Авторы: Шарбан Татьяна Михайловна, Свяжина Ольга Валерьевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Крепыш"
Населённый пункт: Реж, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитии речи детей младшего дошкольного возраста средствами "Мягкой педагогики"
Раздел: дошкольное образование
Развитии речи детей младшего дошкольного возраста средствами «Мягкой
педагогики»
В эпоху развития информационных технологий, детям не хватает практического
опыта с различными предметами, не хватает качественных полезных игрушек.
Мягкие игрушки всегда пользовались популярностью не только у детей, но и у
взрослых.
«Мягкая педагогика» – это, прежде всего, открытый стиль педагогической
коммуникации. То есть доброжелательный контакт с воспитанниками, проявление
доверия и уважения к ним. Методика развития детей с использованием сенсорно -
тактильных пособий из разных текстильных материалов, автором которой является
Татьяна Дмитриевна Фицнер.
Методика включает в себя технологии:
«Пальчиковый фитнес»
«Шифоновая радуга»
«Текстильные карандаши»
«Плюшевая физкультура» (мячи, скакалки)
«Мантия-невидимка» (мягкие вязаные пледы, одеяла)
Представленные пособия
соответствует
задачам
и
принципам
ФГОС
дошкольного образования, которые решаются:
на занятиях,
в режимных моментах,
в совместной деятельности детей с педагогом,
в самостоятельной деятельности детей.
Пластичность материалов таких игрушек, дает возможность для развития у
малышей:
Психических процессов - воображения, внимания, памяти, мышления
Моторной ловкости пальцев и кистей рук; координации движения рук,
глазомера
Математических представлений о цвете, форме, величине, а также счетных
умений
Творческой активности и фантазии
Речи и коммуникативных навыков
Пальчиковый фитнес
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что
уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук
является
важнейшим
фактором,
стимулирующим
речевое
развитие
ребенка,
способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к
письму
и,
что
и
не
менее
важно,
мощным
средством,
повышающим
работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления
ребенка.
Пособие Мнушки — это мягкие тактильные тренажеры, разработанные для
развития мелкой моторики и снятия напряжения у детей. Они идеально подходят для
тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции и расслаблении. Эти
тренажеры изготовлены из безопасных гипоаллергенных материалов, которые легко
сжимать, кидать, мять и тянуть, что помогает не только улучшить координацию
движений, но и снять стресс.
Шифоновая радуга и текстильные карандаши
Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной речи. При
нормальном речевом развитии ребенка 5-6 лет основными характеристиками речи
являются: последовательность и целостность высказывания, плавность и языковое
оформление изложения, соответствие ситуации и полнота.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание
носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события,
предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. В связи с этим
необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи и
прежде всего - наглядность. В этом педагогам помогают опорные картинки. А если
такая картинка создана руками ребенка, да еще и тактильно приятными материалами,
то процесс пересказа становится вдвойне эффективным. В разы вырастает мотивация к
самостоятельному высказыванию.
Рисуя, дети могут придумывать свои сказки,
развивать фантазию и при этом наслаждаться творческим процессом.
Плюшевые мячи
Игры по типу «сьедобное – несьедобное» для развития грамматического строя
речи.
Я знаю пять названий фруктов …….
Скажи наоборот: Жарко - , тихо - , большой - , веселый - ,
Назови ласково: Яблоко - , стол - , дерево -, заяц -, солнце –
Давай считать ……
В
дополнение
к
данным
технологиям,
необходимо
добавить
разнообразные виды мягкой театрализации. Фетровый театр на липучках,
вязаные герои сказок для пальчикового и классического театра.
Применение
технологий
«Мягкой
педагогики»
оказывает
положительное
влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, памяти и мышления.
Наблюдается значительное повышение коммуникативных навыков и адаптации в
социуме.
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю
Сверху левой, снизу правой
Я мячи сжимаю – браво
Я мячем круги катаю,
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну
Аист аист длинноногий,
Покажи домой дорогу
Топни правою ногой
Топни левою ногой
……
Вот тогда придешь домой