Напоминание

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста


Автор: Корженевская Наталия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 947
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Современные требования к качеству образования актуализируют

проблему

раннего

формирования

читательской

грамотности

как

ключевой

компетенции

личности.

В

дошкольной

педагогике

под

читательской грамотностью понимается не только технический навык

чтения, но и комплекс способностей: понимание текста, интерпретация,

критическое осмысление и использование информации в жизненных

ситуациях.

Дошкольный

возраст

является

сензитивным

периодом

для

развития предпосылок читательской грамотности, которые включают:

фонематический слух

словарный запас

понимание текстовой информации

познавательный интерес к книгам

В

статье

рассматриваются

психолого-педагогические

основы

формирования

этих

предпосылок,

анализируются

эффективные

методы

работы

и

предлагаются

практические

рекомендации

для

педагогов ДОУ.

Теоретические

основы

формирования

читательской

грамотности

1. Психологические предпосылки

Формирование читательской грамотности опирается на развитие:

Речевых функций (лексика, грамматика, связная речь)

Познавательных процессов (внимание, память, мышление)

Эмоционально-волевой сферы (мотивация, произвольность)

Исследования

Л.С.

Выготского

показали,

что

понимание

письменной речи формируется на основе устной, при этом важную роль

играет "зона ближайшего развития".

2. Возрастные особенности восприятия текста

Для дошкольников характерны:

Наглядно-образное мышление

Эгоцентрическая позиция при интерпретации

Синкретизм восприятия (неразделенность эмоций и анализа)

Преобладание диалогической речи

Эти

особенности

требуют

специального

подхода

к

подбору

литературного материала и методик работы.

Компоненты

читательской

грамотности

в

дошкольном

возрасте

1. Фонологическая осведомленность

Включает:

Различение звуков речи

Способность к звуковому анализу

Фонематический слух

Методы развития:

Игры со звуками ("Хлопни, когда услышишь звук [а]")

Подбор рифмующихся слов

Деление слов на слоги

2. Лексико-грамматическая база

Формируется через:

Обогащение словарного запаса

Освоение грамматических конструкций

Развитие связной речи

Эффективные приемы:

Лексические игры ("Назови ласково")

Составление рассказов по картинкам

Драматизация сказок

3. Понимание текста

Развивается посредством:

Установления последовательности событий

Выделения главной мысли

Прогнозирования развития сюжета

Методические подходы:

Беседа по прочитанному

Составление "карты рассказа"

Моделирование сюжета

4. Мотивационный компонент

Включает:

Интерес к книге

Положительное отношение к чтению

Познавательную активность

Способы формирования:

Создание "уголков чтения"

Встречи с детскими писателями

Проектная деятельность ("Наша книжка")

Методика

работы

по

формированию

читательской

грамотности

1. Этапы работы с книгой

Подготовительный этап:

Рассматривание обложки

Прогнозирование содержания

Активизация словаря

Чтение текста:

Выразительное чтение взрослого

Комментированное чтение

Обсуждение непонятных слов

Анализ произведения:

Беседа по содержанию

Оценка поступков героев

Связь с личным опытом

Творческая интерпретация:

Рисование по мотивам

Инсценировка

Придумывание продолжения

2. Принципы отбора литературных произведений

Соответствие возрасту:

Младшие дошкольники - фольклор, стихи, короткие рассказы

Старшие дошкольники - сказки, познавательные тексты

Культурная ценность:

Классика детской литературы

Произведения разных народов

Дидактическая направленность:

Нравственное воспитание

Познавательное развитие

Современные

технологии

формирования

читательской

грамотности

1. Интерактивное чтение

Характеризуется:

Диалогической формой

Активным участием ребенка

Связью с практическим опытом

Техники:

"Чтение с остановками"

"Вопросы разных уровней"

"Мысли вслух"

2. Визуализация текста

Использование:

Ментальных карт

Последовательных картинок

Схем-подсказок

3. Проектная деятельность

Примеры проектов:

"Книга нашей группы"

"Путешествие по сказкам"

"Детский книжный клуб"

Роль семьи в развитии читательской грамотности

Эффективные стратегии семейного чтения:

Регулярность (ежедневное чтение)

Ритуализация (особое время и место)

Эмоциональная включенность взрослого

Обсуждение прочитанного

Личный пример родителей

Диагностика сформированности предпосылок читательской

грамотности

Критерии оценки:

Интерес к книгам (частота обращения, длительность)

Умение работать с текстом (понимание, пересказ)

Развитость речевых навыков (словарь, грамматика)

Креативное восприятие (интерпретация, фантазирование)

Методы диагностики:

Наблюдение

Беседы

Дидактические игры

Анализ продуктов деятельности

Заключение

Формирование

предпосылок

читательской

грамотности

в

дошкольном

возрасте

представляет

собой

системную

работу,

включающую

развитие

речевых,

когнитивных

и

мотивационных

компонентов. Эффективность этой работы зависит от:

Грамотного подбора литературного материала

Использования интерактивных методов

Создания развивающей среды

Взаимодействия с семьей

Перспективными направлениями исследований в данной области

являются:

Разработка цифровых инструментов поддержки чтения

Изучение влияния билингвизма на формирование читательской

грамотности

Создание диагностических комплексов для оценки предпосылок

чтения

Практическая

значимость

работы

заключается

в

том,

что

сформированные в дошкольном возрасте предпосылки читательской

грамотности становятся основой для успешного обучения в школе и

непрерывного самообразования в течение всей жизни.



В раздел образования