Автор: Низамов Владислав Сергеевич
Должность: магистрант направления "инновации в образовании"
Учебное заведение: КГУ им. Циолковского
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Научная статья
Тема: Технологии и методы поликультурного воспитания в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
Низамов Владислав Сергеевич магистрант, Калужский
государственный университет имени К. Э. Циолковского, г. Калуга, Россия;
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями, МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №8 им. А. А. Матюшина» г. Калуги
Технологии и методы поликультурного воспитания в
дополнительном образовании
Аннотация. В статье рассматриваются возможности дополнительного
образования как эффективной среды для поликультурного воспитания.
Особое внимание уделяется потенциалу танцевального и театрального
искусства в формировании у детей и подростков уважения к культурному
многообразию,
развитию
толерантности
и
эмпатии.
Представлены
конкретные
технологии
и
методы,
апробированные
в
практике
дополнительного
образования,
направленные
на
интеграцию
поликультурного компонента в образовательный процесс.
Ключевые
слова: поликультурное
воспитание,
дополнительное
образование, культурное разнообразие, технологии, методы, толерантность,
межкультурная коммуникация.
Введение
В условиях растущей миграции и глобализации нынешнего общества
проблема поликультурного воспитания приобретает особую актуальность.
Современное общество характеризуется многообразием культур, традиций и
ценностей, что требует от системы образования подготовки личности,
способной к конструктивному диалогу и сотрудничеству с представителями
различных культурных групп. Поликультурное воспитание становится
краеугольным камнем современной дополнительной образовательной среды,
направленной на развитие межкультурной компетентности, толерантности и
уважения
к
культурному
многообразию
общества.
Дополнительное
образование выступает важной площадкой для реализации этих целей,
дополняя основной образовательный процесс и расширяя возможности
социализации детей и молодежи.
В силу своей гибкости и ориентированности на индивидуальные
интересы
обучающихся,
дополнительное
образование
предоставляет
уникальные
возможности
для
реализации
задач
поликультурного
воспитания. В отличие от формального образования, дополнительное
образование позволяет использовать интерактивные методы, творческие
подходы и неформальную обстановку, что способствует более глубокому и
осознанному усвоению поликультурных ценностей.
В данной статье затронуто исследование технологий и методов
поликультурного воспитания в дополнительном образовании на примере
танцевального и театрального искусства. Выбор данных направлений
обусловлен их высокой эмоциональной и эстетической привлекательностью
для детей и подростков, а также их способностью к непосредственному
погружению в культуру через движение, звук и образ.
Теоретические основы поликультурного воспитания в
дополнительном образовании
Поликультурное
воспитание
–
это
целенаправленный
процесс
формирования у личности готовности и способности к пониманию,
уважению и принятию культурного многообразия мира, а также к
конструктивному взаимодействию с представителями различных культурных
групп.
В контексте дополнительного образования поликультурное воспитание
предполагает:
Ознакомление с
культурой
различных
народов,
их
историей,
традициями, искусством.
Формирование позитивного
отношения
к
культурным
различиям,
уважения к ценностям других культур.
Развитие навыков межкультурной коммуникации и сотрудничества.
Воспитание толерантности,
эмпатии
и
чувства
социальной
ответственности.
Важным аспектом поликультурного воспитания является создание
условий для самоидентификации личности, осознания своей культурной
принадлежности и гордости за свою культуру. Только на этой основе
возможно формирование подлинного уважения к другим культурам.
Методология поликультурного образования опирается на несколько
ключевых
парадигм,
определяющих
цели,
содержание
и
методы
педагогической деятельности в контексте культурного многообразия.
Одной из доминирующих парадигм является парадигма культурного
плюрализма. Она акцентирует внимание на признании и уважении различий
между культурными группами, формировании толерантного отношения к
иным культурным ценностям и моделям поведения.
Вторая важная парадигма – парадигма ассимиляции. Хотя она и
подвергается
критике
за
потенциальное
нивелирование
культурной
идентичности меньшинств, ее сторонники утверждают, что успешная
интеграция в общество требует усвоения доминирующей культуры и отказа
от некоторых аспектов родной культуры. Однако, в контексте современной
педагогики, данный подход рассматривается как устаревший и недостаточно
эффективный в долгосрочной перспективе.
