Напоминание

Интеллект-карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Васильева Лариса Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 947
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Интеллект-карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Современные образовательные технологии активно внедряются в

дошкольную педагогику, что обусловлено необходимостью развития

когнитивных способностей детей в условиях возрастающих требований

к начальному образованию. Одним из эффективных инструментов,

способствующих

структурированию

информации

и

развитию

мышления, являются интеллект-карты (mind maps). Их применение в

работе с детьми старшего дошкольного возраста открывает новые

возможности для формирования системного мышления, улучшения

памяти и стимулирования познавательной активности.

Данная

статья

посвящена

анализу возможностей

использования

интеллект-карт в дошкольном образовании, их влиянию на развитие

когнитивных процессов, а также практическим аспектам внедрения этой

методики в работу педагогов и психологов.

Теоретические основы интеллект-карт

Интеллект-карта

это

графический

способ

представления

информации, в котором ключевая идея располагается в центре, а

связанные с ней понятия ветвятся в виде радиальной структуры. Метод

был

разработан

Тони

Бьюзеном

в

1970-х

годах

и

изначально

применялся для улучшения запоминания и организации мышления у

взрослых. Однако адаптация этой технологии для детей дошкольного

возраста требует учёта их психологических особенностей.

Старший дошкольный возраст (5–7 лет) характеризуется активным

развитием

наглядно-образного

мышления,

увеличением

объёма

памяти и способности к логическим операциям. В этот период дети

учатся

устанавливать

причинно-следственные

связи,

классифицировать

объекты

и

выстраивать

последовательности.

Интеллект-карты, благодаря своей визуальной природе, соответствуют

особенностям

восприятия

дошкольников

и

помогают

им

структурировать знания в доступной форме.

Преимущества

использования

интеллект-карт

в

дошкольном

образовании

Применение

интеллект-карт

в

работе

с

детьми

старшего

дошкольного возраста обладает рядом преимуществ:

1. Развитие системного мышления – ребёнок учится видеть связи

между понятиями, что способствует формированию целостного

восприятия информации.

2. Стимулирование

познавательной

активности

процесс

создания

карты

вовлекает

детей

в

активную

мыслительную

деятельность, повышая мотивацию к обучению.

3. Улучшение памяти – визуальные образы и ассоциации помогают

лучше запоминать материал.

4. Развитие речи – составление карты требует формулирования

мыслей, что способствует обогащению словарного запаса.

5. Гибкость и творческий подход – дети могут дополнять карты

рисунками и символами, что развивает воображение.

Методика работы с интеллект-картами в старшем дошкольном

возрасте

Для

эффективного

использования

интеллект-карт

необходимо

учитывать возрастные особенности детей и постепенно усложнять

задания.

1. Знакомство с методом

На

начальном

этапе

важно

познакомить

детей

с

принципами

построения интеллект-карт.

Лучше

всего начинать

с

простых тем,

близких ребёнку, например:

«Моя семья» (центральный образ – дом, ветви – члены семьи, их

увлечения);

«Времена года» (центральный образ – солнце, ветви – признаки

каждого сезона);

«Животные»

(центральный

образ

лес,

ветви

дикие

и

домашние животные).

Педагог

демонстрирует

готовую

карту,

объясняя,

как

связаны

элементы между собой. Затем дети совместно с взрослым создают

аналогичную карту, используя картинки и короткие подписи.

2. Совместное составление карт

После

знакомства

с

методом

дети

участвуют

в

коллективном

создании

интеллект-карт.

Педагог

задаёт

тему,

а

дошкольники

предлагают

идеи

для

ветвей.

Например,

при

изучении

темы

«Транспорт» дети могут назвать виды транспорта (воздушный, водный,

наземный), а затем детализировать каждый из них.

Такой подход развивает навыки сотрудничества, умение слушать

друг друга и аргументировать свои предложения.

3. Самостоятельное создание карт

На заключительном этапе дети пробуют составлять интеллект-карты

самостоятельно. Для этого можно использовать:

Шаблоны – заранее подготовленные заготовки с центральным

образом и пустыми ветвями;

Рисование – дети создают карты от руки, используя цветные

карандаши и фломастеры;

Аппликации

вырезание

и

наклеивание

картинок

для

визуализации понятий.

Важно поощрять творческий подход, позволяя ребёнку выбирать

цвета и символы, которые ему понятны.

Практические рекомендации для педагогов

Чтобы

применение

интеллект-карт

было

эффективным,

следует

учитывать следующие аспекты:

Дозированность

продолжительность

работы

с

картами

не

должна превышать 10–15 минут, чтобы не утомлять детей;

Наглядность

использование

ярких

цветов

и

простых

изображений повышает вовлечённость;

Постепенное усложнение – от простых тем к более сложным

(например, от «Овощи и фрукты» к «Здоровому питанию»);

Интеграция

в

другие

виды

деятельности

карты

можно

использовать в storytelling (составление историй), закреплении

лексики, планировании режима дня.

Заключение

Интеллект-карты

представляют

собой

эффективный

инструмент

развития

когнитивных

и

речевых

навыков

у

детей

старшего

дошкольного возраста. Их использование способствует формированию

системного

мышления,

улучшает

запоминание

информации

и

стимулирует познавательную активность.

Внедрение данной методики в образовательный процесс требует от

педагога понимания возрастных особенностей дошкольников, а также

творческого подхода к подаче материала. При грамотном применении

интеллект-карты

становятся

не

только

средством

обучения,

но

и

способом развития самостоятельности и креативности у детей, что

особенно важно при подготовке к школе.



В раздел образования