Автор: Куликова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 157
Населённый пункт: Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Мы друзья природы" - конспект по экологическому воспитанию, в старшей группе.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 157
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Выполнила воспитатель Куликова Ирина Анатольевна
Тема: «Мы друзья природы».
Интеграция областей:
«Познание», «Социально-коммуникативная»,
«Художественно-эстетическое развитие»
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Программные задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе,
формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с
нормами и правилами поведения в природе.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в
природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление,
связанную речь.
Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к
пробуждающейся природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание
загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: оформление зала – атрибуты весеннего леса,
карточки со знаками «правила поведения в природе», СD – диск «Голоса
леса».
Ход НОД:
Воспитатель:
Если деньги накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Ребята, есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?
Дети: Солнце нельзя купить, траву... и т.д.
Воспитатель:
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за
какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно
посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же
год, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На
огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья
вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках,
забывая о том, что они живые.
Воспитатель: Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?
Дети: Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от
жары.
Воспитатель: Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу:
украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и
усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают
влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а
хотите отправиться вместе со мной в весенний лес?
Дети: Да.
Воспитатель: Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в
котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек
приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.
Я приготовила знаки - это правила поведения в природе. Давайте возьмем их
с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. И нужно
получить билеты, а для этого вы должны отгадать загадки о весне, ведь в лес
поедем весенний.
Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает «билет».
Воспитатель: Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в вагончиках.
Посчитаем, кто в каком вагоне оказался (количественный счёт: первый...)
Воспитатель: Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?
Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно заболело и может погибнуть.
Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают
надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок
продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная
полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто
знает, как нам помочь берёзе?
Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.
Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет. А сейчас,
ребятки, давайте поставим знак, чтобы другие люди, когда придут в лес не
совершали таких поступков.
Знак «Не повреждай кору деревьев!».
Воспитатель: А теперь вокруг берёзки давайте заведём хоровод «Земелюшка
чернозём».
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это прячется за кустиками? Да это же
белка! Не бойся нас, белка, мы друзья природы и не сделаем тебе плохо.
Белка:
Вы скажите только слово,
Если вы помочь готовы,
Вам «Добро пожаловать!»
С радостью скажу,
Все тропинки тайные
Покажу в лесу.
Воспитатель: Вы согласны помочь, ребята?
Дети: Да, согласны.
Белка: Я спряталась, потому что не могу бежать, лапку я поранила. А аптеки
в лесу у нас нет.
Воспитатель: Белка!
Лес - это сказочное царство!
Где кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке,
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем, как что лечить,
Можем тебя мы научить.
Ребята, кто из вас знает, какое растение может помочь белке вылечить лапку?
Дети: Подорожник. Надо на ранку положить чистый лист подорожника,
и боль пройдёт, и скоро это место заживёт. Воспитатель: Лапку вылечить
несложно, вот совет наш от души: К свежей ране осторожно Подорожник
приложи.
Воспитатель вместе с детьми прикладывают лист подорожника. Белочка
танцует.
Белка: Спасибо вам, ребята! Вы и правда, друзья природы - наши друзья!
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем. Проводится игра «Слово на
ладошке».
Белка: Послушайте мою историю, может вы сможете помочь лесным
жителям. В нашем лесу было одно очень живописное место - родник, куда
ходили на водопой звери. Он располагается в лесной глуши, и казалось, что
люди сюда никогда не придут. Но вот однажды пришли туристы: развели
костёр, полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, они рубили
деревья, не щадя лесной красоты. После обеда оставили мусор.
Все вместе подходят к роднику.
Воспитатель: Больно и обидно смотреть, что испорчено такое красивое
место. Лесные родники часто бывают единственным источником воды для
питья животных. Давайте все вместе наведём порядок.
Воспитатель: Дети, кто знает, как нам поступить с мусором? А какой вред
наносят костры?
Дети: Земля получает ожог и на этом месте не растёт трава. Костёр надо как
следует затушить.
Воспитатель: Костры без необходимости не разводят, но если без него не
обойтись, используют старые кострища, чтобы не делать новый ожог земле.
Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями.
Воспитатель: Ребята, а почему в лесу нельзя громко шуметь?
Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к
своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут
погибнуть.
Воспитатель: Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки
леса и тишину.
Включается грамзапись «Голоса леса».
Воспитатель: Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее
дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными
берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её
богатствам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе
потребительски, оскверняют своим бескультурьем.
Давайте и здесь оставим знаки, которые мы с собой взяли: «Не руби
деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!», «Не
жги костры!», «Не оставляй мусор!».
Все становятся в круг и поют песню «Шире круг».
Белка: Спасибо вам, ребята, сегодня вы очень помогли нашему лесу и его
жителям. Вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить ей. А
теперь и знаки - правила поведения в лесу у нас появились. Я хочу угостить
вас своими запасами.
Белка раздаёт детям грибы (выпечка).
Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте все вместе
белке скажем «До свидания!».
Магнитогорск 2024г.