Напоминание

Особенности изобразительной деятельности гиперактивных детей


Автор: Курченко Инна Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДЕТСКИЙ САД № 237 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности изобразительной деятельности гиперактивных детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДК 03.05.

27.11.2024

Конспект лекции

Тема: Особенности изобразительной деятельности гиперактивных

детей

Цель

лекции:

Раскрыть особенности изобразительной деятельности гиперактивных детей,

предложить

практические

подходы

для

организации

продуктивной

творческой работы с ними.

I. Введение

1.

Гиперактивные дети:

Определение гиперактивности (Синдром дефицита внимания и

гиперактивности, СДВГ)

Гиперактивность

относится

к

поведенческому

расстройству,

характеризующемуся чрезмерной активностью, трудностями с контролем

поведения и проблемами с концентрацией внимания. СДВГ (синдром

дефицита внимания и гиперактивности) — это неврологическое состояние,

часто диагностируемое у детей, которое влияет на их способность

сосредотачиваться, контролировать импульсы и регулировать энергию. Оно

связано с нарушениями функционирования центральной нервной системы.

Характерные признаки гиперактивности

2.

Повышенная активность

o

Дети постоянно находятся в движении: бегают, прыгают, часто

даже во время занятий, где требуется спокойствие.

o

Они редко остаются на одном месте, испытывают потребность в

движении даже без видимой цели.

o

Такие дети могут быстро уставать от однообразных действий и

стремятся к новым видам активности.

3.

Импульсивность

o

Им сложно ожидать своей очереди, например, в играх или при

выполнении заданий.

o

Часто перебивают других, начинают отвечать, не дослушав

вопроса.

o

Их действия часто бывают необдуманными и могут привести к

неприятным последствиям, например, рисование на стенах или порча

материалов.

4.

Трудности концентрации внимания

1

o

Дети быстро теряют интерес к одному виду деятельности,

переключаются на другое, не завершая начатое.

o

Им сложно следовать инструкциям, особенно если они включают

несколько шагов.

o

Часто отвлекаются на внешние раздражители, например, на шум

или яркие объекты.

5.

Частые перепады настроения

o

Настроение может резко меняться без очевидных причин: от

весёлого и возбужденного до грустного и раздражительного.

o

Эмоциональные

реакции

часто

бывают

слишком

яркими,

несоразмерными ситуации.

o

Иногда они могут казаться упрямыми или обидчивыми, что

связано с трудностями в регулировании эмоций.

6.

Роль педагога:

o

Создание благоприятных условий для работы.

o

Поощрение индивидуальности.

o

Терпимость и понимание.

Значение изобразительной деятельности для гиперактивных детей

1.

Развитие моторики

o

Мелкая моторика активно развивается через такие занятия, как

рисование, лепка или раскрашивание.

o

Улучшается координация движений, контроль за силой нажатия

на карандаш или кисть.

o

Занятия помогают гармонизировать работу рук и глаз, что

полезно для общего психомоторного развития.

2.

Укрепление эмоциональной сферы

o

Изобразительная деятельность помогает детям выражать эмоции

через творчество, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности с

их вербализацией.

o

Процесс рисования, лепки или создания поделок успокаивает,

снижает уровень тревожности и агрессии.

o

Создание

чего-то

своими

руками

даёт

детям

чувство

удовлетворения и уверенности в себе.

3.

Способ выражения чувств и снятия стресса

o

Через творчество дети могут выплеснуть накопившиеся эмоции:

радость, гнев, страх или удивление.

o

Это безопасный способ самовыражения, позволяющий избежать

конфликтов или вредного поведения.

2

o

Рисование

или

лепка

с

использованием

ярких

цветов,

динамичных форм и текстур помогает гиперактивным детям «выпустить

пар», что делает их поведение более спокойным и уравновешенным.

Таким

образом,

изобразительная

деятельность

является

важным

инструментом в работе с гиперактивными детьми, позволяя развивать их

способности, снижать эмоциональное напряжение и направлять энергию в

созидательное русло.

II. Особенности изобразительной деятельности гиперактивных

детей

1.

Основные трудности:

2.

Неспособность долго удерживать внимание на задаче

o

Гиперактивные дети испытывают значительные трудности в

сосредоточении на одном задании в течение длительного времени.

o

Они быстро теряют интерес, даже если работа кажется им

интересной вначале.

o

Это приводит к небрежному выполнению задания или его

забрасыванию на полпути. Например, ребенок может начать рисовать дом, но

вскоре переключиться на другое изображение, не завершив начатое.

