Напоминание

"Развитие художественных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства"


Автор: Рябинина Мария Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского и юношеского творчества Куйбышевского района города Донецка"
Населённый пункт: город Донецк
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие художественных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие художественных способностей учащихся

средствами декоративно-прикладного искусства»

Рябинина Мария Викторовна, педагог

дополнительного образования Муниципального

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей «Центр

детского и юношеского творчества

Куйбышевского района города Донецка»

Донецк, 2025 г.

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования. к

человеку как главному элементу производительных сил общества, означая

необходимость всестороннего развития самого человека, качественного

содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. В обществе

все

больше

возрастает

значимость

творческой

личности.

Воспитать

творческую личность, т.е. сформировать условия и установку на творчество с

одной стороны и потребность, побуждение к творчеству с другой стороны,

нельзя без специальных усилий системы образования, общества.

В

Федеральном

Законе

«Об

образовании»

личность

ребенка

рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается

значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в

качестве

реализации

ведущих

идей

общественного

прогресса.

В

определенной

сфере

учебной,

исследовательской

деятельности,

и

художественном творчестве».

Многими

исследователями

было

выявлено

противоречие

между

социальной потребностью развития творческих способностей у детей и

недостаточной разработанностью содержания педагогической работы для

развития творческих способностей.

Выявленное

противоречие

позволило

обозначить

проблему:

как

организовать

процесс

развития художественных способностей у детей на

материале декоративно- прикладного искусства (далее ДПИ).

Творчество,

как

одна

из

форм

человеческой

деятельности,

издавна

привлекало внимание исследователей. Эволюция психолого-педагогического

исследования

творчества

порождала

разные

идеи

и

научные

течения

относительно

проблематики

творческой

деятельности

личности.

Исследования

содержания,

его

составляющих,

условий

формирования,

развития

и

реализации

творчества

нашли

свое

отражение

в

психолого-

педагогических

трудах,

которые

посвящены

становлению

творческой

личности.

Пономарев Я.А. разработал универсальное определение творчества –

«взаимодействие, ведущее к развитию» В самом широком смысле он

рассматривал творчество как взаимодействие людей. Уникальная творческая

деятельность,

по

мнению

Пономарева,

является

специфической

формой

взаимодействия.

Механизм

развития

выступает

в

качестве

критерия

творчества. Исходя из вышесказанного, механизмом развития творческих

способностей

младших

школьников

являются

формы

взаимодействия

ребенка со взрослым в процессе различных видов деятельности.

В философском понимании творчество – это деятельность, которая

порождает нечто новое, ранее не существовавшее. Творчество возможно

только лишь на основе полной свободы. В любом творчестве присутствует

новизна,

которая

не

обусловлена

окружающей

действительностью.

В

психологии и педагогике понятие «творчество» рассматривается в контексте

«творческой деятельности». Начальный этап научного подхода к природе

творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как

материальном носителе творческих способностей. Продуктами творческой

деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Проблемную

ситуацию

составляет

действие

раздражителя.

Оно

возбуждает

рефлекс

сосредоточения,

образующего

доминанту

в

мозговой

деятельности.

Весь

материал, относящийся к раздражителю – проблеме, концентрируется вокруг

доминанты путем воспроизведения прошлого опыта. Таким образом, сама

проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения –

доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность.

В исследованиях Лука А.Н. творчество раскрывается через анализ трех

групп

способностей,

которые

связаны

с

мотивацией,

темпераментом

и

умственной деятельностью. Среди них:

зоркость

в

поисках

как

специфическое

качество

мышления,

позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть

в

них ключ к разгадке тайн;

способность

к

свертыванию

мыслительных

операций,

выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между

ними;

способность к видению (постановке) проблем;

оригинальность мышления;

диалектичность мышления;

гибкость мышления;

антиконформизм мышления;

критичность мышления;

легкость ассоциирования и воображения;

способность генерирования идей (умение развивать их);

способность к оценочным действиям и выбору;

готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество

накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.

Термин «способности» весьма многозначен, несмотря на его давнее и

широкое использование в психологии.

Способности

-

индивидуально–психологические

особенности

личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной

продуктивной деятельности.

Способности тесно связаны с общей направленностью личности. А

также с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной

деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия

таланта и гениальности. Способности в учебном процессе выступают как

условие.

Будучи

условием,

они

обеспечивают

усвоение

знаний,

умений,

навыков. Также способности являются и результатом учебной деятельности.

Усваивая их в процессе обучения, человек развивает качества личности.

Качества,

присущие

личности,

необходимы

для

успешного

выполнения

данной

деятельности.

А

это

значит,

что

человек

развивает

и

свои

способности.



В раздел образования