Напоминание

Развитие игротехнической компетенции у педагогов с детьми дошкольного возраста


Автор: Гапиенко Софья Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Сафу
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие игротехнической компетенции у педагогов с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие игротехнической компетенции у педагогов с детьми дошкольного возраста

Цель: обосновать методические подходы к формированию игротехнической компетенции

педагога в работе со старшими дошкольниками с ограниченными возможностями

здоровья.

Исследователи неоднократно изучали мнение самих педагогов о том, какими

игротехническими навыками необходимо обладать. В их числе отмечается умение выбрать

игру, которая станет оптимальной для усвоения конкретной темы и выработки именно тех

качеств обучаемого, которые были запланированы. Занятия должны происходить в

обстановке положительного эмоционально фона, дети должны быть поставлены в

ситуацию необходимости осуществления коммуникаций с другими детьми и педагогом.

Педагог должен правильно определить, на каком этапе занятия игра необходима, а на

каком будет лишней, а также тщательно продумать, какой тип игры необходим. В процессе

проведения педагогического общения с детьми необходимо учитывать индивидуальные

психологические особенности каждого ребенка. Педагог должен обладать определенными

методическими навыками, уметь грамотно составлять сценарий игры, разрабатывать

методические указания для других педагогов, желающих освоить его опыт, а также

анализировать проведенное занятие и его воздействие на детей для того, чтобы

использовать полученные данные в дальнейшей работе. Все эти профессиональные

умения педагога должны постоянно совершенствоваться [1]

Если же рассматривать качества, позволяющие судить об игротехнической компетенции

педагога, среди них можно назвать такие как:

знание технологии применения игр для обучения конкретному предмету и

методики их планирования и проведения;

учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при распределении

игровых ролей и оказании помощи детям в процессе игры;

умение разработать оптимальные критерии оценки результатов игры [2]

Таким образом, игротехническая компетентность педагога представляет собой его

способность спланировать, организовать, сопроводить и проанализировать игровую

деятельность ребенка с применением актуальных современных знаний в области

игротехники, осуществлением формирования коммуникативных и познавательных умений

ребенка, а также способности анализировать и оценивать собственную игровую

деятельность.

Анализируя особенности традиционной системы обучения, В. А. Сухомлинский отметил,

что основная ее слабость состоит в усредненном подходе к учащимся. К примеру, принята

система дифференциации заданий по сложности в зависимости от уровня

интеллектуального развития ребенка. Наблюдая за детьми с ОВЗ, В. А. Сухомлинский

сделал вывод о том, что для наилучшего развития интеллектуальной и психологической

сферы таких детей, нужно не разрабатывать для них специальные задания пониженной

сложности, а формировать у них мышление и активно заниматься интеллектуальным

развитием таких детей. С этой целью он даже создал сборник задач, предназначенных

специально для детей с отставанием психофизического развития [3]

Игротехнические компетенции педагога в области организации воспитания и обучения

детей с ОВЗ предполагают оптимальный процесс образования, использующий все

необходимые формы и методы педагогического воздействия, а также ресурсы, как

технические, так и человеческие. Воздействие на ребенка с ОВЗ в процессе игры, что

требует овладения специальными профессиональными компетенциями. Различают

определенные аспекты применения игротехнической педагогической компетенции в

отношении детей с ОВЗ. Это коррекционные диагностики, обучающее, воспитательное,

психологическое, профилактическое направления в работе. [5]

Любая среда, организованная для работы с дошкольниками с ОВЗ, должна носить

терапевтический характер воздействия и быть направленной на коррекцию необходимых

сторон личности ребенка. Вообще в работе с дошкольниками с ОВЗ используются

комплексные программы, а не отдельные элементы, вырванные из контекста. Причем идет

сочетание методов и приемов общей педагогики с методами и приемами специфическими,

предназначенными для психокоррекции. Все это необходимо для наибольшего

коррекционного эффекта [6]

Важное значение имеет внешний вид педагога. Он должен быть эстетичным и

аккуратным. Определенные требования предъявляются и к тем средствам языка, которые

использует педагог. Они должны быть выразительными, грамотными, точными, речь –

образной, живой, доброжелательной.[4]

Таким образом, игровая компетенция педагога очень важна для работы с дошкольниками с

ОВЗ, так как позволяет эффективно решать коррекционные задачи. Также, как и задачи

обучения и воспитания. Образовательный процесс становится более качественным. При

этом педагог должен быть достаточно гибким при реализации игровых действий, всегда

быть готовым изменить игровую позицию, активизировать игру, поддержать

доброжелательный эмоциональный фон и партнерскую позицию в игре и совместной

деятельности с дошкольниками с ОВЗ.

Список использованных источников

1

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие

[Текст] / Г.К. Селевко.

2

Толстоносова, Р.В. Значение игровой деятельности для детей с

ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Р.В. Толстоносова //

Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч.

конф. (г. Казань, май 2019 г.). - Казань: Бук, 2019.

3

Лотова, И.П. Формирование профессионально-игровой компетентности

педагогов ДОО [Текст] / И.П. Лотова // Управление дошкольным

образовательным учреждением. - 2021. - №8.

4

Комарова, И.А. Исследование феномена игровой компетентности будущих

специалистов ДОО [Текст] / Н.Г. Здорикова, И.А. Комарова // Вектор науки

ТГУ. - 2020. - №3 (3).

5

Руденко И.В. Формирование технологической компетентности воспитателей

детского сада в процессе дополнительного профессионального образования

[Текст] / И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова // Балтийский гуманитарный

журнал. - 2019. - № 1 (10).

6

Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.



В раздел образования