3.

Нетерпение в процессе выполнения работы

o

Гиперактивные дети не могут спокойно выполнять задания,

требующие последовательности и планомерности.

o

Им хочется сразу увидеть результат, из-за чего они могут

пропускать важные этапы работы, например, раскрашивать рисунок, не

завершив его контур.

o

Такое

нетерпение

часто

приводит

к

поверхностным,

незавершённым или торопливым результатам, которые не соответствуют их

способностям.

4.

Импульсивность в выборе материалов и способов работы

o

Дети выбирают яркие, броские материалы, не задумываясь об их

уместности или сочетании. Например, могут рисовать фломастером на

акварельной бумаге или пытаться одновременно использовать пластилин и

краски.

o

Часто пробуют сразу всё, что доступно, что приводит к хаосу на

рабочем месте и неудовлетворённости результатом.

o

Их импульсивность затрудняет планирование работы: вместо

того чтобы заранее выбрать технику или цветовую гамму, они действуют

спонтанно.

5.

Недостаточная координация движений

3

o

Гиперактивные дети могут испытывать трудности с точностью и

координацией

мелкой

моторики.

Например,

линии

могут

быть

неаккуратными, формы — несимметричными.

o

Они с трудом контролируют силу нажима на карандаш или

кисть, что может приводить к порче материалов (рвётся бумага, кисть

оставляет избыточные пятна краски).

o

Эта

проблема

особенно

заметна

при

использовании

инструментов, требующих точности: ножниц, кистей тонкого размера,

тонких карандашей.

6.

Частое переключение между этапами работы

o

Гиперактивные дети не следуют последовательности: могут

сразу начать раскрашивать, не завершив эскиз, или перейти к деталям,

пропустив основные элементы.

o

Они могут начать одну задачу, потом внезапно переключиться на

другую, а затем вернуться к первой, что приводит к путанице.

o

Такое поведение усложняет процесс доведения работы до

завершения и снижает качество конечного результата.

7.

Поведение в процессе творчества:

o

Частое отвлечение на посторонние стимулы.

o

Быстрое утомление.

o

Противоречивость в оценке собственных работ.

8.

Положительные особенности:

o

Яркое воображение.

o

Смелость в использовании цветов и форм.

o

Энергичность, которая может быть направлена в творческое

русло.

III. Принципы организации изобразительной деятельности для

гиперактивных детей

1.

Организация пространства:

2.

Четко структурированное рабочее место

o

Рабочее место должно быть организовано таким образом, чтобы

минимизировать хаос и создать ясность для ребенка.

o

Все необходимые материалы должны быть на своих местах и легко

доступны, что поможет избежать беспорядка и лишних отвлечений.

o

Желательно разграничить зоны для разных видов деятельности

(например, отдельное место для рисования и лепки). Это поможет детям

лучше понимать, что и где делать, и снизит уровень беспокойства.

4

o

Примеры: использование контейнеров или ящиков для хранения

карандашей, красок, кистей; нанесение маркировки для упрощения поиска

материалов.

3.

Минимизация отвлекающих факторов

o

Яркий свет, шум или яркие объекты могут сильно отвлекать

гиперактивного

ребенка,

поэтому

важно

обеспечить

спокойную

и

нейтральную обстановку.

o

Желательно исключить раздражители, такие как громкая музыка,

лишние предметы на столе, чрезмерно яркие украшения в помещении.

o

Можно

использовать

приглушенный

свет,

нейтральные

цвета

интерьера и создавать акустический комфорт (например, ковры или

занавески, уменьшающие эхо).

o

Если занятия проходят в группе, лучше размещать гиперактивного

ребенка на менее шумном участке комнаты, подальше от окон и дверей.

4.

Доступ

к

материалам,

упрощенный

порядок

их

использования

o

Материалы для работы должны быть хорошо организованы и легко

доступны, чтобы ребенок мог быстро начать творческий процесс, не тратя

время на поиски.

o

Инструкции для использования инструментов и материалов должны

быть максимально простыми и понятными. Например, краски и кисти можно

заранее подготовить на палитре.

o

Ограниченный выбор материалов (например, только два-три цвета

или техники) поможет ребенку сосредоточиться и избежать путаницы.

o

Регулярное

пополнение

материалов

и

их

упорядочивание

поддерживают интерес и уменьшают стресс от хаоса.

o

Пример: заранее подготовить листы бумаги нужного размера, воду

для кистей, выдавить краску на палитру и убрать лишние предметы.

