Напоминание

"Что изменилось в работе дошкольного образовательного учреждения с введением ФОП ДО"


Автор: Долгополова Алла Фёдоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №15 "Веселый улей"
Населённый пункт: ст. Старопавловская
Наименование материала: статья
Тема: "Что изменилось в работе дошкольного образовательного учреждения с введением ФОП ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально -

личностного развития воспитанников № 15 Веселый улей» станицы

Старопавловской

«Что изменилось в работе дошкольного образовательного учреждения с

введением ФОП ДО»

Составила:

Долгополова А.Ф.

старший воспитатель МКДОУ

«Детский сад №15 «Веселый улей»

ст. Старопавловской

2025г.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Основная часть………………………………………………………………3

2.1. Основные новшества, которые внесли авторы программы……………3

2.2. Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО…………………………..4

3. Заключение…………………………………………………………………..5

4. Используемая литература…………………………………………………...5

2

1. Введение.

С

1

сентября

2023

года

детские

сады

начали работать по

новой

Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Аббревиатура - ФОП

ДО.

Главная цель федеральной программы дошкольного образования - разностороннее

развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В

основе

должны

лежать

духовно-нравственные

ценности

российского

народа,

исторические и национально-культурные традиции.

Сегодня актуальны парциальные программы, так как ФГОС ДО сохранил возможность

формирования вариативной части образовательной программы: не менее 60% должно

быть взято из Федеральной образовательной программы, и не более 40% можно

формировать

по

своему

усмотрению.

Детские

сады

могут

ориентироваться

на

собственные

запросы,

приоритетные

направления,

специфику

национальных,

региональных и других условий.

Это

дало

толчок

к появлению 44 авторских

программ

дошкольного

образования. Среди самых популярных — «Детский сад по системе Монтессори»,

«Золотой ключик», «Истоки».

ФОП ДО сохранила такую возможность: 60% должно быть взято из Федеральной

образовательной

программы,

оставшиеся

40%

можно

формировать

по своему

усмотрению. Так детские сады могут ориентироваться на специфику национальных,

региональных

и других

условий.

При этом

авторская

часть

программы должна

соответствовать ФОП ДО по содержанию и планируемым результатам.

Новая

программа

во многом

дублирует

ФГОС.

Но содержательный

раздел

существенно расширился — он уточняет ключевые подходы в дошкольном образовании

и целевые ориентиры развития для каждого возраста.

2. Основная часть.

2.1. Основные новшества, которые внесли авторы программы.

Заменили

возрастные

группы

на этапы

по году

рождения. Во ФГОС

были

прописаны нормативы для возрастных групп: младенческий возраст — с двух месяцев

до года, ранний — с года до трех, дошкольный — с трех до семи лет. Новая программа

предлагает нормативы для каждого дошкольного возраста — год, два, три, четыре и так

далее, до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее адаптировать

образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики.

Расширили

и конкретизировали

нормативы

и требования

для каждого

возраста. Речь о пяти образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-

коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы указаны

задачи и методы педагогической диагностики, нормативы и результаты работы.

Добавили список литературы, музыки и мультфильмов,

которые рекомендуется

смотреть и обсуждать с детьми. Для самых маленьких разработчики документа советуют

малые формы русского фольклора, русские народные сказки, детскую поэзию и прозу.

Это помогает детям погрузиться в мир культуры и истории России, развивать кругозор.

3

Для дошколят пяти-семи лет в списках анимационных произведений есть как

старые

мультфильмы —

«Мешок

яблок»,

«Крошка

Енот»,

«Маугли»,

так и современные — например, режиссера Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка

Поньо

на утесе».

А еще

мультсериалы

«Смешарики»,

«Фиксики»,

«Монсики»,

«Оранжевая корова» и другие.

Дали

перечень

основных

государственных

и народных

праздников,

которые рекомендуется

включать

в план

воспитательной

работы. Наряду

с Днем

защитника Отечества, Днем Победы и Днем государственного флага РФ дошкольников

будут знакомить со следующими праздниками: День российского кино, Международный

день художника, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск

в Сталинградской битве.

Воспитатели должны рассказывать детям об истории этих праздников и объяснять,

кому или чему они посвящены, проводить тематические мероприятия. Например, перед

Днем Победы дети могут делать из бумаги белых голубей, разучивать военные песни,

встречаться с ветеранами.

Прописали

требования

к работе

с особыми

категориями

детей. Программа предусматривает

поддержку

детей

с особыми

образовательными

потребностями через индивидуальные и групповые занятия, развитие навыков и создание

инклюзивной

среды.

Коррекционно-развивающая

работа

направлена

на ребят,

обучающихся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения,

а также детей мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка.

Указали

требования

к образовательному

процессу

и режиму

дня. Речь

о продолжительности занятий,

сна, прогулок, свободной игры и даже о перерывах

на гимнастику, а также о дневной суммарной образовательной нагрузке.

2.2. Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО

У новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сначала

перечислю плюсы:

общий

стандарт

для всех

детских

садов.

У дошколят

будет

равный

доступ

к качественному образованию независимо от места проживания;

нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей

когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые

облегчат переход в начальную школу;

Инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит

им равные с другими детьми возможности для образования и развития;

сотрудничество

с родителями.

ФОП ДО акцентирует

внимание

на взаимодействии

с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.

Минусов, по ощущениям, больше. Вот они:

повышенная нагрузка. Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс

и переутомление у детей;

оценка достижений. Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда

соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые

ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;

затраты

на реализацию.

Чтобы

новая

программа

успешно

заработала,

детским

учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ

4

к образовательным

ресурсам.

Учитывая

разное

оснащение

садов,

на это

может

понадобиться весомое дополнительное финансирование;

переобучение педагогов. Внедрение новых образовательных методов может потребовать

переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников

детсадов;

перегруженная программа мероприятий. ФОП ДО предусматривает более 40 праздников

в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку

на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;

уменьшение времени на игры. Некоторые эксперты считают,

что ФОП ДО слишком

сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей

будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.

3. Заключение

Что в итоге

С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной

образовательной программе дошкольных учреждений — ФОП ДО.

ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных

новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к

определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития.

Кроме

того,

норматив

включает

перечень

рекомендуемой

литературы,

музыки,

мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.

Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к

качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие

ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более

полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.

5



В раздел образования