Автор: Андреева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Метапредметный урок"
Раздел: начальное образование
Метапредметный урок
Сегодня общество как никогда нуждается в образованных мобильных людях,
чувствующих ответственность за судьбу страны; способных подвергать анализу свои
действия
и
общую
ситуацию;
готовых
самостоятельно
принимать
решения
и
прогнозировать возможные последствия; желающих сотрудничать друг с другом.
Стандарт третьего
поколения, помимо предметных, ориентирует на достижение
личностных и метапредметных результатов. Результаты образования, цель которого
состоит в том, чтобы передать от учителя к ученику опыт, накопленный человечеством,
отчуждены
от
учащегося,
поскольку
образовательный
процесс
в
этом
случае
монологичен, направлен в одну сторону. Особенности «принимающей» стороны:
личностные цели, смыслы, характер ученика – не принимаются во внимание. Таким
образом, передается не опыт, а информация в готовом виде: факты, правила, дефиниции,
законы и т.д. – то, что не может обеспечить целостного представления о мире.Старый
лозунг «Учись учиться» приобретает современное звучание, поскольку школа призвана
вооружить учащегося не только некоей суммой знаний, но, прежде всего, научить его
самому добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и применять
полученные знания на практике. Именно достижение метапредметных результатов, или,
иными словами, формирование универсальных учебных действий (УУД) призвано решить
эту задачу. Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия
учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию
этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением
метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут
принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных
жизненных ситуациях.
Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им
способов работы со знанием. Метапредметный подход подразумевает промысливание (а
не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной
деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей,
использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е.
повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех
учебных
предметов
обобщенные
способы
деятельности
(например,
сравнение,
схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение
гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса,
так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она
направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием,
схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.
Функции УУД состоят,
во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства
и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
во-вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе
непрерывного
образования,
формирования
«компетентности
к
обновлению
компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих
ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной
мобильности;
в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании
картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Достижение метапредметных результатов, когда учитель, помимо предметных,
ставит метапредметные цели, предъявляет современному уроку определенные
требования:
урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующие
результаты этой работы;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; тема,
цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются учащимися;
учитель
организует
проблемные
и
поисковые
ситуации,
активизирует
деятельность учащихся;
урок должен быть развивающим;
учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение
(т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровьесбережение;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как
профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
Традиционный школьный урок проходит по известному сценарию: учитель вызывает
ученика, который должен рассказать домашнее задание – выученный параграф; затем
ставит оценку и спрашивает следующего школьника. Во второй половине урока учитель
обычно объясняет новую тему и задает домашнее задание.
Новые же стандарты предполагают совершенно иной план работы. Акцент делается не на
получение отвлеченных от жизни знаний, а на необходимости познания окружающего
мира, подготовке ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработке умения
находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни. Сейчас наиболее
часто используется объяснительно-иллюстративный метод работы: учитель, стоя перед
классом, объясняет тему, после чего проводит выборочный опрос.
Современные же уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Главным должно
стать взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.
Школьник должен стать живым участником образовательного процесса, что сейчас
происходит, к сожалению, не всегда: некоторые дети так и остаются незамеченными в
течение занятия, а степень восприятия ими полученной на уроке информации -
неизвестной.
Работа в группе, если она грамотно организована, очень эффективна: за урок ребенок
может побывать в роли руководителя или консультанта. Поскольку состав групп
постоянно меняется, учащиеся лучше познакомятся друг с другом. Как показывает
практика, общаясь друг с другом, дети раскрепощаются, и это очень важно, ведь встать
перед всем классом и отвечать учителю способен не каждый ребенок.
Идеальный урок – тот, на котором учитель направляет, ненавязчиво корректирует работу
учащихся, так что у них создается ощущение, что они ведут урок сами.
Основные типы уроков остаются прежними, однако есть некоторые изменения.
Так, урок изучения нового материала, образовательная цель которого – изучение и
первичное
закрепление
новых
знаний,
расширение
понятийной
базы
учебной
дисциплины. Метапредметная
цель
такого
урока -
формирование
у
учащихся
способностей к самостоятельному построению новых способов действия.
Образовательная цель урока закрепления знаний – выработка умений по применению
знаний.
Метапредметная
цель -
формирование
у
учащихся
способностей
к
самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок.
Урок обобщения и систематизации знаний. Образовательная цель такого урока –
обобщение единичных знаний в систему. Метапредметная цель: формирование у
учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного
содержания изучаемой дисциплины.
Наконец, урок контроля, оценки и коррекции знаний. Имеет образовательную цель –
контроль
и
самоконтроль
уровня
усвоения
изученных
понятий
и
способов
деятельности. Метапредметная
цель такого
урока
-
формирование
у
учащихся
способностей к осуществлению контрольной функции.
Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально
новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс
должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности
учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок развивается
только
при
активном
восприятии
учебного
материала,
пассивный
подход
малоэффективен. Именно собственное действие может стать основой формирования
будущей самостоятельности ребенка. Таким образом, образовательная задача состоит в
создании условий, провоцирующих детское действие.