобразительным
искусством
в
современной
технике
Флюид-Арт
позволяет
быть
в
тренде
современного
искусства.
Предусматривает развитие изобразительных и художественных способностей,
нестандартного
мышления,
творческой
индивидуальности.
Это
вооружает
учащихся способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в
любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с
окружающим.
Ключевые слова:.
Актуальность.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей.
Сегодня,
когда
во
многих
общеобразовательных
школах
на
изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественно-творческой
деятельности
детей
и
подростков
в
системе
дополнительного образования становится особенно актуальным.
Целевая
аудитория:
данный
мастер-класс
предназначен
для
детей
младшего,
среднего
и
старшего
школьного
возраста;
полезен
педагогам
дополнительного
образования,
учителям
начальных
классов,
воспитателям,
родителям.
Специфической
чертой
программы
является
неоднородность
контингента учащихся по уровню способностей, сформированных вкусов и
потребностей.
В
связи
с
этим
отличительной
особенностью
программы
является возможность педагога осуществить дифференцированный подход к
каждому
ребенку,
наиболее
точно
определить
перспективы
развития
и
организовать учебный процесс с учетом способностей учащихся. Для детей, не
проявивших
ярких
художественных
способностей,
предлагаются
адаптированные варианты заданий в рамках изучаемой темы, отличающиеся
более
облегчёнными требованиями по сложности и
объёму. Для
наиболее
творчески одарённых
учащихся подбираются
задания, соответствующие их
способностям,
умению
трудиться
и
желанию
достигать
более
высоких
результатов в работе с целью участия в конкурсах, выставках, продолжения
обучения.
Цель: формирование художественной культуры учащихся как части их
общей
культуры
современными
средствами
изобразительного
искусства;
создание интерьерных картин на основе базовых приемов в технике Флюид
Арт; сохранение семейных ценностей.
Задачи:
Обучающие:
-
ознакомить с техникой «Флюид Арт», развить мотивацию к творчеству и
самостоятельности;
-
показать технологию подготовки акриловых красок, основные приемы
техники;
-
нарисовать картины в этой технике.
Воспитательные:
-
привить интерес к современному искусству;
-
воспитать нравственные качества детей.
Развивающие:
-
развить образное мышление, творческие способности;
-
формировать эстетический и художественный вкус.
Для
повышения
интереса
учащихся
к
занятиям
и
более
успешного
решения образовательных, воспитательных задач применяются разнообразные
формы
и
методы
проведения.
Обучение
проводится
в
двух
направлениях:
усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков.
Для успешной работы в программе используются следующие методы, в
основе которых лежит способ организации занятий:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);
-
наглядный
(показ
мультимедийных
материалов,
иллюстраций,
показ
образца);
-
практический (по инструкционным картам, схемам, видео с пошаговыми
инструкциями); В
основе,
которых
лежит
уровень
деятельности
учащихся:
-
объяснительно-иллюстративный – обучающиеся ,
воспринимают
и
усваивают готовую информацию;
-
репродуктивный
–
обучающиеся
воспроизводят
полученные
знания
и
освоенные способы деятельности;
-
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-
индивидуальный- работа с одним учеником;
-
групповой – организация работы в группах.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами изучения мастер-класса являются следующие
умения:
-
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
эмоционально
реагировать
на
прекрасное
в
искусстве,
выражать
свои
эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
стремиться к выражению своего отношения к действительности.
Средство
достижения
этих
результатов
–
построение
связей
современного искусства с миром мыслей и чувств каждого человека, с личным
миром ребёнка.
Продолжительность мастер-класса: 2 часа.
Технологии:
здоровьесберегающие,
игровые,
педагогика
сотрудничества,
технология развивающего обучения.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Форма проведения мастер-класса: практическое занятие.
Раздаточный материал:
-
мольберты, планшеты;
-
клей ПВА;
-
артборды, бумага: картон, «ватман»;
-
акриловые краски, кисти: круглые, плоские (белка, щетина и др.);
-
колор различных цветов;
-
одноразовые
пластиковые
стаканы
различной
емкости,
палочки
деревянные или пластиковые для смешивания медиума с красками;
-
кнопки, канцелярские резаки, ножницы, ёмкость для воды, ветошь для
промокания кистей, поролон;
-
ёмкость для замешивания медиума.
Защитные средства: одноразовые перчатки, фартуки, клеенка для столов.
Информационное обеспечение
Применяемый
на
занятиях
демонстрационный
материал,
выполнен
руководителем (как образец) и изделия кружковцев прошлых лет.
На стенах расположены стенды, знакомящие учащихся с инструкцией по
технике безопасности, правилами работы.
