Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольной образовательной среде
Раздел: дошкольное образование
Ахмедова Фатимат Анверовна
Володина Людмила Викторовна
Нравственно-патриотическое воспитание в
дошкольной образовательной среде
В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического
воспитания очень актуальна и является одним из центральных направлений работы с
подрастающим поколением.
В современных условиях, когда общество переживает множество изменений, особенно
важно с раннего возраста формировать у детей нравственные ориентиры и гражданское
самосознание. Одним из ключевых направлений в работе дошкольного учреждения является
нравственно-гражданское
воспитание,
которое
способствует
формированию
у
подрастающего поколения чувства ответственности, любви к Родине, уважения к людям,
окружающей природе и историческим корням.
Нравственно-гражданское воспитание — это целенаправленный педагогический процесс,
направленный на развитие у ребенка духовных, моральных и социальных качеств, а также
формирование активной гражданской позиции. Оно охватывает такие ценности, как
честность, справедливость, доброжелательность, уважение к труду, истории своей страны, ее
символам и культурному наследию.
Дошкольный возраст — уникальный период, в котором формируются основы личности. В
это время дети особенно восприимчивы к внешнему влиянию, что делает работу педагогов и
родителей особенно значимой. Все знания, умения и модели поведения, усвоенные в этот
период, становятся прочным фундаментом будущей взрослой жизни.
Целью
патриотического
воспитания
является
воспитание
убежденного
патриота,
любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и
защищать его интересы. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что от того,
как мы будем решать задачи воспитания, зависит будущее наших детей и нашей страны.
Основные задачи нравственно-гражданского воспитания:
1.
Формирование
у
детей
первичных
представлений
о
Родине
и
обществе:
Дети получают знания о родном городе, стране, ее символике, традициях, природе,
исторических событиях и выдающихся людях.
2.
Развитие
уважения
к
семейным
и
общественным
ценностям:
Умение бережно относиться к родителям, старшим, педагогам, друзьям, понимание
значимости семьи, родословной, традиций и труда.
3.
Воспитание чувств любви к Родине, гордости за свой народ и желание участвовать в
жизни
общества:
Формируется стремление сохранить природу, уважать законы, соблюдать правила
поведения в обществе.
4.
Приобщение к культурному наследию через народное творчество и фольклор:
Используются сказки, пословицы, загадки, хороводы, народные песни и игры как
носители ценностей, свойственных нашему народу.
5.
Развитие
эмоциональной
отзывчивости
и
эмпатии:
Дети учатся сочувствовать, сопереживать, различать добро и зло, радость и боль
других людей.
Нравственно-гражданское воспитание в детском саду осуществляется через различные
виды деятельности:
непосредственно образовательную деятельность;
совместную деятельность воспитателя с детьми;
свободную игровую деятельность;
экскурсии, прогулки;
беседы и чтение художественной литературы;
проекты и праздники, приуроченные к важным государственным датам.
Особое место занимает военно-патриотическое направление, особенно актуальное в
преддверии и во время таких дат, как День защитника Отечества и День Победы. Несмотря
на то, что Великая Отечественная война — далекая история для современных детей, задача
педагогов и родителей — сохранить и передать память о ней, связав личные семейные
истории с историей страны.
Работа по формированию нравственно-гражданских чувств должна носить системный,
последовательный характер и опираться на возрастные особенности детей. Например:
У младших дошкольников формируется эмоциональное отношение к близким, к
родному дому и детскому саду.
У средних — понимание общественных ролей (профессий), интерес к событиям
окружающего мира.
У
старших
—
зачатки
гражданской
позиции,
понимание
значения
закона,
справедливости, труда и мира.
Роль семьи в нравственно-гражданском воспитании невозможно переоценить. Педагоги
должны стремиться к тесному сотрудничеству с родителями, вовлекая их в воспитательные
мероприятия, советуя совместные прогулки по памятным местам, участие в праздниках,
оформлении семейных гербов, альбомов. Только совместными усилиями возможно
воспитать гармоничную, сознательную и нравственно устойчивую личность.
Воспитывая будущее поколение, мы создаем будущее нашей страны. Именно в детском
саду закладываются те нравственные и гражданские начала, которые определяют личность
ребенка на всю жизнь.
Библиографический список
1. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост.
Т.В.Иванова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду:
Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.
3. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание
дошкольников; подг. группа. / Н. Г. Зеленова, Л.
4. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для
работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2015
5. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю.
Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.