Напоминание

Особенности речевого развития детей раннего возраста


Автор: Политова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г Астрахани детский сад 54
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности речевого развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Второй

год

жизни

это

время

становления

и

быстрого

совершенствования речевых функций (основы всего психического развития),

то есть это сенситивный период развития речи.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и

семантической (смысловой) её сторонами. Произнесение слов становится

более

правильным,

ребёнок

постепенно

перестаёт

пользоваться

искажёнными словами и словами - обрывками. Этому способствует и то, что

к трём годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное

изменение в речи ребёнка то, что слово приобретает для него предметное

значение. Ребёнок обозначает одним словом предметы, различные по своим

внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или

способу действия с ним. С появлением предметных значений слов связаны

первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество

понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые

произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени

он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно

совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей,

манипуляция с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а

освоить новые действия с предметами он может только совместно с

взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается

им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа.

Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и

явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых

выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна

дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить.

Ребёнок может воспринимать небольшие рассказы взрослого, состоящие из

3-4 предложений.

Интенсивно

развивается

и

активная

речь:

растёт активный

словарь (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше,

чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы,

обращенные к взрослым. К трём годам активный словарь достигает 1000-

1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3

слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и

объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место

действия («книга там»). К трём годам усваиваются основные грамматические

формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи

ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя

годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью

речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми.

Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они

делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало

вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны,

и дети не всегда отвечают друг другу.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со

взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению

предметов;

Формируется активная речь, которая становится средством общения с

взрослыми и сверстниками;

Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется

инструкции взрослого, выполняя его требования;

Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации,

в которую включены собеседники;

Возникает описательная речь;

Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя

не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования,

предложения, желания;

Формируется слушание и понимание литературных произведений,

рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить

социальный опыт.



В раздел образования