Автор: Енина Надежда Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: Ставропольский край Предгорный район
Наименование материала: Статья
Тема: "Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей"
Раздел: дополнительное образование
«Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей»
Нарушение слоговой структуры слова - распространенная речевая
патология
у
детей,
проявляющаяся
в
искажении
количества,
последовательности или типа слогов в словах. Это нарушения по тем или
иным причинам имеют весьма стойкий характер. Эти нарушения затрудняют
коммуникацию, усвоение грамоты и могут привести к дислексии, дисграфиии
и социальной дезадаптации.
Логопедическая
работа
по
преодолению
нарушений
слоговой
структуры слов у детей - это важное направление коррекционной педагогики,
направленной
на
формирование
правильного
воспроизведения
звуко-
слогового оформления слов.
Коррекционная работа требует комплексного подхода, включающего
неречевых и речевых процессов. Требует системности и поэтапности.
Поэтому важно сочетать развитие ритмических, пространственных навыков с
речевыми упражнениями, используя игровые методы.
Для эффективного решения логопедических задач специалистами
Краевого реабилитационного центра «Орленок» в отделении психолого-
педагогической помощи был разработан комплексный подход к проблеме
коррекции слоговой структуры речи. Учителями-логопедами подобраны
различные речевые упражнения, которые эффективно развивают логическое
мышление, слоговую структуру ребенка-логопата.
Коррекционные
занятия
проводятся
учителями-логопедами
по
дополнительной
рабочей
программе
социально-гуманитарной
направленности «Мир звуков», которая включает в себя следующие блоки:
- дыхательные упражнения;
- массаж и самомассаж;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- упражнения с аппликатором Кузнецова;
- интерактивную артикуляционную гимнастику и биоэнергопластику;
- упражнения на развитие ритмических способностей;
- упражнения на формирование ритмических способностей;
- упражнения на формирование пространственных и квазипространственных
представлений;
- кинезиологические упражнения;
- проговаривание слов доступного класса.
Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение,
вентиляцию всех участков легких, производит массаж органов брюшной
полости, способствует оздоровлению и улучшению самочувствия.
Дыхательные упражнения всегда предшествуют массажу, самомассажу
и другим заданиям. Речевая и моторная деятельность стимулирует тонкие
движения пальцев рук.
Специалисты используют эффективные методы для формирования
слоговой структуры речи, в частности применяют приемы мануального
подкрепления. Этот прием облегчает детям усвоение многосложных слов и
слов со стечением согласных. Он успокаивает и способствует концентрации
внимания.
Новым
и
интересным
направлением
в
работе
является
биоэнергопластика.
Биоэнергопластика
-
это
соединение
движений
артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Эти движения
помогают
активизировать
естественное
распределение
биоэнергии
в
организме, что оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию
интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и
мелкую моторику.
Многие задания проводятся в стихотворной форме, и это не случайно.
Ритмически организованная речь является важным стимулом для оказания
активирующего влияния на кору мозга. Проводятся фольклорные игры с
речетативным
проговариванием,
различные
виды
ходьбы
с
речевым
сопровождением, речедвигательные упражнения, подбор рифмующихся слов
и другие упражнения.
Результативность
коррекции
нарушений
слоговой
структуры
специалистами оценивается по устойчивому правильному воспроизведению
слоговой структуры в любом контексте.
Особое
внимание
учителя-логопеды
уделяют
преемственности
получения логопедических знаний и умений родителями в дальнейшем
развитии ребенка.
Поэтому такие регулярные домашние упражнения (повторение
чистоговорок, игры со слоговыми карточками) повышают эффективность
полученных результатов.
учитель-логопед Н.В. Енина