Напоминание

"Развитие творческой речевой активности учащихся в процессе обучения английскому языку."


Автор: Истратова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОКУЗНЕЦК
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой речевой активности учащихся в процессе обучения английскому языку."
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческой речевой активности учащихся в процессе

обучения английскому языку

.

Творческая активность личности – это не только социальная ценность, но и

показатель уровня развития общества. Поэтому воспитание творческой

индивидуальности, способной самостоятельно решать разнообразные задачи, является

одним из ключевых принципов развивающего обучения в современной школе.

В частности, творческая деятельность на уроках английского языка предоставляет

учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.

Индивидуализация обучения основывается на принципе "обогащения", который

подразумевает пополнение и углубление имеющихся знаний, а также развитие таких

качеств интеллекта, как гибкость, критичность и оригинальность мышления, и

преодоление стереотипов.

Творческое воображение и мышление учащихся обладают рефлексией (от лат. reflexio

– обращение назад, отражение), которая в современной педагогике понимается как

размышление, самопознание и самоанализ. Цель рефлексии – не просто зафиксировать

результат урока, а выстроить смысловую цепочку, позволяющую ученику осознать свой

прогресс и определить дальнейшие шаги.

Творческое воображение играет важную роль в развитии творческих способностей,

активизируя интеллектуальные силы для поиска новых идей и представлений. К

компонентам творческого мышления можно отнести:

Аналитические компоненты: логичность, подвижность, избирательность,

ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать.

Эмоциональные компоненты: яркость образов, эмоциональная оценка событий,

фактов и явлений.

Созидательные компоненты: поиск рациональных путей решения, умение предвидеть

результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор

наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать

правильность выбора.

Показателями творческой активности учащегося, согласно идеям Л.С. Выготского,

А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и других отечественных психологов, являются новизна,

оригинальность, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность и

ценность.

К заданиям, направленным на развитие творческого аспекта личности, предъявляются

следующие требования:

Нестандартность (оригинальные пути решения задач).

Наличие элементов эвристического и проблемного обучения.

Учёт реальных возможностей учащихся.

Поэтапное выполнение и постепенное усложнение заданий.

Цель таких заданий – научить решать коммуникативные задачи, ориентируясь на

личность каждого ученика. Они могут выполняться как в индивидуальной, так и в

групповой форме.

Рассмотрим примеры заданий, способствующих развитию творческой активности на

уроках английского языка.

Восстановление текста: Соедините части предложений, чтобы восстановить

целостность истории. Исправьте ошибки и продолжите... Воспроизведите историю,

подробно изложив все детали. Укажите время, место, действующих лиц и т.д.

Планируемый результат: Умение связно и последовательно излагать информацию,

демонстрируя точность и соответствие оригиналу.

Анализ ситуации/персонажей: Проанализируйте ситуацию (персонажей) с точки

зрения... Опишите конфликт и т.д.

Планируемый результат: Умение описывать действия и характеризовать персонажей.

Поиск информации: В каком предложении содержится следующее утверждение...? В

каком отрывке можно найти доказательство этому? Приведите все подтверждающие

детали.

Планируемый результат: Умение находить и использовать необходимую

информацию.

"Важно подчеркнуть, что исправление языковых ошибок в процессе выполнения

заданий недопустимо. Учитель выступает в роли наставника, предлагая возможные

варианты и советы, а лучшие работы отмечаются высокой оценкой.

Предлагаемые речевые упражнения направлены на развитие ключевых

коммуникативных навыков: умения задавать вопросы, объяснять, описывать, сравнивать,

анализировать, оценивать, вести дискуссию, аргументированно выражать собственное

мнение и суждения. Эти навыки имеют решающее значение для развития спонтанной

речи.

Одним из эффективных подходов в старших классах является работа с

художественными текстами. Они вызывают эмоциональный отклик у учащихся и

затрагивают широкий спектр проблем, стимулируя их речемыслительную деятельность.

Опыт показывает, что использование накопленного текстового материала в сочетании

с системой упражнений и применением технологий когнитивного и эмоционального

развития не только активизирует речевую деятельность, но и повышает общую

лингвистическую компетентность учащихся, а также их интерес к предмету.

В результате такой творческой деятельности учащиеся развивают:

Механизмы языковой догадки и способность применять знания и навыки в новых

ситуациях.

Языковые, интеллектуальные и познавательные способности.

Готовность к иноязычному общению и выражению собственного мнения и оценки.

Важные качества современной личности: самостоятельность, инициативность и

конкурентоспособность.

Сложно не согласиться со словами Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью»."



В раздел образования