5.

Методы работы:

Методы работы с гиперактивными детьми в изобразительной

деятельности

1.

Дробление заданий на этапы

o

Гиперактивным детям сложно сосредотачиваться на сложных,

многоэтапных заданиях. Разделение работы на небольшие, последовательные

шаги помогает им легче справляться с задачей.

o

Каждый этап должен быть четко обозначен и не занимать много

времени, чтобы ребенок мог завершить его, не теряя интереса. Например,

сначала нарисовать контуры, затем раскрасить основные элементы, после

этого добавить детали.

5

o

Важно давать краткие инструкции на каждом этапе и хвалить

ребенка за успешное выполнение, что способствует повышению мотивации и

снижению тревожности.

2.

Наличие

четкого

плана

работы,

подкрепленного

визуальными инструкциями

o

План должен быть простым, наглядным и доступным для

понимания ребенка. Например, можно использовать схему или карточки с

последовательностью действий: «1. Выбери бумагу, 2. Нарисуй контур, 3.

Раскрась картинку».

o

Визуальные подсказки, такие как картинки, фотографии или

схемы, помогают гиперактивным детям лучше понять задание и следовать

ему.

o

Такой

подход

снижает

импульсивность

и

хаотичность

в

выполнении работы, так как ребенок может опираться на конкретные шаги.

o

План можно разместить на видном месте или перед ребенком на

столе, чтобы он мог постоянно к нему обращаться.

3.

Использование игр и соревновательных элементов

o

Игровая форма позволяет гиперактивным детям с большей

охотой включаться в процесс изобразительной деятельности.

o

Пример игры: организовать рисование «по шагам», где каждый

этап представляет собой часть игры (например, «Нарисуй домик, чтобы он

мог стать уютным для животного»).

o

Элементы

соревнования

помогают

повысить

интерес

и

мотивацию, но важно избегать чрезмерного акцента на выигрыше, чтобы не

усиливать напряжение. Пример: устроить коллективное рисование, где все

дети в группе добавляют элементы к общей картине.

o

Соревновательные

задания

можно

адаптировать

под

индивидуальные особенности ребенка, чтобы избежать стресса, связанного с

чувством неуспеха.

Эти

методы

направлены

на

то,

чтобы

адаптировать

процесс

изобразительной

деятельности

под

возможности

и

особенности

гиперактивных

детей,

помочь

им

структурировать

работу,

повысить

заинтересованность и снизить уровень эмоционального напряжения.

6.

Материалы:

7.

Предпочтение

крупным

инструментам

(мелки,

толстые

карандаши, краски)

o

Удобство в использовании: Гиперактивным детям часто сложно

контролировать

мелкую

моторику,

поэтому

использование

крупных

6

инструментов помогает им лучше справляться с задачей. Толстые карандаши

или мелки легче удерживать в руках, а это снижает риск усталости и

дискомфорта.

o

Развитие моторики: Работа с такими инструментами укрепляет

мышцы рук и улучшает координацию движений, что особенно важно для

детей с нарушениями моторных навыков.

o

Снижение фрустрации: Мелкие детали требуют большой точности,

что может вызывать раздражение у гиперактивного ребенка. Крупные

инструменты позволяют добиться видимого результата быстрее, что снижает

уровень стресса.

o

Увеличение творчества: Использование красок или мелков на

больших поверхностях (например, на мольберте или листе ватмана)

позволяет детям выражать свои эмоции через крупные, свободные движения,

что особенно важно для снижения напряжения.

8.

Тактильные материалы (пластилин, кинетический песок)

для переключения внимания

o

Сенсорное

воздействие:

Тактильные

материалы

стимулируют

сенсорное восприятие ребенка, помогая ему сосредоточиться и успокоиться.

