Автор: Дегтярева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Ласточка"
Населённый пункт: с. Саваслейка, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Музейное образовательное пространство как инструмент
успешной социализации и развития детей дошкольного возраста»
Тип проекта: долгосрочный.
Участники
проекта:
воспитатели,
специалисты
детского
сада,
воспитанники и их родители.
Вид проекта:
познавательно-речевой, творческий.
Автор проекта: воспитатель Дегтярёва М.Г.
Актуальность проекта:
В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития
уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в
духовно
–
нравственном,
культурном,
патриотическом
воспитании
подрастающего
поколения.
Очевидна
необходимость
восстановления
утраченных связей современного человека с культурой своего народа. И
особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто, как не
воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские
национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси?
Дошкольный возраст – сложный период жизни. Маленький человек
начинает открывать для себя окружающий мир. Дошкольное учреждение -
это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь
он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. «Кто я? Что было до меня?
Кто населяет этот мир сегодня? Кому принадлежал он раньше? Кто и когда
сотворил всё сущее?» - так ребёнок начинает открывать с самого раннего
возраста окружающий мир. Маленький человек пытается осознать своё место
в культурно – историческом пространстве, оценить себя соотнеся с тем, что
уже было, т.е. с историческим прошлым. Историческое мышление и сознание
начинает формироваться с юного возраста. Именно в это время ребёнок
нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников –
педагогов, воспитателей, родителей.
А.В. Сухомлинский утверждал, что «Детство – каждодневное открытие
мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием
человека и Отечества, их красоты и величия».
Музейная педагогика даёт возможность наладить диалог ребёнка с
культурным наследием прошлого и настоящего. Это технология, которая
обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы,
помогает детям постичь культурное наследие человека, развивает интеллект
и даёт новые возможности познания мира. Чтобы наши дети хорошо знали и
уважали своё прошлое, историю и культуру своего народа, в детском саду №
20 «Ласточка» был создан музей старинных вещей «Родник истории»,
который способствует развитию кругозора детей и их гражданско –
патриотического воспитания.
Практическая значимость:
• Повышение качества образовательного процесса. Реализуется принцип
личностно – ориентированной дидактики – синтез интеллекта, эмоций и
действия, как условие для проявления активности детей.
• Создание и пополнение предметно-развивающей среды.
• Проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.
• Музейное образовательное пространство используется максимально.
Экспонаты размещаются не только на полках в досягаемой для детей
доступности, но и прикрепляются по всему периметру комнаты, включая и
стены.
Такого
рода
мини-музей
способствует
развитию
не
только
познавательной, но и творческой активности детей. Его можно посещать
каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и
рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а
здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его
родители.
• Созданный в ДОУ мини-музей – это результат общения, партнерской
деятельности воспитателя, детей и их родителей. Дошкольники чувствуют
свою причастность к музею. Они могут участвовать в обсуждении его
тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп -
проводить экскурсии для младших. В настоящих музеях трогать ничего
нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!
• Экспозиции соответствуют содержанию образовательной программы
дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи,
реализацию регионального компонента, способствует единению детско-
родительского и педагогического коллектива.
• Музейная технология – это один из методов проектной деятельности,
которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных
программ дошкольного образования. Так в программе «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
которую мы используем в своей работе. Проектная деятельность, как
самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной
области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, такие как:
продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация
результатов - включены в программные задачи для детей младшего возраста.
• Реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного
соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Новизна проекта:
Новизна проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект
обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного
воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания
дошкольника.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно- эстетическое развитие
Коммуникативно – личностное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Цель:
Создание мини-музея, как инновационной формы работы по нравственно-
патриотическому воспитанию детей в среде ДОУ.
Создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого
потенциала дошкольников через активное вовлечение родителей (законных
представителей) в образовательно-воспитательный процесс с помощью
эффективного
использования
мини-музея
посредством
обогащения
развивающей предметно-пространственной среды.
Знакомство детей с
бытом, традициями, искусством и фольклором народа. Формирование
духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Задачи:
В работе с детьми:
1. Прививать интерес к культуре своего народа. Познакомить детей с
жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой.
2. Развивать познавательные и творческие способностей детей, логическое
мышление и расширять кругозор путём включения в многообразную
деятельность мини-музея.
3. Развивать у дошкольников проектно-исследовательские умения и
навыки
и
предпосылки
для
самостоятельной
исследовательской
деятельности.
4. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои
корни и способную ориентироваться в окружающем мире.
5. Формировать нравственно-патриотические ориентиры у воспитанников
через осмысление духовных и нравственных ценностей народной культуры.
В работе с родителями:
1. Расширять знания родителей, законных представителей по вопросам
воспитания и развития детей с помощью музейной педагогики.
2. Формировать совместную детско-взрослую деятельность в создании
музейных пространств в ДОУ и сборе экспонатов.
В работе с педагогами и специалистами детского сада:
1. Повысить информационную компетентность педагогов и специалистов
через
внедрение
современных
инновационных
технологий
в
области
музейной педагогики для всестороннего развития детей дошкольного
возраста.
