Автор: Ахмедова Елена Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО "КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: п. Подкумок
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через творчество"
Раздел: дополнительное образование
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через
творчество
Социализация и личностное развитие необходимо как здоровому
ребёнку, так и ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Причём,
независимо от состояния здоровья, талантливым может быть каждый. Важно,
чтобы ребенок мог приобрести и усвоить определенные ценности и
общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе, и стал
уверенным, добрым и успешным.
В
стационарном
отделении
«Мать
и
дитя»
Краевого
реабилитационного центра «Орлёнок» социальные педагоги уделяют особое
внимание благоприятной социальной среде для детей с ОВЗ через
творческую деятельность. Поэтому, перед педагогами стоят непростые
задачи:
- создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с
«особыми» потребностями в большой социум;
- стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и
сформировать доверие к нему.
Для того, чтобы выполнить эти задачи педагоги проводят групповые и
индивидуальные занятия по программе «Весёлый художник», которые
направлены на совместную деятельность. Планируя занятия, педагоги
создают условия для приобретения ребенком опыта взаимодействия со
сверстниками и взрослыми. Благоприятная атмосфера уважения, доверия,
взаимопомощи, созданная во время занятий, помогают ему почувствовать
уверенность в себе, собственную значимость и самоутвердится.
Для развития творческих способностей у детей педагоги используют
нетрадиционные техники рисования: ниткография, тычкование, граттаж,
рисование свечой, ладошкой, ватными палочками и даже пакетом. Все эти
техники
привлекают
доступностью,
своеобразной
художественной
выразительностью,
содержат
элементы
новизны,
активизируют
индивидуальные
способности
детей
с
ОВЗ,
дают
неограниченные
возможности для импровизации сочетания самых разных материалов.
Разнообразие материалов можно и нужно расширять с учетом возраста и
интересов учащихся, а также с учетом индивидуальных способностей
каждого ребенка.
Разнообразная деятельность детей с ОВЗ на занятиях прикладного
творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в
творческий процесс, создают интересные, индивидуальные и коллективные
работы.
Работая в коллективной творческой деятельности у детей с ОВЗ
развивается чувство значимости в коллективе. Каждый ребёнок является
частью сплочённого коллектива, общаясь и советуясь между собой, он
приобретает навыки общения. Демонстрация своих работ перед родителями
и перед сверстниками не только повышает исполнительский уровень детей с
ОВЗ, но и воспитывает у них чувство гордости за себя, веру в свои силы и
возможности.
Таким образом, творческая деятельность играет важную роль в
социализации детей с ОВЗ. Она развивает воображение, позволяет детям
выразить свои эмоции и мысли, что особенно важно для тех, кто часто
испытывает трудности в вербальной коммуникации и социализации.
Социальный педагог
Ахмедова Е.Н.