Автор: Петросянц Татьяна Валерьевна
Должность: старший преподаватель кафедры "экономика и финансы"
Учебное заведение: Каспийский университет технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова
Населённый пункт: Казахстан, Мангистауская область, город Актау
Наименование материала: статья
Тема: МЕСТО И РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Раздел: высшее образование
Каспийский университет технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова г.Актау,
Казахстан
Петросянц Татьяна Валерьевна- старший преподаватель кафедры «Экономика
и финансы»
МЕСТО И РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ
Высшее образование является ключевым двигателем экономического и
социального прогресса в Казахстане. Это обусловлено тем, что именно
образованный человек, способный к поиску, саморазвитию и освоению
новых знаний для принятия нестандартных решений, вносит основной вклад
в будущее страны. Сегодня научное сообщество активно обсуждает
потребность в модернизации системы высшего образования, поднимая
вопросы организационного, экономического и сущностного характера: о роли
университета, значимости высшего образования и принципах профильной
подготовки.
В последние десятилетия университеты Республики Казахстан активно
проходят процесс реформирования. Начало этих преобразований связано как
с Болонским процессом (2000 г.), так и с внедрением новых механизмов
финансирования.
В
настоящее
время
казахстанские
университеты
сталкиваются
с
ещё
более
сложными
вызовами,
обусловленными
несколькими факторами:
1.Глобализация
образования.
Формирование
единого
мирового
образовательного пространства с общими стандартами.
2.Экономоцентричность образования. Приведение образовательных
программ в соответствие с требованиями и задачами рынка труда и
государства.
3.Цифровизация образования. Интеграция цифровых технологий в
учебный процесс и развитие обучения в интерактивной сетевой среде,
включая появление глобальных образовательных платформ, стирающих
территориальные границы.
4.Консьюмеризация образования. Трансформация взаимоотношений
«университет – студент» в формат «производитель – потребитель», где
базовое высшее образование становится продуктом.
5.Менеджеризация образования. Внедрение элементов корпоративного
менеджмента в управление университетами, например, появление продукт-
менеджеров
образовательных
программ,
чья
цель
–
обеспечить
востребованность программ у студентов и работодателей, а также внедрение
KPI для оценки эффективности преподавателей.
Определение роли современного университета требует осмысления
сущности высшего образования и его функций, содержание которых
исторически
изменчиво:
образовательные
программы,
педагогические
методы, технические средства, правила доступности образования и так далее.
Разработка
такой
концепции,
учитывающей
стратегические
цели
и
тактические задачи общества, позволит решить актуальные проблемы
высшей школы и послужит теоретической базой для её модернизации.
Современное общество часто описывается такими понятиями, как
стремительность,
динамика,
интенсивность
и
скорость.
Основными
характеристиками
социально-экономической
реальности,
в
которой
функционирует современный университет, являются:
1.Стремительные изменения в производственной сфере. Внедрение
информационных технологий для автоматизации, цифровой оптимизации и
трансформации производства.
2.Генерация
больших
объемов
данных.
Активное
применение
технологий искусственного интеллекта в управлении производственными
процессами, роботизация и создание «цифровых двойников» предприятий.
3.Быстрое развитие и повсеместное внедрение цифровых технологий во
все сферы общественной жизни.
4.Интенсивное развитие фундаментальных и прикладных наук.
5.Появление
класса
технократов
–
высококвалифицированных
технологических специалистов и профессионалов.
История высшего образования показывает, что университет выполняет
ряд важнейших функций для развития общества (готовит кадры, транслирует
научные открытия, обеспечивающие производственный рывок и т.д.), однако
его влияние всегда выходит за эти рамки. Во-первых, университет играет
важную роль в формировании всесторонне развитой личности. Образование
должно быть «человекоразмерным», а университет – создавать среду,
полностью реализующую антропоцентричный подход. Во-вторых, результаты
научных открытий и образовательной деятельности не могут быть оценены
исключительно
экономическими
категориями.
Безусловно,
положения
теоретической физики или фундаментальной математики применяются в
производственном процессе и способствуют его развитию, но сводить
значимость этих открытий только к влиянию на рост ВВП некорректно.
Одна из ключевых задач университета — поиск истины, получение
знаний посредством исследований и передача их обществу. Знания, научные
открытия и технологические разработки интегрируются в производственный
процесс, становясь «непосредственной производительной силой общества».
«Ключевая особенность современного этапа развития общества состоит в
том, что фундаментальная наука и образование диктуют предпринимателям
направления развития производства». Задачи университета как центральной
институции системы высшего образования всегда шире задач, поставленных
перед ним государством. Роль университета заключается в глубоком изучении
действительности, формировании фундаментального знания и его передаче
поколениям. Результаты деятельности университетов важны для общества в
целом и сложно измеримы в денежном эквиваленте. Поэтому идеология
реформ
высшей
школы
не
должна
базироваться
исключительно
на
экономическом
фундаменте,
законах
целесообразности,
окупаемости,
востребованности, эффективности и результативности высшего образования
в интересах экономики.