2. Развитие основных профессиональных навыков педагогов необходимых
для создания музейно-образовательного пространства, как участнику и
организатору музейно-педагогического процесса.
Методы и приемы:
по преимущественному источнику получения знаний:
• словесные - формы, направленные на получение основной информации в
процессе рассуждений и доказательств;
• наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с
применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами;
• практические - формы овладения материалом на основе упражнений,
самостоятельных заданий, практических работ;
по характеру мыслительной и познавательной активности:
•
репродуктивные
-
формы
овладения
учебным
материалом,
преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;
• объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу
детям знаний «в готовом виде»;
• проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного
добывания
знаний
в
процессе
решения
учебных
проблем,
развития
творческого мышления и познавательной активности детей;
• исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под
руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Ожидаемые результаты:
• создана новая предметно-пространственная среда на основе создания
экспонатов мини-музеев (музейных пространств);
• повышение качества образовательного процесса в ДОУ, повышение
имиджа дошкольного образовательного учреждения;
• повышение уровня знаний детей о музее;
• повышение познавательной активности детей в познании окружающего
мира, в экспериментировании; сформировано мировоззрение воспитанников,
приобщение их к историческому, культурному, природному наследию;
• активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, в
совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности;
• улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами;
• овладение педагогами практическими навыками в разработке и
реализации педагогических проектов по организации мини-музея;
• транслирование педагогического опыта на методических мероприятиях
разного уровня;
Пути и механизмы реализации проекта:
1.
Разработка
педагогического
проекта,
плана
по
созданию
и
организации мини-музея.
2.
Организация выставок, экскурсий, открытых занятий, развлечений,
фольклорных праздников совместно с педагогами, родителями и
детьми.
3.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и
взрослых.
Ресурсное обеспечение проекта:
Научно-методическое:
подбор
печатных
материалов
по
музейной
педагогике.
Организационное:
• Организация работы педагогов, детей и родителей по реализации этапов
проекта;
• Создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;
Информационное:
• Использование возможностей интернета в поисках необходимой
информации;
• Консультация по созданию мини-музеев в ДОУ.
Материально-техническое: оформление мини-музея в ДОУ по результатам
реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
1. Изучение литературы по данной теме. Дидактическое и методическое
оснащение. Привлечение родителей, педагогов к работе над проектом.
2. Обогащение предметно - развивающей среды мини-музея.
3. Подбор и разработка конспектов НОД, консультаций, мастер-классов
для педагогов и родителей.
Основной
1. Составление плана работы: обзорных и тематических экскурсий,
семейных
мероприятий,
познавательных
бесед
и
мероприятий.
Приглашение гостей.
2.
Знакомство детей с профессией экскурсовод. Содержание экскурсий
для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются
задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая
экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из
фактов, абсолютно новых для детей. Основная часть экскурсии
строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.
3. Создание презентации мини- музея.
Заключительный
1. Подведение итогов проектной деятельности.
2. Выступление с опытом работы по проекту на семинаре, в методической
мастерской.
Результативность проекта:
• повысилась информационная компетентность педагогов и специалистов
по внедрению инновационной технологии в области музейной педагогики;
• обогатилась предметно-пространственная среда ДОУ через создание
мини-музея;
• педагоги получили определенные навыки, необходимые для создания
музейно-образовательного пространства;
• у детей расширился кругозор, словарный запас путём включения их в
многообразную деятельность мини-музея;
• у дошкольников развились проектно-исследовательские умения и
навыки, предпосылки для самостоятельной исследовательской деятельности;
•
воспитанники
получили
нравственно-патриотические
ориентиры
(чувства гордости за родной край, страну, уважение и интерес к другим
культурам); у детей появилось ценностное отношение к истории, появился
интерес к музеям и выставкам;
• расширились знания родителей (законных представителей) по вопросам
воспитания и развития детей с помощью музейной педагогики, способствует
укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у детей, занимающихся в
музейно-образовательном
пространстве,
лучше
развито
образное
воображение, связная речь, они более активны и эмоциональны, больше
тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде
спокойно и раскрепощенно.
Работая в данном направлении, я обратила внимание на следующее:
-музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;
-музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать
их в соответствующие убеждения;
-экспонаты в музее расширяют кругозор детей;
-музей предоставляет свободу выбора;
-при работе в мини-музее возможны разные формы работы с детьми
(НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа
детей, наблюдение, презентации, развлечения, праздники, открытый показ
занятий);
-мини-музей соответствует современным требованиям к развивающей
предметно - пространственной среде (мобильность, гибкость пространства,
информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);
- в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует
визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности
культуры и передачи социального опыта;
-музей осуществляет просветительную и образовательную функцию.
Создание
мини-музея
в
ДОУ
позволило
сделать
слово
«музей»
привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом
познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей
и родителей. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем
народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать
культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого
нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого
воспитателя, человека, уважающего себя и историю своей страны – не только
не забывать, изучать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они
жили и передавались от поколения к поколению, как самое дорогое наследие.
Рекомендации:
Материалы
проекта
могут
быть
использованы
в
педагогической
деятельности различных образовательных организаций, опыт внедрения
может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного
учреждения.