Автор: Политова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г Астрахани детский сад 54
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики входит в число задач федеральной образовательной программы
дошкольного
образования
(ФОП
ДО).
В
рамках
этой
программы
дети
развивают
навыки
подхватывания предметов, лепки, рисования и других мелких движений руками. Вопрос развития
ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея
рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от
взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к
новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и
понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте
все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям
стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие
приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает
это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры,
пальчиковый театр;
мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ
развития маленьких пальчиков;
конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие
детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут
заинтересовать ребёнка.
Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а
время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне
логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать
нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети
предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и
упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.
Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук:
Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом
Для детей важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи
биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков
проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.
Пальчиковая гимнастика на столе:
свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки,
затем обеих одновременно; имитация игры на пианино.