Автор: Лолока Анна Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО "КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: п. Подкумок
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья через нетрадиционные техники рисования
Творческая деятельность играет особую роль в жизни человека, а для
детей с ограниченными возможностями здоровья тем более – для них
рисование
становится
не
просто
развлечением,
а
ценным
способомкоммуникации, развития моторики, сенсорного восприятия и,
конечно же, раскрытия творческого потенциала. Свои чувства и эмоции, а
также знание и отношение к чему-либо детям легче всего выразить с
помощью зрительных образов, чем вербально.
Традиционные
методы
рисования
с
использованием
кистей
и
карандашей могут быть сложны для некоторых детей с ОВЗ. Именно здесь на
помощь приходят
нетрадиционные техники рисования, предлагающие
альтернативные и более доступные способы создания изображений.
В своей работе социальные педагоги стационарного отделения «Мать и
дитя»
Краевого
реабилитационного
центра
«Орлёнок»
применяют
нетрадиционные техники рисования и новые виды материалов, чтобы
пробудить
воображение,
фантазию,
творческое
мышление
и
чувство
прекрасного у детей.
Специфика
построения
занятий
с
детьми
определяется
их
особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на
указание взрослого. Педагоги учитывают особенности и возможности
каждого ребенка, создают комфортную атмосферу для работы, позволяют
творить в своем темпе и в соответствии со своими возможностями.
Применяется метод чередования объяснения с выполнением работы, решая
тем самым коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки,
включение в деятельность, её темп. Такой вид деятельности повышает
работоспособность и нормализует темп работы. Положительные эмоции
составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия
детей, поэтому педагоги постоянно поддерживать интерес ребенка к
изобразительному творчеству.
Различные
манипуляции
с
красками,
материалами,
необычными
техниками помогают ребятам преодолеть страх перед чистым листом,
удовлетворить любопытство, ощутить яркие положительные эмоции.
Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и
напоминают игру. Детям интересно узнать, что шприцами можно рисовать,
что можно рисовать и пальчиками, и ладонью.Такие методы
позволяют
ощутить непосредственный контакт с краской.
Проста в использовании
техника печати, которая позволяет изображать один и тот же предмет много
раз,
составляя
различные
композиции.
Тампонирование
–
очень
увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать, что-то легкое и
воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или
одуванчик. Монотипия, кляксография, раздувание краски с помощью
пластмассовой трубочки, рисование свечой, ватными палочками, цветными
ниточками – все эти нетрадиционные техники используются социальными
педагогами на занятиях.
Каждый из перечисленных выше приемов может быть использован, как
отдельно, так и вместе. Их можно объединять с любой другой техникой
рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования
не
утомляет
детей,
у
них
сохраняется
высокая
активность,
работоспособность на протяжении всего времен, отведенного на выполнение
задания, что особо важно при работе с детьми с ОВЗ.
Таким
образом,
рисование
нетрадиционными
способами
увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность
для
детей
с
ОВЗ
думать,
пробовать,
искать,
экспериментировать,
самовыражаться
.
Социальный педагог Лолока А.В.