Напоминание

"Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста"


Автор: Дегтярева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Ласточка"
Населённый пункт: с. Саваслейка, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Музейное образовательное пространство как инструмент

успешной социализации и развития детей дошкольного возраста»

Тип проекта: долгосрочный.

Участники

проекта:

воспитатели,

специалисты

детского

сада,

воспитанники и их родители.

Вид проекта:

познавательно-речевой, творческий.

Автор проекта: воспитатель Дегтярёва М.Г.

Актуальность проекта:

В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития

уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в

духовно

нравственном,

культурном,

патриотическом

воспитании

подрастающего

поколения.

Очевидна

необходимость

восстановления

утраченных связей современного человека с культурой своего народа. И

особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто, как не

воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские

национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси?

Дошкольный возраст – сложный период жизни. Маленький человек

начинает открывать для себя окружающий мир. Дошкольное учреждение -

это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь

он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. «Кто я? Что было до меня?

Кто населяет этот мир сегодня? Кому принадлежал он раньше? Кто и когда

сотворил всё сущее?» - так ребёнок начинает открывать с самого раннего

возраста окружающий мир. Маленький человек пытается осознать своё место

в культурно – историческом пространстве, оценить себя соотнеся с тем, что

уже было, т.е. с историческим прошлым. Историческое мышление и сознание

начинает формироваться с юного возраста. Именно в это время ребёнок

нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников –

педагогов, воспитателей, родителей.

А.В. Сухомлинский утверждал, что «Детство – каждодневное открытие

мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием

человека и Отечества, их красоты и величия».

Музейная педагогика даёт возможность наладить диалог ребёнка с

культурным наследием прошлого и настоящего. Это технология, которая

обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы,

помогает детям постичь культурное наследие человека, развивает интеллект

и даёт новые возможности познания мира. Чтобы наши дети хорошо знали и

уважали своё прошлое, историю и культуру своего народа, в детском саду №

20 «Ласточка» был создан музей старинных вещей «Родник истории»,

который способствует развитию кругозора детей и их гражданско –

патриотического воспитания.

Практическая значимость:

• Повышение качества образовательного процесса. Реализуется принцип

личностно – ориентированной дидактики – синтез интеллекта, эмоций и

действия, как условие для проявления активности детей.

• Создание и пополнение предметно-развивающей среды.

• Проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.

• Музейное образовательное пространство используется максимально.

Экспонаты размещаются не только на полках в досягаемой для детей

доступности, но и прикрепляются по всему периметру комнаты, включая и

стены.

Такого

рода

мини-музей

способствует

развитию

не

только

познавательной, но и творческой активности детей. Его можно посещать

каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и

рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а

здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его

родители.

• Созданный в ДОУ мини-музей – это результат общения, партнерской

деятельности воспитателя, детей и их родителей. Дошкольники чувствуют

свою причастность к музею. Они могут участвовать в обсуждении его

тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп -

проводить экскурсии для младших. В настоящих музеях трогать ничего

нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!

• Экспозиции соответствуют содержанию образовательной программы

дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи,

реализацию регионального компонента, способствует единению детско-

родительского и педагогического коллектива.

• Музейная технология – это один из методов проектной деятельности,

которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных

программ дошкольного образования. Так в программе «От рождения до

школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,

которую мы используем в своей работе. Проектная деятельность, как

самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной

области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, такие как:

продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация

результатов - включены в программные задачи для детей младшего возраста.

• Реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного

соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

Новизна проекта:

Новизна проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития

высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект

обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного

воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания

дошкольника.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

Художественно- эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Цель:

Создание мини-музея, как инновационной формы работы по нравственно-

патриотическому воспитанию детей в среде ДОУ.

Создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого

потенциала дошкольников через активное вовлечение родителей (законных

представителей) в образовательно-воспитательный процесс с помощью

эффективного

использования

мини-музея

посредством

обогащения

развивающей предметно-пространственной среды.

Знакомство детей с

бытом, традициями, искусством и фольклором народа. Формирование

духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

Задачи:

В работе с детьми:

1. Прививать интерес к культуре своего народа. Познакомить детей с

жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой.

2. Развивать познавательные и творческие способностей детей, логическое

мышление и расширять кругозор путём включения в многообразную

деятельность мини-музея.

3. Развивать у дошкольников проектно-исследовательские умения и

навыки

и

предпосылки

для

самостоятельной

исследовательской

деятельности.

4. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои

корни и способную ориентироваться в окружающем мире.

5. Формировать нравственно-патриотические ориентиры у воспитанников

через осмысление духовных и нравственных ценностей народной культуры.

В работе с родителями:

1. Расширять знания родителей, законных представителей по вопросам

воспитания и развития детей с помощью музейной педагогики.

2. Формировать совместную детско-взрослую деятельность в создании

музейных пространств в ДОУ и сборе экспонатов.

В работе с педагогами и специалистами детского сада:

1. Повысить информационную компетентность педагогов и специалистов

через

внедрение

современных

инновационных

технологий

в

области

музейной педагогики для всестороннего развития детей дошкольного

возраста.

