Напоминание

"Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста


Авторы: Овчинникова Инна Владимировна, Шумская Светлана Викторовна
Должность: педагог - психолог, воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ "1-й МОК"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки

начинается

его

знакомство

с

миром

литературы,

с

миром

человеческих

взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям

поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор

воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев,

закрепляются

в

реальной

жизни

и

взаимоотношениях

с

близкими

людьми,

превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки

ребенка.

Сказка,

ее

композиция,

яркое

противопоставление

добра

и

зла,

фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный

язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные

пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей

для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности

ребенка.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие

детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия

для

формирования

социальной

адаптации

ребенка.

Во

все

времена

сказка

способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных

умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка,

которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых

доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и

педагоги, и родители. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же,

сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от

ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит:

работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. В настоящее время сказка, как и

другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.

Этому

способствовали

современные

книги

и

мультфильмы

с

упрощенным

диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный

смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в

чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы,

которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Влияние сказок на

гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том,

что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит

формирование

гуманных

чувств

и

социальных

эмоций

и

осуществляется

последовательный

переход

от

психофизиологического

уровня

их

развития

к

социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в психоэмоциональном

поведении ребенка.

Гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического,

социального и эстетического.

Психофизиологический

уровень

эмоционального

развития

проявляется

в

процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности

реагирования,

в

непроизвольных

репликах

(междометиях),

непроизвольных

движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения

различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику,

пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за

внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и

реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития

детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является

эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в

эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в

процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм

содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков.

Социальный уровень — главное направление развития эмоциональной сферы у

дошкольника

это

появление

способности

управлять

эмоциями,

то

есть

произвольность поведения.

Эстетический уровень — уровень художественного образа — характеризуется

особым

видом

эмоционального

познания,

при

котором

человек

отражает

действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют

представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они

вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и

эмоциональных открытий.

Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей

сказок [6].

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей,

так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум

психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры

как носителя информации:

о жизненно важных явлениях;

о жизненных ценностях;

о постановке целей;

о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

как устроен этот мир, кто его создал;

что происходит с человеком в разные периоды его

жизни;

какие этапы в процессе самореализации проходит

женщина;

какие этапы в процессе самореализации проходит

мужчина;

какие трудности препятствия можно встретить в жизни и

как с ними справляться;

как приобретать и ценить дружбу и любовь;

какими ценностями руководствоваться в жизни;

как строить отношения с родителями и детьми;

как прощать.

Типологии сказок

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева

выделяет

шесть

видов

сказок

[5]:

художественные,

народные,

авторские

народные,

дидактические,

психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

1.Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и

авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть

сказками,

мифами,

притчами.

В

художественных

сказках

есть

и

дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже

медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для

психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

2.Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются

мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и

природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии

человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это

явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах

сказок.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить

следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети

до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими

на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям

жизненный опыт.

Бытовые сказки.

В них часто рассказывается о превратностях

семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они

формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по

отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при

работе с подростками, направленной на формирование образа семейных

отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит

первый?"

Страшные сказки.

Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей,

вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и

сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской

самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в

сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы

реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения

полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7

лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать

историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая»

интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и

смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7

лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает

«концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии

человека [5].

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда

сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными

ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками:

изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские художественные сказки

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,

желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на

большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две

лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень

терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю

надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь,

свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда

есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают

справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

4.Дидактические сказки

В

форме

дидактических

сказок

подаются

учебные

задания.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на

дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях

решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров

приводит героя к успеху.

5.Психокоррекционные сказки

Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и

оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее

создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в

коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который

ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в

этом должен помочь психолог.

3.

Сказочный

сюжет

должен

разворачиваться

в

определенной

последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок

игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и

бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с

проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои

сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально

изменяется.

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. [5] психокоррекционные сказки

создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Под коррекцией здесь

понимается

«замещение»

неэффективного

стиля

поведения

на

более

продуктивный,

а

также

объяснение

ребенку

смысла

происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту

(примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий.

Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со

стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют

традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это,

в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие

психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти,

отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки

помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где

нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной

ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку

предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?", "Кто из

героев больше всего понравился и почему?", "Почему герой совершил те или иные

поступки?", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков,

которые описаны в сказке?".

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как

развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или

группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно

предложить

ребенку

рассказать

сказку

от

имени

других

действующих

лиц,

участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке

рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем

рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги".

3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных

сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый

поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая

свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает

наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот

вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего

напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что

каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему

самостоятельно

корректировать

свои

движения

и

делать

поведение

куклы

максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и

проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не

может себе позволить проявлять.

5.

Сочинение

сказок.

В

каждой

волшебной

сказке

есть

определенные

закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет,

при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во

время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется

и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.

В дошкольном возрасте можно порекомендовать следующие сказки:

1. "Лиса и Котофей Иванович" - русская народная сказка;

2. "Елена Премудрая" - русская народная сказка;

3. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" - А.С. Пушкин;

4. "Сказка о попе и о работнике его Балде" - А.С. Пушкин;

5. "Умная внучка" - Л.Н. Толстой;

6. "Умная дочь крестьянская" - Братья Гримм.

Все эти сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных

поучений. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые

переживает

в

своей

жизни

каждый

человек.

Жизненный

выбор,

любовь,

ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом: все это

"закодировано" в образах сказки. Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не

пройдите мимо и помогите ему. За добро отплачивают добром. Этому учат сказки.

Вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и

злой сам себя наказывает - об этом повествует "Сказка о Попе и о работнике его

Балде". Не будет счастлив тот человек, который другим желает несчастья и смерти -

этому учат сказки: "Дрозд Еремеевич", сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

О том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка - рассказывается в сказках:

"Лиса и Котофей Иванович", "Елена Премудрая", "Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях", "Умная дочь крестьянская". Самые глубокие и таинственные слова в

сказках. Они возникают из посвиста ветра, шороха листвы, скрипа колес по

проселочной дороге, а также из детских вопросов на которые надо найти ответ.

Формы работы со сказкой также многоцветны и многообразны как сама жизнь.

Абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если педагоги

и родители смогут правильно использовать возможности сказкотерапии, то окажут

своим детям неоценимую помощь. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не

бывает, выход всегда есть – надо только его поискать. А еще, походы в «сказочный»

мир разовьют воображение ребенка, научат свободно, не страшась опасностей,

импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем

волшебную силу творчеств.

Список литературы:

1.

Вачков

И.В.

Сказкотерапия.

Развитие

самосознания

через

психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

3. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая

инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. -

263 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. -

СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

6. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для

детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -

СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. –

296 с.

9. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера,

2008. - 118 с.

10. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.:

Сфера, 2009. – 144 с.

11. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь

размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. -

СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

12.

Пезешкиан

Н.

Торговец

и

попугай:

восточные

истории

и

психотерапия. – М.: Институт

позитивной психотерап

ии, 2006. – 160 с.



В раздел образования