Напоминание

Педагог как наставник и мотиватор в СПО


Автор: Разумовская Жанна Алиевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ "Дербентский медицинский колледж им. Г.А. Илизарова"
Населённый пункт: город Дербент Республики Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Педагог как наставник и мотиватор в СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПЕДАГОГ КАК НАСТАВНИК И МОТИВАТОР В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Среднее профессиональное образование (СПО) играет ключевую

роль в подготовке квалифицированных кадров для различных отраслей

экономики. В условиях динамично меняющегося рынка труда особое

значение приобретает не только передача знаний и навыков, но и

формирование

у

студентов

профессиональной

идентичности,

устойчивой мотивации к обучению и дальнейшему развитию. В этом

контексте педагог СПО выступает не только как преподаватель, но и как

наставник,

способный

вдохновлять,

направлять

и

поддерживать

учащихся.

Цель данной статьи — рассмотреть роль педагога в СПО как

наставника и мотиватора, проанализировать методы эффективного

педагогического

воздействия

и

предложить

практические

рекомендации

для

повышения

вовлечённости

студентов

в

образовательный процесс.

Теоретические аспекты наставничества в СПО

1. Понятие наставничества в образовательном процессе

Наставничество

в

СПО

это

система

педагогического

сопровождения, направленная на профессиональное и личностное

становление студента. В отличие от традиционного преподавания,

наставничество

предполагает

более

глубокое

взаимодействие,

включающее:

передачу практического опыта;

помощь в адаптации к профессиональной среде;

развитие критического мышления и самостоятельности.

Наставник не просто обучает, но и помогает студенту осознать

свою роль в будущей профессии, преодолевать трудности и ставить

реалистичные цели.

2. Особенности мотивации студентов СПО

Мотивация в СПО имеет двойственную природу:

Внешняя

мотивация

связана

с

оценками,

дипломом,

требованиями работодателей.

Внутренняя

мотивация

базируется

на

личной

заинтересованности,

профессиональных

амбициях,

ощущении

самореализации.

Исследования показывают, что учащиеся СПО часто приходят в

образовательные учреждения с разным уровнем исходной мотивации.

Часть студентов осознанно выбирают профессию, другие — поступают

под влиянием внешних обстоятельств (советы родителей, доступность

обучения и т. д.). Задача педагога — усилить внутреннюю мотивацию,

показав

перспективы

профессионального

роста

и

практическую

значимость получаемых знаний.

Роль педагога как наставника

1. Функции педагога-наставника

Педагог в СПО выполняет несколько ключевых функций:

Обучающая

передача

знаний,

формирование

профессиональных компетенций.

Воспитательная

развитие

ответственности,

дисциплины,

этических норм профессии.

Поддерживающая

помощь

в

преодолении

учебных

и

личностных трудностей.

Карьерно-ориентирующая — консультации по трудоустройству,

взаимодействие с потенциальными работодателями.

2. Принципы эффективного наставничества

Для успешной реализации наставнической деятельности педагогу

необходимо придерживаться следующих принципов:

Индивидуальный подход — учёт особенностей каждого студента

(уровень подготовки, интересы, жизненные обстоятельства).

Практико-ориентированность

связь

теории

с

реальными

профессиональными задачами.

Обратная

связь

регулярное

обсуждение

прогресса

и

трудностей.

Личный

пример

демонстрация

профессиональных

и

личностных качеств, достойных подражания.

Методы мотивации студентов в СПО

1. Создание позитивной образовательной среды

Мотивация учащихся во многом зависит от атмосферы в учебном

заведении. Эффективные стратегии:

Поощрение

инициативы

предоставление

возможности

предлагать идеи, участвовать в проектах.

Использование активных методов обучения — кейсы, деловые

игры, мастер-классы от профессионалов.

Визуализация

успеха

примеры

выпускников,

добившихся

карьерных высот.

2. Профориентационная работа

Многие

студенты

СПО

испытывают

неуверенность

в

выборе

профессии. Для укрепления мотивации полезны:

экскурсии на предприятия;

встречи с работодателями;

стажировки и дуальное обучение.

3. Геймификация и современные технологии

Использование

игровых

механик

в

обучении

повышает

вовлечённость. Примеры:

система баллов за активность;

соревнования между группами;

симуляторы профессиональных ситуаций.

Практические рекомендации для педагогов СПО

Развитие эмоционального интеллекта

Умение понимать эмоции студентов помогает находить подход

даже к самым сложным учащимся.

Гибкость в преподавании

Сочетание традиционных и инновационных методов (например,

blended learning).

Постоянное самообразование

Педагог

должен

быть

в

курсе

тенденций

в

своей

профессиональной сфере, чтобы приводить актуальные примеры.

Сотрудничество с работодателями

Реальные кейсы и задачи от предприятий повышают мотивацию

студентов.

Заключение

Педагог в системе СПО — это не только носитель знаний, но и

наставник, способный вдохновлять студентов на профессиональное

развитие.

Эффективное

наставничество

требует

сочетания

педагогического мастерства, психологической чуткости и практической

ориентированности.

Применение

индивидуального

подхода,

активных

методов

обучения

и

тесного

взаимодействия

с

работодателями

позволяет

создать

среду,

в

которой

студенты

не

только

приобретают

профессиональные

навыки,

но

и

осознают

ценность

выбранной

специальности.

В

результате

формируется

новое

поколение

квалифицированных специалистов, мотивированных на непрерывное

развитие и успешную карьеру.



В раздел образования