2. Развитие основных профессиональных навыков педагогов необходимых

для создания музейно-образовательного пространства, как участнику и

организатору музейно-педагогического процесса.

Методы и приемы:

по преимущественному источнику получения знаний:

• словесные - формы, направленные на получение основной информации в

процессе рассуждений и доказательств;

• наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с

применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами;

• практические - формы овладения материалом на основе упражнений,

самостоятельных заданий, практических работ;

по характеру мыслительной и познавательной активности:

репродуктивные

-

формы

овладения

учебным

материалом,

преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;

• объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу

детям знаний «в готовом виде»;

• проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного

добывания

знаний

в

процессе

решения

учебных

проблем,

развития

творческого мышления и познавательной активности детей;

• исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под

руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Ожидаемые результаты:

• создана новая предметно-пространственная среда на основе создания

экспонатов мини-музеев (музейных пространств);

• повышение качества образовательного процесса в ДОУ, повышение

имиджа дошкольного образовательного учреждения;

• повышение уровня знаний детей о музее;

• повышение познавательной активности детей в познании окружающего

мира, в экспериментировании; сформировано мировоззрение воспитанников,

приобщение их к историческому, культурному, природному наследию;

• активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, в

совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности;

• улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами;

• овладение педагогами практическими навыками в разработке и

реализации педагогических проектов по организации мини-музея;

• транслирование педагогического опыта на методических мероприятиях

разного уровня;

Пути и механизмы реализации проекта:

1.

Разработка

педагогического

проекта,

плана

по

созданию

и

организации мини-музея.

2.

Организация выставок, экскурсий, открытых занятий, развлечений,

фольклорных праздников совместно с педагогами, родителями и

детьми.

3.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и

взрослых.

Ресурсное обеспечение проекта:

Научно-методическое:

подбор

печатных

материалов

по

музейной

педагогике.

Организационное:

• Организация работы педагогов, детей и родителей по реализации этапов

проекта;

• Создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;

Информационное:

• Использование возможностей интернета в поисках необходимой

информации;

• Консультация по созданию мини-музеев в ДОУ.

Материально-техническое: оформление мини-музея в ДОУ по результатам

реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

1. Изучение литературы по данной теме. Дидактическое и методическое

оснащение. Привлечение родителей, педагогов к работе над проектом.

2. Обогащение предметно - развивающей среды мини-музея.

3. Подбор и разработка конспектов НОД, консультаций, мастер-классов

для педагогов и родителей.

Основной

1. Составление плана работы: обзорных и тематических экскурсий,

семейных

мероприятий,

познавательных

бесед

и

мероприятий.

Приглашение гостей.

2.

Знакомство детей с профессией экскурсовод. Содержание экскурсий

для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются

задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая

экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из

фактов, абсолютно новых для детей. Основная часть экскурсии

строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.

3. Создание презентации мини- музея.

Заключительный

1. Подведение итогов проектной деятельности.

2. Выступление с опытом работы по проекту на семинаре, в методической

мастерской.

Результативность проекта:

• повысилась информационная компетентность педагогов и специалистов

по внедрению инновационной технологии в области музейной педагогики;

• обогатилась предметно-пространственная среда ДОУ через создание

мини-музея;

• педагоги получили определенные навыки, необходимые для создания

музейно-образовательного пространства;

• у детей расширился кругозор, словарный запас путём включения их в

многообразную деятельность мини-музея;

• у дошкольников развились проектно-исследовательские умения и

навыки, предпосылки для самостоятельной исследовательской деятельности;

воспитанники

получили

нравственно-патриотические

ориентиры

(чувства гордости за родной край, страну, уважение и интерес к другим

культурам); у детей появилось ценностное отношение к истории, появился

интерес к музеям и выставкам;

• расширились знания родителей (законных представителей) по вопросам

воспитания и развития детей с помощью музейной педагогики, способствует

укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у детей, занимающихся в

музейно-образовательном

пространстве,

лучше

развито

образное

воображение, связная речь, они более активны и эмоциональны, больше

тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде

спокойно и раскрепощенно.

Работая в данном направлении, я обратила внимание на следующее:

-музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;

-музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать

их в соответствующие убеждения;

-экспонаты в музее расширяют кругозор детей;

-музей предоставляет свободу выбора;

-при работе в мини-музее возможны разные формы работы с детьми

(НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа

детей, наблюдение, презентации, развлечения, праздники, открытый показ

занятий);

-мини-музей соответствует современным требованиям к развивающей

предметно - пространственной среде (мобильность, гибкость пространства,

информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);

- в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует

визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности

культуры и передачи социального опыта;

-музей осуществляет просветительную и образовательную функцию.

Создание

мини-музея

в

ДОУ

позволило

сделать

слово

«музей»

привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом

познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей

и родителей. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем

народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать

культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого

нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого

воспитателя, человека, уважающего себя и историю своей страны – не только

не забывать, изучать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они

жили и передавались от поколения к поколению, как самое дорогое наследие.

Рекомендации:

Материалы

проекта

могут

быть

использованы

в

педагогической

деятельности различных образовательных организаций, опыт внедрения

может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного

учреждения.



В раздел образования