Третья парадигма – парадигма социальной справедливости. Она
направлена на критический анализ социальных и политических структур,
воспроизводящих неравенство и дискриминацию. Критическая педагогика
рассматривается как инструмент для развития у учащихся критического
мышления и способности к активному участию в изменении несправедливых
социальных условий.
Возможности
танцевального
и
театрального
искусства
в
поликультурном воспитании.
Танцевальное и театральное искусство обладают мощным потенциалом
для поликультурного воспитания. Они позволяют:
Познакомиться с культурой различных народов через движения,
музыку, костюмы, обряды. Пережить эмоциональный опыт, связанный с
другой
культурой,
почувствовать
ее
красоту
и
уникальность.
Развить эмпатию
и
понимание
чувств
других
людей.
Выразить себя
творчески,
используя
язык
танца
и
театра.
Преодолеть языковые
и
культурные барьеры. Танцевальное искусство, представленное народными
танцами разных стран, является богатейшим источником информации о
культуре и традициях народов мира. Театральное искусство, в свою очередь,
позволяет моделировать различные социальные ситуации и примерять на
себя роли представителей разных культурных групп, что способствует
развитию эмпатии и пониманию.
Основная
цель
поликультурного
воспитания
в
дополнительном
образовании — создание условий для формирования личностных качеств и
компетенций, обеспечивающих успешное межкультурное взаимодействие.
К задачам относятся:
1. Ознакомление обучающихся с культурой, традициями и историей
различных
этнических
групп.
2.
Развитие
навыков
конструктивного
межкультурного общения. 3. Формирование ценностных ориентиров в духе
уважения, взаимопонимания и толерантности. 4. Воспитание позитивной
гражданской
идентичности
в
поликультурном
мире.
5.
Привлечение
родителей и общественных организаций к воспитательному процессу.
Согласно исследованиям Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой (2008),
поликультурное
воспитание
способствует
формированию
позитивной
этнической идентичности и снижению уровня ксенофобии у молодежи.
Применение
технологий
поликультурного
воспитания
в
дополнительном образовании позволяет создать благоприятную среду для
развития
личности,
способной
успешно
адаптироваться
к
жизни
в
мультикультурном обществе и вносить вклад в укрепление межкультурного
диалога
.
Методические особенности реализации поликультурного воспитания
Для
успешной
реализации
поликультурного
воспитания
в
дополнительном образовании рекомендуется:
1) интегрировать поликультурные темы в содержание программ и
курсов. 2) Обеспечить мультикультурность учебных материалов, включая
разные языки и культурные контексты. 3) Создавать инклюзивную среду,
учитывающую культурные особенности обучающихся. 4) Привлекать к
реализации программы экспертов, представителей национальных диаспор и
родителей. 5) Использовать системный подход с постоянной обратной
связью и анализом эффективности.
В изучении и практики одни из более эффективных являются
следующие:
Одной
из
важных
методик
в
современном
дополнительном
образовании является методика творческого импровизационного анализа.
Она позволяет обучающимся через свободное движение выражать свое
видение и эмоциональное восприятие культуры, стимулируя личностное
осмысление
и
межкультурный
диалог.
Импровизация
сопровождается
обсуждением
культурных
символов
и
значений,
задействованных
в
хореографии театрализованных действий.
Следующим из ключевых методов является теоретическое изучение
культурного наследия. Этот метод предполагает знакомство с историей,
традициями, искусством и литературой различных культурных групп.
Так же важным методом является диалог культур. Этот метод
предполагает
организацию
дискуссий,
круглых
столов
и
других
интерактивных мероприятий, в ходе которых участники могут обмениваться
мнениями,
делиться
опытом
и
узнавать
о
различных
культурных
перспективах. По мимо этого важно осуществлять организацию совместных
проектов и мероприятий, в которых участвуют представители различных
культурных групп
Технологии поликультурного воспитания
Интерактивность:
1)
Использование
мультимедий
в
качестве
прямого
визуала,
возможность
детально
в
красках
рассмотреть,
послушать,
изучить
конкретные культуры и традиции. 2) Организация дискуссий и дебатов на
темы, связанные с культурным многообразием. Обсуждение выбора пьес,
включения героев в постановку их характеры как основу поликультурной
наполненности действий. 3) Участие в виртуальных экскурсиях по музеям,
этнографическим комплексам; 4) Применение языковых приложений для
изучения базовой лексики разных народов. 5) Использование эклектики для
создания дуальных форм изучения материала и работы в неформатных
ситуациях.
