Автор: Митенко Надежда Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО "КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: п. Подкумок
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями через театрализованную деятельность"
Раздел: дополнительное образование
Развитие
творческих
способностей
детей
и
подростков
с
ограниченными возможностями через театрализованную деятельность
Внутренний
мир
ребенка
с
особыми
потребностями
развития
(нарушения слуха, зрения, речи, задержка психического развития и т.д.)
сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все
многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое «Я», понять
его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в
нем?
Планируя свою деятельность в работе с детьми с нарушениями
развития, социальные педагоги стационарного отделения «Мать и дитя»
Краевого реабилитационного центра «Орлёнок» ставят перед собой задачи:
- формировать культуру и развивать интерес детей к общественно-полезной
досуговой деятельности;
- расширять интеграционную среду взаимодействия;
-
развивать
инициативность,
творческую
индивидуальность,
коммуникативные
навыки,
эмоциональное
восприятие,
воображение,
фантазию;
- формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям;
- способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.
Одним
из
направлений,
содействующих
решению
вопросов
социализации и адаптации детей с ОВЗ, является развитие творческих
способностей детей через театрализованную деятельность.Театрализованные
занятия подразумевают исключительные условия для раскрытия личности,
роста творческих способностей и включения в социум, что крайне актуально
для
детей
с
ОВЗ,
которые
испытывают
сложности
в
общении
и
социализации.
Используются разные методы и формы. Самым продуктивным методом
является импровизация, позволяющая детям разрабатывать и представлять
собственные идеи, без ограничений. Импровизация помогает развивать
креативность, гибкость мышления и спонтанность. Дети учатся реагировать
на изменения ситуации, быстро принимать решения и выражать свои мысли.
Это помогает им поверить в свои возможности и способности.
Не
менее
эффективным
методом
является
игровая
терапия,
включающая в себя использование элементов игры в театральной практике.
Игровые элементы помогают участникам расслабиться и настроиться на
творческую волну, что способствует более глубокому вовлечению в процесс.
Для этого социальные педагоги используют адаптированную программу
«Музыкальная капель», с целью обогащения музыкальными впечатлениями
детей, создания радостного настроения, воспитания доброжелательного
отношения
к
сверстникам,
знакомства
с
новыми
элементами
артикуляционной гимнастики.
Занятия
по
программе
«Технология
добра»
включают
в
себя
театрализованные постановки, такие как: «Развесёлый колобок», «Теремок на
новый лад», «Репка», «Рукавичка», «Курочка ряба», «Бычок – смоляной
бочок»,
драматизацию
сказки
«Зимняя
сказка»,
литературную
игру
«Путешествие в Мультляндию», представление кукольного театра «Девочка
и
лиса».
Занятия
проводятся
с
целью
развития
коммуникативных
способностей детей через театральную деятельность, которая помогает им
раскрепоститься,
формирует
коммуникативные
умения,
повышает
самооценку,
развивает
речь
и
просто
вносит
яркое,
незабываемое
разнообразие в повседневную жизнь.
Педагоги видят живой интерес к
миру художественных образов, когда в процессе театральной деятельности
дети с ОВЗ восхищаются, негодуют, радуются, огорчаются, думают,
сомневаются, решают проблемы вместе с героями.
Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию
ребенка, значительно облегчает его социализацию и адаптацию к условиям
жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают
в контакт со сверстниками и взрослыми.
Таким
образом,
театральная
деятельность
является
главным
инструментом для развития творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья. Она помогает не только раскрыть их потенциал, но
формирует коммуникативные навыки и повышает самооценку.
Социальный педагог: Н.И. Митенко