Напоминание

Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС


Автор: Соболева Наталья Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 34 им. Н.К. Божененко
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Системно-деятельностный подход

на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС

Автор: учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №34

Соболева Н.Л.

Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились

запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии.

Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и

повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды

на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Поэтому учителю важно найти на

уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а

мотивировать его к учёбе.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника

фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться

всю жизнь. Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения.

Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в

самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

Применение деятельностного подхода на уроке истории начинается с этапа

целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не

сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но

определяют то, чему должны научиться школьники. Например, “составлять описание,

характеристику (событий, явлений), “сравнивать…”.

На каждом этапе я стремлюсь развивать мыслительную деятельность учащихся,

заложить основы для формирования ключевых компетенций. Попадая в проблемную

ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий

и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей

гипотезы, отстоять свою точку зрения.

На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических

источников, рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок

исторических событий. Традиционный комбинированный урок при деятельностном

подходе в обучении не сводится к формуле “опрос – сообщение учителем новых

знаний – закрепление их учащимися”, а может быть построен как сочетание разных

видов самостоятельной работы школьников.

Например, при изучении темы «Индийские касты», предлагаю

ребятам самостоятельно сравнить права и условия жизни жителей разных каст,

используя материал учебника, исторических документов (Законы Ману), и сделать

выводы о жизни людей в древней Индии. Работая с источником, каждый ученик

самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания. В ходе выступления,

дети заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика.

Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные

точки отсчета, критерии оценок, провести обмен мнениями.

На своих уроках я практикую составление опорных конспектов в виде плана,

схем, рисунков (прочитайте миф и нарисуйте рисунок по его содержанию) и т.д. Это

позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической

последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить

знания и умения практически.

В своей практике, переходя от изученного материала к новой теме,

использую сравнительно-обобщающие таблицы. Например, что общего и каковы

различия в природных условиях Двуречья и Египта. Ребята заполняют таблицу,

используя знания предыдущего и самостоятельно изучая новый материал. Заполнение

сравнительно-обобщающей таблицы, является итогом анализа, сопоставления

сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Одной из форм преподнесения нового материала являются доклады, сообщения,

рефераты. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков

поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме

итоги своих самостоятельных изысканий.

При знакомстве с историческими деятелями, предлагаю ребятам, опираясь на

исторические источники дать аргументированную оценку данной личности.

Работа с исторической картой тоже является одной из форм деятельности

учащихся на уроке истории. Этот вид учебной деятельности позволяет не только

получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии,

явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом

пространстве. Опираясь на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие

условия жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что

добывают.

Предлагаю классу оценить ответ данного ученика, дать на него

рецензию. Это способствует формированию умений объективно высказывать свою

точку зрения, соответствуя определённым критериям учебной деятельности.

Таким образом, резкое возрастание роли познавательной активности учащихся, их

мотивированности к самостоятельной учебной работе, предполагает все более

широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и

ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий

проектов.

На уроках истории я применяю следующие интерактивные методы:

Дискуссии

Ролевые игры

Дебаты

Различные виды групповых работ

Деловые игры

Турниры знатоков

На своих уроках я широко использую игровые элементы. Они позволяют

создать эмоциональный настрой на получение знаний, создать образное представление

о посещаемом месте, получить знания через личное ощущение, научить строить

диалог. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния -

специфического эмоционального отношения субъекта к исторической

действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации

всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их,

расширяет его кругозор. Игры бывают разные: деловая игра, игра-обсуждение, игра-

исследование, ретроспективная игра и т.д.

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с

исторической обстановкой. В ней ученик получает роль только нашего современника

или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста).

В процессе игры-обсуждения воссоздается воображаемая ситуация

современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов и др.). В

своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо

целиком строится на учебном диалоге.

Игра- исследование строится также на воображаемой ситуации современности,

изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на

индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, фрагмент книги,

газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Чаще всего я использую ретроспективную игру, в ходе которой моделируется

ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом.

Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло

быть".

Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время,

почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и

поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Например, экскурсия в пещеру древнего человека (при изучении темы

«Древнейшие люди»5 кл.). Мысленно переносимся в пещеру древних людей,

представляем как в ней холодно и что надо предпринять, чтобы добыть огонь, а затем

его поддержать. Зачитываю по ходу отрывок из книги Д, Эрвильи «Приключение

доисторического мальчика», создавая атмосферу того времени.