Кадровое обеспечение
В
реализации
программы
задействован
1
педагог
дополнительного
образования
высшего
профессионального
образования
материально-
техническое обеспечение образовательного процесса.
Оформление:
На стенах развешаны картины популярных, современных художников.
План:
1.
Оргмомент: приветствие, сообщение темы.
2.
Основная часть:
-
ознакомление
с
историей
возникновения
современного
искусства
Флюид-Арт;
-
практическая часть: технология выполнения картин в технике Флюид-
Арт;
3.
Заключительная часть:
-
рефлексия, подведение итогов.
История возникновения современного искусства Флюид-Арт.
Флюид-арт впервые был открыт в 1930-х годах XX века мексиканским
художником Хосе Давидом Альфаро Сикейросом, и техника жидкого акрила
оказала большое влияние на творчество многих известных художников, таких
как Джексон Поллок и др. Давид Сикейрос был известен как «художник-воин»,
активный борец за равенство, и коммунист. Свои картины он писал с помощью
пульверизатора,
и
перед
работой
всегда
разводил
краски
до
нужной
консистенции.
Этот вид искусства стал сразу популярен. Он позволяет самовыразиться и
одновременно
создать
неповторимый
шедевр.
Флюид-арт
стал
всемирно
известным благодаря широте своего применения. Его используют:
экспериментальные художники;
дизайнеры;
строители;
кондитеры.
Можно быть на 100% уверенным, что даже ваш первый шедевр будет
завораживать
взгляд
и
привлекать
внимание.
Здесь
не
бывает
некрасивых
картин.
. Организационный момент.
(Психологический настрой на творческую продуктивную деятельность).
Видеодемонстрация интерьерных картин лучших современных художников.
Педагог: Я предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению
современных интерьерных картин.
Практическая часть.
Для изготовления куклы вам потребуются материалы:
холст;
акриловые краски;
клей ПВА;
вода;
одноразовые стаканчики;
палочки для замешивания красок;
защитные средства: перчатки, фартук, нарукавники;
влажные салфетки;
клеёнка.
Поэтапное изготовление интерьерной картины.
1.
Подготовка медиума (состав: клей ПВА ¾ объёма, ¼ воды).
2.
Выравнивание поверхности для работы при помощи уровня.
3.
Размешивание красок различных цветов в одноразовых стаканчиках.
4.
Заливка холста подложкой (основой будущей картины).
5.
Заливка холста разноцветными красками в технике «грязный стакан»
(приложение 1).
6.
Растягивание красок по холсту.
Рефлексия.
1.
Был ли вам полезен данный мастер-класс?
2.
Испытывали ли вы чувства удовлетворения, покоя, медитации?
Список использованных источников:
1.
Верьянова
А.П.
Изобразительная
деятельность
(занятия).
Мозаика
–
Синтез, 2011.
2.
Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по
изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2011.
3.
Грибовская
А.А.
Знакомство
с
русским
народным
декоративно-
прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация
москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 2020.
4.
Грибовская
А.А.
Коллективное
творчество
дошкольников.
Москва.
Творческий центр Сфера, 2021.
5.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:
Издательство «Скрипторий 2013
6.
Давыдова
Г.Н.
Нетрадиционные
техники
рисования.
В
2
ч..
–
М.:
Издательство «Скрипторий 2013»,
7.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
Москва. Просвещение, 2020.
8.
Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2022.
9.
Ковалько
В.И.
Азбука
физкультминуток:
Средняя,
старшая,
подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
10.
Корчаловская
Н.В.
Комплексные
занятия
по
развитию
творческих
способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2013.
11.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 2008.
12.
Лыкова И.А.»Цветные ладошки» Изда. дом «Карапуз»
13.
Лыкова И.А. Занятия в ИЗО студии. Издат дом «Карапуз» Москва 2019 г.
14.
Лыкова
И.А.
Художественный
труд.
Учебно-методическое
пособие.
Издат. Дом «Цветной мир» Москва 2019 г.
Приложения
Приложение 1
Техника «грязный стакан»
Это
самая
непредсказуемая
и
простая
техника
рисования
жидким
акрилом.
Берётся
один
или
несколько
пустых стаканов, в
зависимости от
размеров картины и её формы, в которые поочерёдно, слоями, наливаются
краски.
Затем
эти
стаканы
переворачиваются
на
холст,
и
изображение
растекается по поверхности холста. Этот процесс рисования занимает не более
15-ти минут, а результат каждый раз потрясает своей оригинальностью.
По завершению рисования, работы нужно оставить сохнуть.
6