Автор: Рябинина Мария Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского и юношеского творчества Куйбышевского района города Донецка"
Населённый пункт: город Донецк
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие художественных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства"
Раздел: дополнительное образование
«Развитие художественных способностей учащихся
средствами декоративно-прикладного искусства»
Рябинина Мария Викторовна, педагог
дополнительного образования Муниципального
бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Центр
детского и юношеского творчества
Куйбышевского района города Донецка»
Донецк, 2025 г.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования. к
человеку как главному элементу производительных сил общества, означая
необходимость всестороннего развития самого человека, качественного
содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. В обществе
все
больше
возрастает
значимость
творческой
личности.
Воспитать
творческую личность, т.е. сформировать условия и установку на творчество с
одной стороны и потребность, побуждение к творчеству с другой стороны,
нельзя без специальных усилий системы образования, общества.
В
Федеральном
Законе
«Об
образовании»
личность
ребенка
рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается
значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в
качестве
реализации
ведущих
идей
общественного
прогресса.
В
определенной
сфере
учебной,
исследовательской
деятельности,
и
художественном творчестве».
Многими
исследователями
было
выявлено
противоречие
между
социальной потребностью развития творческих способностей у детей и
недостаточной разработанностью содержания педагогической работы для
развития творческих способностей.
Выявленное
противоречие
позволило
обозначить
проблему:
как
организовать
процесс
развития художественных способностей у детей на
материале декоративно- прикладного искусства (далее ДПИ).
Творчество,
как
одна
из
форм
человеческой
деятельности,
издавна
привлекало внимание исследователей. Эволюция психолого-педагогического
исследования
творчества
порождала
разные
идеи
и
научные
течения
относительно
проблематики
творческой
деятельности
личности.
Исследования
содержания,
его
составляющих,
условий
формирования,
развития
и
реализации
творчества
нашли
свое
отражение
в
психолого-
педагогических
трудах,
которые
посвящены
становлению
творческой
личности.
Пономарев Я.А. разработал универсальное определение творчества –
«взаимодействие, ведущее к развитию» В самом широком смысле он
рассматривал творчество как взаимодействие людей. Уникальная творческая
деятельность,
по
мнению
Пономарева,
является
специфической
формой
взаимодействия.
Механизм
развития
выступает
в
качестве
критерия
творчества. Исходя из вышесказанного, механизмом развития творческих
способностей
младших
школьников
являются
формы
взаимодействия
ребенка со взрослым в процессе различных видов деятельности.
В философском понимании творчество – это деятельность, которая
порождает нечто новое, ранее не существовавшее. Творчество возможно
только лишь на основе полной свободы. В любом творчестве присутствует
новизна,
которая
не
обусловлена
окружающей
действительностью.
В
психологии и педагогике понятие «творчество» рассматривается в контексте
«творческой деятельности». Начальный этап научного подхода к природе
творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как
материальном носителе творческих способностей. Продуктами творческой
деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Проблемную
ситуацию
составляет
действие
раздражителя.
Оно
возбуждает
рефлекс
сосредоточения,
образующего
доминанту
в
мозговой
деятельности.
Весь
материал, относящийся к раздражителю – проблеме, концентрируется вокруг
доминанты путем воспроизведения прошлого опыта. Таким образом, сама
проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения –
доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность.
В исследованиях Лука А.Н. творчество раскрывается через анализ трех
групп
способностей,
которые
связаны
с
мотивацией,
темпераментом
и
умственной деятельностью. Среди них:
–
зоркость
в
поисках
как
специфическое
качество
мышления,
позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть
в
них ключ к разгадке тайн;
–
способность
к
свертыванию
мыслительных
операций,
выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между
ними;
–
способность к видению (постановке) проблем;
–
оригинальность мышления;
–
диалектичность мышления;
–
гибкость мышления;
–
антиконформизм мышления;
–
критичность мышления;
–
легкость ассоциирования и воображения;
–
способность генерирования идей (умение развивать их);
–
способность к оценочным действиям и выбору;
–
готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество
накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.
Термин «способности» весьма многозначен, несмотря на его давнее и
широкое использование в психологии.
Способности
-
индивидуально–психологические
особенности
личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной
продуктивной деятельности.
Способности тесно связаны с общей направленностью личности. А
также с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной
деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия
таланта и гениальности. Способности в учебном процессе выступают как
условие.
Будучи
условием,
они
обеспечивают
усвоение
знаний,
умений,
навыков. Также способности являются и результатом учебной деятельности.
Усваивая их в процессе обучения, человек развивает качества личности.
Качества,
присущие
личности,
необходимы
для
успешного
выполнения
данной
деятельности.
А
это
значит,
что
человек
развивает
и
свои
способности.