Автор: Истратова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОКУЗНЕЦК
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой речевой активности учащихся в процессе обучения английскому языку."
Раздел: начальное образование
Развитие творческой речевой активности учащихся в процессе
обучения английскому языку
.
Творческая активность личности – это не только социальная ценность, но и
показатель уровня развития общества. Поэтому воспитание творческой
индивидуальности, способной самостоятельно решать разнообразные задачи, является
одним из ключевых принципов развивающего обучения в современной школе.
В частности, творческая деятельность на уроках английского языка предоставляет
учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.
Индивидуализация обучения основывается на принципе "обогащения", который
подразумевает пополнение и углубление имеющихся знаний, а также развитие таких
качеств интеллекта, как гибкость, критичность и оригинальность мышления, и
преодоление стереотипов.
Творческое воображение и мышление учащихся обладают рефлексией (от лат. reflexio
– обращение назад, отражение), которая в современной педагогике понимается как
размышление, самопознание и самоанализ. Цель рефлексии – не просто зафиксировать
результат урока, а выстроить смысловую цепочку, позволяющую ученику осознать свой
прогресс и определить дальнейшие шаги.
Творческое воображение играет важную роль в развитии творческих способностей,
активизируя интеллектуальные силы для поиска новых идей и представлений. К
компонентам творческого мышления можно отнести:
Аналитические компоненты: логичность, подвижность, избирательность,
ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать.
Эмоциональные компоненты: яркость образов, эмоциональная оценка событий,
фактов и явлений.
Созидательные компоненты: поиск рациональных путей решения, умение предвидеть
результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор
наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать
правильность выбора.
Показателями творческой активности учащегося, согласно идеям Л.С. Выготского,
А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и других отечественных психологов, являются новизна,
оригинальность, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность и
ценность.
К заданиям, направленным на развитие творческого аспекта личности, предъявляются
следующие требования:
Нестандартность (оригинальные пути решения задач).
Наличие элементов эвристического и проблемного обучения.
Учёт реальных возможностей учащихся.
Поэтапное выполнение и постепенное усложнение заданий.
Цель таких заданий – научить решать коммуникативные задачи, ориентируясь на
личность каждого ученика. Они могут выполняться как в индивидуальной, так и в
групповой форме.
Рассмотрим примеры заданий, способствующих развитию творческой активности на
уроках английского языка.
Восстановление текста: Соедините части предложений, чтобы восстановить
целостность истории. Исправьте ошибки и продолжите... Воспроизведите историю,
подробно изложив все детали. Укажите время, место, действующих лиц и т.д.
Планируемый результат: Умение связно и последовательно излагать информацию,
демонстрируя точность и соответствие оригиналу.
Анализ ситуации/персонажей: Проанализируйте ситуацию (персонажей) с точки
зрения... Опишите конфликт и т.д.
Планируемый результат: Умение описывать действия и характеризовать персонажей.
Поиск информации: В каком предложении содержится следующее утверждение...? В
каком отрывке можно найти доказательство этому? Приведите все подтверждающие
детали.
Планируемый результат: Умение находить и использовать необходимую
информацию.
"Важно подчеркнуть, что исправление языковых ошибок в процессе выполнения
заданий недопустимо. Учитель выступает в роли наставника, предлагая возможные
варианты и советы, а лучшие работы отмечаются высокой оценкой.
Предлагаемые речевые упражнения направлены на развитие ключевых
коммуникативных навыков: умения задавать вопросы, объяснять, описывать, сравнивать,
анализировать, оценивать, вести дискуссию, аргументированно выражать собственное
мнение и суждения. Эти навыки имеют решающее значение для развития спонтанной
речи.
Одним из эффективных подходов в старших классах является работа с
художественными текстами. Они вызывают эмоциональный отклик у учащихся и
затрагивают широкий спектр проблем, стимулируя их речемыслительную деятельность.
Опыт показывает, что использование накопленного текстового материала в сочетании
с системой упражнений и применением технологий когнитивного и эмоционального
развития не только активизирует речевую деятельность, но и повышает общую
лингвистическую компетентность учащихся, а также их интерес к предмету.
В результате такой творческой деятельности учащиеся развивают:
Механизмы языковой догадки и способность применять знания и навыки в новых
ситуациях.
Языковые, интеллектуальные и познавательные способности.
Готовность к иноязычному общению и выражению собственного мнения и оценки.
Важные качества современной личности: самостоятельность, инициативность и
конкурентоспособность.
Сложно не согласиться со словами Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью»."