На других уроках мы мысленно переносимся на Олимп, в страну пирамид, в

древнегреческий театр, в хижину средневекового крестьянина, на пир феодала;

путешествуем на ярмарку в Шампань, где торговцы из разных стран показывают на

карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях

(проверяю знание карты).

Для выработки умения выделять главное из текста параграфа или

исторического документа, использую игры: 1 - изложи «главное в трёх простых

предложениях»; 2 – в конце урока предлагаю ребятам составить по 3 вопроса к

пройденной теме. Наиболее интересные вопросы оцениваются и становятся

материалом для проверочного контроля на следующем уроке.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу

ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором

даже обыденное становится удивительным. Оно не просто привлекает внимание

«здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного времени.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности учащихся

Основой этого этапа являются подготовка мышления учащихся и осознание ими

потребности к построению нового способа действия. Для этого необходимо, чтобы

учащиеся:

1.

воспроизвели знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа

действия;

2.

активизировали соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.;

3.

попытались выполнить индивидуальные задания, требующие нового способа

действия;

4.

зафиксировали возникшее затруднение.

На этом этапе не ставится прямая задача повторения пройденного материала. Она

является здесь второстепенной. Предлагаются задачи, необходимые только для

построения нового способа действия.

- Что же мы будем делать? (надо подумать)

Важно отметить, что, выполняя пробные действия в системе, учащиеся привыкают к

тому, что затруднении в учении не являются ошибкой, а лишь поводом

скорректировать дальнейшую деятельность. В итоге на данном этапе, который длятся

5-7 минут, учащиеся должны понять, что они не знают, какого знания им не

хватает. (Мы не могли сделать это задание, потому что в истории нет точного ответа

на поставленный вопрос, но мы поняли, что собственную точку зрения можно

сформировать, лишь тщательно изучив мнения историков).

Возьмем другой пример. Ученики провоцируются на ошибку, но их задача не

допустить ее и обнаружить провокацию. Для этого, они должны преодолеть

затруднения в трактовке факта.

Постановка учебной проблемы

Проблема не должна создаваться искусственно. Ее выявление должно стать

итогом предыдущих этапов урока, либо предыдущих уроков в целом. Основная цель

этого этапа – реконструировать начальные действия, выявить место затруднения, его

причины и определить цель деятельности. Для реализации этой цели необходимо,

чтобы учащиеся:

1.

соотнесли свои действия со способом и определили место затруднения;

2.

выявили и зафиксировали в речи причины затруднения, т.е. ответили на вопрос

«почему оно возникло?»;

3.

на этой основе поставили цель деятельности и предложили свои варианты

формулировки целей и задач проблемного задания.

На этом этапе (4-5 минут) можно использовать побуждающий или подводящий

диалог:

- Какое задание вы выполняли? - Каким способом? - Какие шаги вы проделали?

- Где возникло затруднение? - Почему именно здесь возникло затруднение?

Реконструировав ситуацию, учащиеся акцентируют в рефлексии отсутствие у себя

адекватных знаний или умений относительно способа действия, позволяющего решить

практическую задачу. Они формулируют конкретные проблемы в виде вопросов или

утверждений, в которых должны быть названы те знания и умения, которых не достает

для решения исходной задачи.

Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не

объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-

смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных

учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

На этапе целеполагания, актуализации:

Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать»,

«уметь»,

Приемы, используемые на стадии вызова ТРКМ - «Я уже знаю», «Ключевые слова»,

«Кластер». «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку» кластер

Технология «Ассоциативный ряд».

Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске.

Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и

выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-

логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации

учащихся…

Технология «Атака мыслей».

На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика

не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой

учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие

как:

-умения видеть проблемы,

-ставить вопросы,

-анализировать и сопоставлять факты,

-выделять элементы целого и творческое мышление.

Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые

позволяют обучать.

Организация работы с текстом.

Формы:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста .

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного

подхода:

1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы,

рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в

логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию,

закрепить знания и умения практически.

2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и

сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.

На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся

давать собственную аргументированную оценку.

5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов

познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует

формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям

исторических фактов.

6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, проекта. Этот вид

учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и

аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих

самостоятельных изысканий.

7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений

объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным

критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего

воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей,

современников или потомков;

- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их

непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и

оценки.



В раздел образования