Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольной образовательной среде


Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольной образовательной среде
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ахмедова Фатимат Анверовна

Володина Людмила Викторовна

Нравственно-патриотическое воспитание в

дошкольной образовательной среде

В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического

воспитания очень актуальна и является одним из центральных направлений работы с

подрастающим поколением.

В современных условиях, когда общество переживает множество изменений, особенно

важно с раннего возраста формировать у детей нравственные ориентиры и гражданское

самосознание. Одним из ключевых направлений в работе дошкольного учреждения является

нравственно-гражданское

воспитание,

которое

способствует

формированию

у

подрастающего поколения чувства ответственности, любви к Родине, уважения к людям,

окружающей природе и историческим корням.

Нравственно-гражданское воспитание — это целенаправленный педагогический процесс,

направленный на развитие у ребенка духовных, моральных и социальных качеств, а также

формирование активной гражданской позиции. Оно охватывает такие ценности, как

честность, справедливость, доброжелательность, уважение к труду, истории своей страны, ее

символам и культурному наследию.

Дошкольный возраст — уникальный период, в котором формируются основы личности. В

это время дети особенно восприимчивы к внешнему влиянию, что делает работу педагогов и

родителей особенно значимой. Все знания, умения и модели поведения, усвоенные в этот

период, становятся прочным фундаментом будущей взрослой жизни.

Целью

патриотического

воспитания

является

воспитание

убежденного

патриота,

любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и

защищать его интересы. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что от того,

как мы будем решать задачи воспитания, зависит будущее наших детей и нашей страны.

Основные задачи нравственно-гражданского воспитания:

1.

Формирование

у

детей

первичных

представлений

о

Родине

и

обществе:

Дети получают знания о родном городе, стране, ее символике, традициях, природе,

исторических событиях и выдающихся людях.

2.

Развитие

уважения

к

семейным

и

общественным

ценностям:

Умение бережно относиться к родителям, старшим, педагогам, друзьям, понимание

значимости семьи, родословной, традиций и труда.

3.

Воспитание чувств любви к Родине, гордости за свой народ и желание участвовать в

жизни

общества:

Формируется стремление сохранить природу, уважать законы, соблюдать правила

поведения в обществе.

4.

Приобщение к культурному наследию через народное творчество и фольклор:

Используются сказки, пословицы, загадки, хороводы, народные песни и игры как

носители ценностей, свойственных нашему народу.

5.

Развитие

эмоциональной

отзывчивости

и

эмпатии:

Дети учатся сочувствовать, сопереживать, различать добро и зло, радость и боль

других людей.

Нравственно-гражданское воспитание в детском саду осуществляется через различные

виды деятельности:

непосредственно образовательную деятельность;

совместную деятельность воспитателя с детьми;

свободную игровую деятельность;

экскурсии, прогулки;

беседы и чтение художественной литературы;

проекты и праздники, приуроченные к важным государственным датам.

Особое место занимает военно-патриотическое направление, особенно актуальное в

преддверии и во время таких дат, как День защитника Отечества и День Победы. Несмотря

на то, что Великая Отечественная война — далекая история для современных детей, задача

педагогов и родителей — сохранить и передать память о ней, связав личные семейные

истории с историей страны.

Работа по формированию нравственно-гражданских чувств должна носить системный,

последовательный характер и опираться на возрастные особенности детей. Например:

У младших дошкольников формируется эмоциональное отношение к близким, к

родному дому и детскому саду.

У средних — понимание общественных ролей (профессий), интерес к событиям

окружающего мира.

У

старших

зачатки

гражданской

позиции,

понимание

значения

закона,

справедливости, труда и мира.

Роль семьи в нравственно-гражданском воспитании невозможно переоценить. Педагоги

должны стремиться к тесному сотрудничеству с родителями, вовлекая их в воспитательные

мероприятия, советуя совместные прогулки по памятным местам, участие в праздниках,

оформлении семейных гербов, альбомов. Только совместными усилиями возможно

воспитать гармоничную, сознательную и нравственно устойчивую личность.

Воспитывая будущее поколение, мы создаем будущее нашей страны. Именно в детском

саду закладываются те нравственные и гражданские начала, которые определяют личность

ребенка на всю жизнь.

Библиографический список

1. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост.

Т.В.Иванова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду:

Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.

3. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание

дошкольников; подг. группа. / Н. Г. Зеленова, Л.

4. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для

работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2015

5. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю.

Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.



В раздел образования