Напоминание

МЕСТО И РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


Автор: Петросянц Татьяна Валерьевна
Должность: старший преподаватель кафедры "экономика и финансы"
Учебное заведение: Каспийский университет технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова
Населённый пункт: Казахстан, Мангистауская область, город Актау
Наименование материала: статья
Тема: МЕСТО И РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Раздел: высшее образование





Назад




Каспийский университет технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова г.Актау,

Казахстан

Петросянц Татьяна Валерьевна- старший преподаватель кафедры «Экономика

и финансы»

МЕСТО И РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

Высшее образование является ключевым двигателем экономического и

социального прогресса в Казахстане. Это обусловлено тем, что именно

образованный человек, способный к поиску, саморазвитию и освоению

новых знаний для принятия нестандартных решений, вносит основной вклад

в будущее страны. Сегодня научное сообщество активно обсуждает

потребность в модернизации системы высшего образования, поднимая

вопросы организационного, экономического и сущностного характера: о роли

университета, значимости высшего образования и принципах профильной

подготовки.

В последние десятилетия университеты Республики Казахстан активно

проходят процесс реформирования. Начало этих преобразований связано как

с Болонским процессом (2000 г.), так и с внедрением новых механизмов

финансирования.

В

настоящее

время

казахстанские

университеты

сталкиваются

с

ещё

более

сложными

вызовами,

обусловленными

несколькими факторами:

1.Глобализация

образования.

Формирование

единого

мирового

образовательного пространства с общими стандартами.

2.Экономоцентричность образования. Приведение образовательных

программ в соответствие с требованиями и задачами рынка труда и

государства.

3.Цифровизация образования. Интеграция цифровых технологий в

учебный процесс и развитие обучения в интерактивной сетевой среде,

включая появление глобальных образовательных платформ, стирающих

территориальные границы.

4.Консьюмеризация образования. Трансформация взаимоотношений

«университет – студент» в формат «производитель – потребитель», где

базовое высшее образование становится продуктом.

5.Менеджеризация образования. Внедрение элементов корпоративного

менеджмента в управление университетами, например, появление продукт-

менеджеров

образовательных

программ,

чья

цель

обеспечить

востребованность программ у студентов и работодателей, а также внедрение

KPI для оценки эффективности преподавателей.

Определение роли современного университета требует осмысления

сущности высшего образования и его функций, содержание которых

исторически

изменчиво:

образовательные

программы,

педагогические

методы, технические средства, правила доступности образования и так далее.

Разработка

такой

концепции,

учитывающей

стратегические

цели

и

тактические задачи общества, позволит решить актуальные проблемы

высшей школы и послужит теоретической базой для её модернизации.

Современное общество часто описывается такими понятиями, как

стремительность,

динамика,

интенсивность

и

скорость.

Основными

характеристиками

социально-экономической

реальности,

в

которой

функционирует современный университет, являются:

1.Стремительные изменения в производственной сфере. Внедрение

информационных технологий для автоматизации, цифровой оптимизации и

трансформации производства.

2.Генерация

больших

объемов

данных.

Активное

применение

технологий искусственного интеллекта в управлении производственными

процессами, роботизация и создание «цифровых двойников» предприятий.

3.Быстрое развитие и повсеместное внедрение цифровых технологий во

все сферы общественной жизни.

4.Интенсивное развитие фундаментальных и прикладных наук.

5.Появление

класса

технократов

высококвалифицированных

технологических специалистов и профессионалов.

История высшего образования показывает, что университет выполняет

ряд важнейших функций для развития общества (готовит кадры, транслирует

научные открытия, обеспечивающие производственный рывок и т.д.), однако

его влияние всегда выходит за эти рамки. Во-первых, университет играет

важную роль в формировании всесторонне развитой личности. Образование

должно быть «человекоразмерным», а университет – создавать среду,

полностью реализующую антропоцентричный подход. Во-вторых, результаты

научных открытий и образовательной деятельности не могут быть оценены

исключительно

экономическими

категориями.

Безусловно,

положения

теоретической физики или фундаментальной математики применяются в

производственном процессе и способствуют его развитию, но сводить

значимость этих открытий только к влиянию на рост ВВП некорректно.

Одна из ключевых задач университета — поиск истины, получение

знаний посредством исследований и передача их обществу. Знания, научные

открытия и технологические разработки интегрируются в производственный

процесс, становясь «непосредственной производительной силой общества».

«Ключевая особенность современного этапа развития общества состоит в

том, что фундаментальная наука и образование диктуют предпринимателям

направления развития производства». Задачи университета как центральной

институции системы высшего образования всегда шире задач, поставленных

перед ним государством. Роль университета заключается в глубоком изучении

действительности, формировании фундаментального знания и его передаче

поколениям. Результаты деятельности университетов важны для общества в

целом и сложно измеримы в денежном эквиваленте. Поэтому идеология

реформ

высшей

школы

не

должна

базироваться

исключительно

на

экономическом

фундаменте,

законах

целесообразности,

окупаемости,

востребованности, эффективности и результативности высшего образования

в интересах экономики.



В раздел образования