Автор: Гапиенко Софья Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Сафу
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие игротехнической компетенции у педагогов с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие игротехнической компетенции у педагогов с детьми дошкольного возраста
Цель: обосновать методические подходы к формированию игротехнической компетенции
педагога в работе со старшими дошкольниками с ограниченными возможностями
здоровья.
Исследователи неоднократно изучали мнение самих педагогов о том, какими
игротехническими навыками необходимо обладать. В их числе отмечается умение выбрать
игру, которая станет оптимальной для усвоения конкретной темы и выработки именно тех
качеств обучаемого, которые были запланированы. Занятия должны происходить в
обстановке положительного эмоционально фона, дети должны быть поставлены в
ситуацию необходимости осуществления коммуникаций с другими детьми и педагогом.
Педагог должен правильно определить, на каком этапе занятия игра необходима, а на
каком будет лишней, а также тщательно продумать, какой тип игры необходим. В процессе
проведения педагогического общения с детьми необходимо учитывать индивидуальные
психологические особенности каждого ребенка. Педагог должен обладать определенными
методическими навыками, уметь грамотно составлять сценарий игры, разрабатывать
методические указания для других педагогов, желающих освоить его опыт, а также
анализировать проведенное занятие и его воздействие на детей для того, чтобы
использовать полученные данные в дальнейшей работе. Все эти профессиональные
умения педагога должны постоянно совершенствоваться [1]
Если же рассматривать качества, позволяющие судить об игротехнической компетенции
педагога, среди них можно назвать такие как:
знание технологии применения игр для обучения конкретному предмету и
методики их планирования и проведения;
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при распределении
игровых ролей и оказании помощи детям в процессе игры;
умение разработать оптимальные критерии оценки результатов игры [2]
Таким образом, игротехническая компетентность педагога представляет собой его
способность спланировать, организовать, сопроводить и проанализировать игровую
деятельность ребенка с применением актуальных современных знаний в области
игротехники, осуществлением формирования коммуникативных и познавательных умений
ребенка, а также способности анализировать и оценивать собственную игровую
деятельность.
Анализируя особенности традиционной системы обучения, В. А. Сухомлинский отметил,
что основная ее слабость состоит в усредненном подходе к учащимся. К примеру, принята
система дифференциации заданий по сложности в зависимости от уровня
интеллектуального развития ребенка. Наблюдая за детьми с ОВЗ, В. А. Сухомлинский
сделал вывод о том, что для наилучшего развития интеллектуальной и психологической
сферы таких детей, нужно не разрабатывать для них специальные задания пониженной
сложности, а формировать у них мышление и активно заниматься интеллектуальным
развитием таких детей. С этой целью он даже создал сборник задач, предназначенных
специально для детей с отставанием психофизического развития [3]
Игротехнические компетенции педагога в области организации воспитания и обучения
детей с ОВЗ предполагают оптимальный процесс образования, использующий все
необходимые формы и методы педагогического воздействия, а также ресурсы, как
технические, так и человеческие. Воздействие на ребенка с ОВЗ в процессе игры, что
требует овладения специальными профессиональными компетенциями. Различают
определенные аспекты применения игротехнической педагогической компетенции в
отношении детей с ОВЗ. Это коррекционные диагностики, обучающее, воспитательное,
психологическое, профилактическое направления в работе. [5]
Любая среда, организованная для работы с дошкольниками с ОВЗ, должна носить
терапевтический характер воздействия и быть направленной на коррекцию необходимых
сторон личности ребенка. Вообще в работе с дошкольниками с ОВЗ используются
комплексные программы, а не отдельные элементы, вырванные из контекста. Причем идет
сочетание методов и приемов общей педагогики с методами и приемами специфическими,
предназначенными для психокоррекции. Все это необходимо для наибольшего
коррекционного эффекта [6]
Важное значение имеет внешний вид педагога. Он должен быть эстетичным и
аккуратным. Определенные требования предъявляются и к тем средствам языка, которые
использует педагог. Они должны быть выразительными, грамотными, точными, речь –
образной, живой, доброжелательной.[4]
Таким образом, игровая компетенция педагога очень важна для работы с дошкольниками с
ОВЗ, так как позволяет эффективно решать коррекционные задачи. Также, как и задачи
обучения и воспитания. Образовательный процесс становится более качественным. При
этом педагог должен быть достаточно гибким при реализации игровых действий, всегда
быть готовым изменить игровую позицию, активизировать игру, поддержать
доброжелательный эмоциональный фон и партнерскую позицию в игре и совместной
деятельности с дошкольниками с ОВЗ.
Список использованных источников
1
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
[Текст] / Г.К. Селевко.
2
Толстоносова, Р.В. Значение игровой деятельности для детей с
ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Р.В. Толстоносова //
Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч.
конф. (г. Казань, май 2019 г.). - Казань: Бук, 2019.
3
Лотова, И.П. Формирование профессионально-игровой компетентности
педагогов ДОО [Текст] / И.П. Лотова // Управление дошкольным
образовательным учреждением. - 2021. - №8.
4
Комарова, И.А. Исследование феномена игровой компетентности будущих
специалистов ДОО [Текст] / Н.Г. Здорикова, И.А. Комарова // Вектор науки
ТГУ. - 2020. - №3 (3).
5
Руденко И.В. Формирование технологической компетентности воспитателей
детского сада в процессе дополнительного профессионального образования
[Текст] / И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова // Балтийский гуманитарный
журнал. - 2019. - № 1 (10).
6
Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.