Напоминание

Методическая разработка по использованию экспериментов с водой в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду


Автор: Вершинина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка по использованию экспериментов с водой в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка по использованию экспериментов с водой в работе с

детьми старшего дошкольного возраста в детском саду

Методическая разработка по использованию экспериментов с водой в работе с детьми

старшего дошкольного возраста в детском саду представляет собой ценную практику для

стимулирования

познавательной

активности,

развития

научного

мышления

и

формирования исследовательских навыков у детей. Вода, как универсальный материал,

обладает множеством физических и химических свойств, что делает её идеальной для

разнообразных экспериментов и наблюдений.

Цели и задачи

Главной целью данной методической разработки является создание условий для

активного познания детьми природы воды и её свойств через практическую деятельность.

Это включает в себя не только изучение основных свойств воды (жидкость, газ, твердое

тело), но и формирование понимания её роли в природе и жизни человека. Задачи можно

разбить на несколько основных направлений:

Формирование

исследовательских

умений:

Стимулировать

интерес

к

экспериментированию, наблюдению и сравнению.

Развитие творческого мышления: Поощрять идеи детей и создание оригинальных

экспериментов.

Обогащение словарного запаса: Вводить новые термины и понятия, связанные с

физическими и химическими процессами.

Развитие социализации: Способствовать работе в группе, учить детей делиться

наблюдениями и результатами.

Описание экспериментов

Участие детей в практических экспериментах позволит не только теоретически узнать о

воде, но и непосредственно через опыт понять её свойства. Проводимые эксперименты

могут включать:

Эксперимент с растворимостью: Дети могут проверять, какие вещества растворяются в

воде, а какие нет. Это позволит установить понятия “раствор” и “нерастворимое

вещество”. Например, используя сахар, соль, песок и муку, дети могут наблюдать, как

различные материалы ведут себя в воде.

Эксперимент с плотностью: Предложить детям разные жидкости (вода, масло, сироп) и

наблюдать, как они ведут себя. Можно попробовать налить одну жидкость в другую и

наблюдать, какая из них плавает сверху, а какая опускается вниз, что поможет детям

понять понятие плотности.

Эксперимент с испарением и конденсацией: Установить два сосуда — один с горячей

водой, другой с холодной. Дети могут наблюдать, как образуется конденсат на холодной

поверхности и обсуждать, что происходит в процессе нагревания и охлаждения, это может

привести к интересному обсуждению круговорота воды в природе.

Подготовка и проведение

Прежде чем приступить к экспериментам, важно организовать рабочее пространство. Это

должно быть безопасное место, где дети могут свободно перемещаться и работать с

материалами.

Для

каждого

эксперимента

необходимо

заранее

подготовить

все

необходимые инструменты и материалы, такие как: различные емкости, измерительные

стаканы, трубочки, различные жидкости.

К проведению экспериментов стоит подходить с особой осторожностью, заранее объясняя

детям правила безопасности. Важно поощрять детское участие в обсуждении и

планировании экспериментов, что сделает их более вовлеченными. После каждого

эксперимента можно устраивать обсуждение, задавать детям вопросы о том, что они

наблюдали, что их удивило, обсуждать возможные выводы и как их можно применить в

повседневной жизни.

Методическая разработка по экспериментам с водой в работе с детьми старшего

дошкольного возраста дает возможность интегрировать научные знания в игровую

деятельность, что делает процесс обучения увлекательным и увлекательным. Через

исследовательскую деятельность дети не только познают окружающий мир, но также

развивают критическое мышление, творчество и социальные навыки. Вода служит не

только объектом исследования, но и мощным инструментом для формирования знания и

понимания сложных природных явлений.

Расширение опыта и углубление знаний

После проведения основных экспериментов с водой можно продолжить углубляться в

тему через более сложные исследования. Важно понять, что знание о природе воды и её

свойствах

способно

формировать

у

детей

экологическое

сознание,

уважение

к

окружающей среде и понимание важности сохранения водных ресурсов.

Чтобы создать более глубокое понимание, вы можете организовать тематические занятия,

посвящённые, например, различным биомам и влиянию воды на жизнь в них. Это можно

сделать через искусственные «экосистемы», которые дети смогут создать и наблюдать.

Например, наполните прозрачные контейнеры различными растениями и мелкими

животными, чтобы проиллюстрировать, как каждое из них зависит от воды.

Связь с другими науками

С водной тематикой также можно интегрировать элементы других наук — математики,

искусства, физики и экологии. Например, при помощи воды можно изучать основы

математики, измеряя объёмы и создавая графики. В процессе экспериментов можно учить

детей основам измерений и пропорций, подбирая различные емкости и жидкости.

Искусство также можно включить благодаря проектам, связанным с цветом воды.

Используя пищевые красители, дети могут экспериментировать с окрашиванием воды и

создавать свои маленькие произведения искусства. Они могут рисовать на куске бумаги,

погружая его в разноцветную воду, или делать отпечатки, создавая яркие узоры.

Внедрение технологий

В мире современных технологий можно использовать элементы науки через цифровые

платформы. Существует множество приложений и онлайн-ресурсов, которые позволяют

визуализировать свойства воды и её влияние на окружающую среду. Используйте простые

игры и научные ресурсы, где представлены различные сценарии круговорота воды, чтобы

привнести современный аспект в классическую тему.

Обсуждение природных явлений

Говоря о воде, стоит также рассмотреть природные явления, связанные с ней. Дети могут

узнать о дожде, облаках, реках и океанах. Это поможет им сделать углубленные открытия

о жизни на Земле. Например, можно объяснить, как движение воды в океанах влияет на

климат, и как важно беречь водные ресурсы для сохранения биологического разнообразия.

Участие родителей

Для максимального вовлечения можно провести «день открытых дверей» или мастер-

классы даже с участием родителей. Это поможет создать сообщества, где семьи могут

вместе участвовать в исследовательских проектах, обсуждать вопросы экологии и

значимость воды в нашей жизни. Однако следует учитывать, что классная работа с

родителями должна быть направлена на создание позитивной и поддерживающей

атмосферы, что сделает обучение более привлекательным и эффективным.

Заключение

Вода является удивительным природным ресурсом, и через серию опытов и исследований

можно не только познание научных концепций, но также важно развивать у детей чувство

ответственности за нашу планету. Каждый эксперимент и каждое обсуждение создают у

детей более глубокое понимание окружающего мира и их места в нём. Важно помнить,

что обучение – это процесс, наполненный открытиями, и правильно организованный опыт

может положительно повлиять на их развитие, расширяя горизонты их знаний и

ощущение единства с природой.



В раздел образования