Автор: Политова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г Астрахани детский сад 54
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности речевого развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Второй
год
жизни
–
это
время
становления
и
быстрого
совершенствования речевых функций (основы всего психического развития),
то есть это сенситивный период развития речи.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и
семантической (смысловой) её сторонами. Произнесение слов становится
более
правильным,
ребёнок
постепенно
перестаёт
пользоваться
искажёнными словами и словами - обрывками. Этому способствует и то, что
к трём годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное
изменение в речи ребёнка то, что слово приобретает для него предметное
значение. Ребёнок обозначает одним словом предметы, различные по своим
внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или
способу действия с ним. С появлением предметных значений слов связаны
первые обобщения.
В раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество
понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые
произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени
он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно
совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей,
манипуляция с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а
освоить новые действия с предметами он может только совместно с
взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается
им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа.
Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и
явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых
выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна
дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить.
Ребёнок может воспринимать небольшие рассказы взрослого, состоящие из
3-4 предложений.
Интенсивно
развивается
и
активная
речь:
растёт активный
словарь (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше,
чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы,
обращенные к взрослым. К трём годам активный словарь достигает 1000-
1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3
слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и
объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место
действия («книга там»). К трём годам усваиваются основные грамматические
формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи
ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.
Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя
годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью
речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми.
Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они
делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало
вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны,
и дети не всегда отвечают друг другу.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
Развитие речи связано не только непосредственно с общением со
взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению
предметов;
Формируется активная речь, которая становится средством общения с
взрослыми и сверстниками;
Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется
инструкции взрослого, выполняя его требования;
Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации,
в которую включены собеседники;
Возникает описательная речь;
Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя
не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования,
предложения, желания;
Формируется слушание и понимание литературных произведений,
рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить
социальный опыт.