Мягкая текстура пластилина или песка оказывает расслабляющее действие,

снимает напряжение и избыточную активность.

o

Развитие мелкой моторики: Лепка и манипуляции с песком

улучшают координацию рук, развивают точность и контроль движений.

o

Возможность самовыражения: Такие материалы позволяют детям

экспериментировать с формами, текстурами и создают чувство свободы в

творчестве.

o

Переключение внимания: Работа с пластилином или песком

помогает

ребенку

отвлечься

от

однообразной

или

утомительной

деятельности, возвращая его к спокойному состоянию. Например, если

ребенок

устал

от

рисования,

он

может

заняться

лепкой,

сохраняя

вовлеченность в творческий процесс.

o

Меньший

риск

ошибки:

в

отличие

от

рисования

или

раскрашивания, где результат виден сразу, тактильные материалы менее

строгие к "ошибкам". Это дает ребенку чувство уверенности, так как

результат можно легко изменить или переработать.

9.

Время и продолжительность занятий:

o

Краткосрочные задания (10–15 минут).

o

Перерывы на движение или смену деятельности.

10.

Поощрение и мотивация:

11.

Похвала за промежуточные результаты

7

o

Почему важно: Гиперактивные дети часто испытывают трудности с

доведением работы до конца, что может вызывать чувство разочарования или

неуверенности в своих силах. Похвала на каждом этапе помогает им

чувствовать себя успешными и мотивированными.

o

Как применять: Педагог должен хвалить не только за конечный

результат, но и за усилия, проявленные на промежуточных этапах. Например,

отметить аккуратное рисование линий, оригинальный выбор цвета или

смелость в использовании новых материалов.

o

Форма похвалы: Использовать конкретные комментарии, чтобы

ребенок понимал, за что именно его хвалят: "Ты очень старался нарисовать

эту линию ровно, и у тебя получилось!" или "Мне нравится, как ты выбрал

такие яркие цвета для этой части рисунка."

o

Результат: Это помогает ребенку чувствовать себя уверенным и

ценным, снижая уровень тревожности и повышая заинтересованность в

процессе.

12.

Демонстрация готовых работ для повышения уверенности

o

Почему важно: Гиперактивные дети часто не осознают ценности

своих достижений, особенно если они сравнивают себя с другими.

Публичная демонстрация работ помогает им увидеть свои успехи и получить

положительную обратную связь от окружающих.

o

Как

применять:

Организовать

мини-выставки

или

стенды

с

готовыми работами детей. Например, в группе можно создать уголок

творчества, где будут выставляться их рисунки, поделки или другие

творческие проекты.

o

Учет индивидуальных особенностей: Если ребенок стесняется

публичного внимания, демонстрацию можно организовать в узком кругу (с

участием родителей, педагога или группы).

o

Результат: Такое внимание к их работам повышает самооценку,

развивает

уверенность

в

своих

силах

и

желание

участвовать

в

изобразительной деятельности.

13.

Создание портфолио успехов

o

Почему важно: Портфолио позволяет ребенку видеть накопленные

достижения и осознавать, что его старания приносят результат. Для

гиперактивных детей это особенно важно, так как они склонны быстро

забывать о своих успехах.

o

Как применять:

1. Создать личную папку или альбом для ребенка, куда будут

вкладываться его лучшие работы (рисунки, поделки, проекты).

8

2. Включить

в

портфолио

фотографии

этапов

создания,

чтобы

подчеркнуть процесс работы, а не только результат.

3. Периодически просматривать портфолио вместе с ребенком, хваля за

прогресс и отмечая улучшения.

o

Участие ребенка: Позволить ребенку самому выбирать работы для

портфолио, чтобы он мог почувствовать себя автором и владельцем своего

творческого пути.

o

Результат: Портфолио помогает ребенку видеть свою динамику

роста,

гордиться

своими

достижениями

и

получать

дополнительную

мотивацию для дальнейшей деятельности.

Эти методы направлены на создание положительного эмоционального

фона и устойчивого интереса к изобразительной деятельности, что особенно

важно для гиперактивных детей, склонных к быстрому угасанию мотивации.

IV. Практические советы для педагога

1.

Использовать задания с элементами свободы творчества, но с

минимальной пошаговой структурой

o

Почему важно: Гиперактивные дети часто устают от строгих

инструкций, но при этом нуждаются в четких ориентирах для успешного

выполнения задания. Сбалансированный подход помогает поддерживать

интерес и избежать фрустрации.

o

Как применять:

Давать задание с открытым конечным результатом. Например,

предложить нарисовать «сказочный лес», где ребенок сам решает, какие

деревья, животные или растения добавить.