Технология сетевого взаимодействия
Сетевые и дистанционные формы обучения позволяют расширить
пространство поликультурного взаимодействия: 1) Участие в онлайн-
проектах и форумах, посвященных межкультурной тематике. 2) Обмен
опытом между обучающимися из разных регионов и стран. 3) Совместная
разработка культурных продуктов в виртуальной среде. 4) Создание
коллаборативных
танцевальных
и
театральных
проектов
с
участием
представителей разных культурных групп.
Проектная деятельность:
1) Исследовательские проекты, посвященные изучению культуры
различных народов (например, "Культура Японии в танце", "Театр теней
Индонезии").
2)
Создание
мультимедийных
проектов
(например,
"Виртуальный тур по музеям мира"). 3) Организация фестивалей и
конкурсов, посвященных культуре различных народов.
Игровые технологии:
1)
Использование
ролевых
игр
для
моделирования
ситуаций
межкультурного взаимодействия. 2) Организация интерактивных викторин и
квестов, посвященных культуре различных народов. 3) Использование
настольных и компьютерных игр, знакомящих с культурой различных
народов.
Пример реализации: в рамках театральной студии можно реализовать
постановку пьесы, основанной на сказках разных народов. Каждый акт
может представлять сказку одной из культур (например, русской, японской,
африканской). При этом актеры могут изучать особенности речи, жестов,
костюмов и традиций каждой культуры. В конце спектакля можно
организовать дискуссию о том, что общего и различного в этих сказках, и
какие ценности они несут.
Педагогическая значимость
Несмотря на применение методов и технологий, ключевую роль играет
педагог, который отвечает за реализацию поликультурного воспитания.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими
компетенциями:
1) Высокая межкультурная компетентность. 2) Умение использовать
современные технологические и методические инструменты. 3) Способность
создавать открытый и уважительный диалог в группе. 4) Инициативность в
организации совместной деятельности с участием разных культурных
сообществ.
Педагог выступает фасилитатором межкультурного взаимодействия,
поддерживает развитие мотивации и инициативности обучающихся.
Заключение
Поликультурное
воспитание
является
неотъемлемой
частью
современного
образовательного
процесса.
Система
дополнительного
образования, обладая гибкостью и ориентированностью на индивидуальные
потребности
обучающихся,
играет
важную
роль
в
формировании
поликультурной компетентности. Развитие поликультурного воспитания
требует комплексного подхода, включающего разработку инновационных
образовательных программ, использование информационных технологий,
развитие международного сотрудничества и повышение квалификации
педагогических кадров. Танцевальные и театральные студии в системе
дополнительного
образования
представляют
собой
эффективные
инструменты реализации поликультурного воспитания, способствующие
развитию творческого потенциала и социальной адаптации обучающихся.
Современные методы и технологии — от начального освоения традиционных
аспектов до ролевых игр и проектной деятельности — создают условия для
формирования
устойчивых
ценностей
толерантности
и
уважения
к
культурному многообразию. Интеграция танцевальных и театральных
практик открывает широкие перспективы для развития поликультурного
образовательного пространства в дополнительном образовании.
Список литературы
1.
Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. – 1996. –
№ 6.
2.
Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. –
М., 2002.
3.
Караковский В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.
4.
Дмитриев
Г.Д.
Многокультурное
образование.
–
М.:
Народное
образование, 1999. – 208 с.
5.
Макаев
В.В.,
Малькова
З.А.,
Супрунова
Л.Л.
Поликультурное
образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика.
– 1999. – № 4. – С. 3-10.
6.
Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической
аксиологии. – М.: Республика, 1994.
7.
Солдатова
Г.У.,
Шайгерова
Л.А.
Психология
межэтнической
напряженности. М.: Смысл, 2008
8.
Кудрявцева,Е.Л. Инновации в сфере поликультурного образования:
инструменты и технологии (презентация) [Электронный ресурс] /
Е.Л. Кудрявцева/Федеральный институт развития образования. –
Москва, 2016.
9.
Хакимов,Э.Р. Проблемы и перспективы развития поликультурного
образования / Э.Р. Хакимов / Образование и межнациональные
отношения. Education and Interethnic Relations – IEIR 2012 / под. ред.
Э.Р.
Хакимова.
–
Ч.1.
–Ижевск:
Издательство
«Удмуртский
университет», 2012 –С. 19-23.