Определить основные этапы (нарисовать фон, добавить главные

элементы), но позволить ребенку выбрать, как их выполнять.

Избегать чрезмерной детализации инструкций, чтобы сохранить

ощущение свободы.

o

Результат:

Это

развивает

творческое

мышление,

снижает

напряжение

от

жесткого

контроля

и

дает

ребенку

возможность

самовыражения.

2.

Применять

музыкальное

сопровождение

для

создания

спокойной атмосферы

o

Почему важно: Музыка влияет на эмоциональное состояние

ребенка, помогая снизить гиперактивность и настроиться на творческий

процесс.

o

Как применять:

9

Использовать спокойные мелодии без слов (классическая музыка,

звуки природы), чтобы создать расслабляющую обстановку.

Включать ритмичные композиции для задач, требующих активности,

например, в начале занятия для настроя на работу.

Вовлекать

детей

в

совместное

музыкально-творческое

взаимодействие, например, попросить «нарисовать картину звука», где

каждый ребенок изображает свои ощущения от музыки.

o

Результат:

Музыка

снижает

уровень

стресса,

повышает

концентрацию внимания и создает положительный эмоциональный фон.

3.

Давать выбор между несколькими видами деятельности

(рисование, лепка, коллажи)

o

Почему

важно:

Возможность

выбора

помогает

ребенку

почувствовать контроль над ситуацией, что снижает тревожность и улучшает

мотивацию.

o

Как применять:

Предложить на выбор несколько видов заданий, например: «Ты

хочешь нарисовать осенний пейзаж или создать его из пластилина?»

Обеспечить доступ к разнообразным материалам, чтобы ребенок мог

переключаться между техниками (карандаши, мелки, бумага, пластилин,

природные материалы).

Следить, чтобы задания были равнозначны по сложности и интересу,

чтобы избежать трудностей с выбором.

o

Результат:

Свобода

выбора

помогает

развивать

самостоятельность, поддерживает интерес и снижает сопротивление к

участию в деятельности.

4.

Снижать

уровень

напряжения

через

дыхательные

упражнения и физкультурные паузы

o

Почему важно: Гиперактивным детям сложно долго оставаться

сосредоточенными, поэтому регулярные паузы для отдыха помогают

восстановить внимание и энергию.

o

Как применять:

Включать простые дыхательные упражнения, например, «глубокий

вдох – медленный выдох» или «нарисуй дыханием»: представить, что

выдувают воздух в виде линии на бумаге.

Организовать

физкультурные

минутки

с

элементами

игры,

например, «стань деревом» (потянуться вверх, как растущее дерево).

Использовать творческие паузы, например, предложить сделать

несколько движений под музыку перед возвращением к работе.

10

o

Результат: Такие упражнения помогают снизить внутреннее

напряжение, улучшить эмоциональное состояние и вернуть интерес к

заданию.

5.

Включать

командные

проекты

для

улучшения

взаимодействия с другими детьми

o

Почему важно: Командные задания помогают гиперактивным

детям развивать навыки общения, учиться работать в коллективе и

чувствовать себя частью команды.

o

Как применять:

Организовать коллективные проекты, например, создание общей

картины, где каждый ребенок отвечает за определенную часть (фон, детали,

персонажи).

Разделить задачи по силам и интересам, чтобы у каждого была

возможность проявить себя.

Поддерживать позитивное взаимодействие между детьми, помогая

им договариваться и распределять роли.

o

Результат: Командная работа укрепляет социальные навыки,

учит уважать других, уменьшает индивидуальное напряжение и помогает

ребенку почувствовать поддержку.

Эти методы создают комфортную и мотивирующую среду для

гиперактивных детей, способствуя их всестороннему развитию и успешному

участию в изобразительной деятельности.

V. Выводы

1.

Изобразительная деятельность помогает гиперактивным детям

раскрыть их творческий потенциал, улучшить навыки концентрации и

снизить эмоциональное напряжение.

2.

Успех

работы

педагога

с

такими

детьми

зависит

от

индивидуального подхода, терпения и применения гибких методик.

3.

Важно учитывать особенности каждого ребенка и работать на

укрепление его уверенности в собственных силах.

o

Внимание на длинных инструкциях. Понятная цель помогает

сосредоточиться.

11



В раздел образования