Напоминание

Методические рекомендации учителей - логопедов учителям начальной школы по профилактике специфических нарушений письма.


Автор: Хавелкина Диана Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №105 г.
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации учителей - логопедов учителям начальной школы по профилактике специфических нарушений письма.
Раздел: начальное образование





Назад




Хавелкина Д.В. учитель-логопед

Методические рекомендации учителей - логопедов учителям начальной

школы по профилактике специфических нарушений письма.

Среди детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы,

выделяется группа детей с проблемами в здоровье: выпускники

логопедических групп МДОУ, выпускники коррекционных групп для детей с

ЗПР, соматически ослабленные дети, дети с неврологической

симптоматикой, сенсорными нарушениями, нарушениями в эмоционально-

волевой сфере. Часть этих детей может быть выделена в «группу риска» по

угрозе возникновения нарушений письменной речи. Возникает

необходимость использования в педагогическом процессе специальных

логопедических приемов работы для снижения вероятности возникновения

нарушений письменной речи, для снижения тяжести проявлений дислексии и

дисграфии, для профилактики эволюционной дисграфии.

Мы не предлагаем превратить урок учителя в логопедическое занятие. Мы

предлагаем работать вместе!

Успешность взаимодействия учителя - логопеда и учителя начальных

классов состоит в предъявлении единых требований к ученику с речевыми

отклонениями.

Успешность взаимодействия учителя - логопеда и учителя начальных

классов составляют:

• учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала

для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

• учет возрастных особенностей детей;

• предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных

специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их

предупреждения;

• осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной

деятельности;

• закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на

логопедических занятиях, так и на уроках;

• всестороннее развитие личности учащегося.

Учащиеся с речевыми нарушениями имеющие заключение ЦПМПК с

предписанием заниматься по АООП НО 5.1., 5.2., 7.1. и т.д. на письме

допускают не только привычные орфографические ошибки, но и

специфиечские логопедиеческие. Для вас мы хотим выделить их.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических

процессов и слухового восприятия:

• пропуски букв и слогов - «трва»(трава), «кродил» (кроко¬дил), «пинес»

(принес);

• перестановки букв и слогов - «оако» (окно), «звял» (взял), «пеперисал»

(переписал), «натушила» (наступила);

• недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата),

«набухл» (набухли);

• наращивание слов лишними буквами или слогами - «тара-ва» (трава),

«катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

• искажение слова - «Наотух» (наохоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки),

«с пеки» (с пенка);

• слитное написание слов и их произвольное деление - «нас ту¬пила»

(наступила), «Виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).

• неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание

предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо

хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

• замена одной буквы на другую - туки» (жуки), «панка» (бан¬ка), «тельпан»

(тюльпан)? «шапоги» (сапоги);

• нарушение смягчение согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли),

«кон» (конь).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-

грамматической стороной речи:

• аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими

стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приста¬вок —

«вкармане», «при летели»>, «в зела» (взяла), «подороге».

Особенно мы хотели бы обратить ваше внимание на правила написания

диктантов для дисграфиков. Здесь чрезвычайно важна наша помощь- помощь

учителя-логопеда.

Правила написания диктантов для дисграфиков.

1. Чрезвычайно медленно!

Не менее 1 ч. времени на написание диктанта объемом 150 слов. Почему так

долго? Это видно из следующих пунктов.

2. Текст прочитывается целиком.

Можно спросить, какие орфограммы/пунктограммы есть в этом тексте. Ваш

ребенок вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", для

этого можно вспомнить и слегка указать на данные орфограммы.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество

запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте,

поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам

одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто

длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-

четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием

вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

!!! Рекомендация: написание диктанов детьми - дисграфиками

переадресовать учителю-логопеду.

Результаты незамедлят себя ожидать: вы сразу заметите положительную

динамику в написании диктанов детьми - дисграфиками в более спокойной

атмосфере и медленном темпе с учителем - логопедом.

Чего нельзя делать учителю?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память.

Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется

исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных

упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на

учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ

ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что

при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний

раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в

чем-то. Давайте забудем об этом...

Советы учителю для создания ситуации успеха детям с речевыми

нарушениями.

Не допускайте у ребенка ни малейшего отвращения к себе, усталости,

даже недовольства собой!

Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте

задание на карточке.

Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою

несостоятельность при детях.

Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу:

положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.

Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости:

такой подход положительно отразится на его самооценке

Вашему вниманию предлагаются упражнения, позволяющие предупредить

возникновение ошибок по типу кинетической дисграфии и ошибок,

обусловленных нарушением фонематического восприятия.

Упражнения, позволяющие предупредить возникновение ошибок по

типу кинетической дисграфии и ошибок, обусловленных нарушением

фонематического восприятия.

Для профилактики ошибок по кинетическому типу учителю массового класса

можно порекомендовать такие приемы при письме букв б - д (Примечание по

всему разделу, где сравниваются письменные буквы б – д: в компьютере

отсутствует письменный вариант написания букв «д» и «б». Поэтому,

используя в работе данные упражнения, обязательно произведите замену на

письменный вариант написания букв «б» и «д»).

1. Сравнение букв б - д в стилизованных рисунках белки и дятла. Буква «б»

вписывается в рисунок белки, поднявшей хвост.

а) написать букву;

б) дорисовать до «белки».

Буква «д» вписывается в рисунок дятла, сидящего на дереве, с опущенным

хвостом.

В) нарисовать ствол дерева;

Г) написать букву;

Д) дорисовать до «дятла»

2. Буквенный диктант.

После сравнения букв и элементов, поднятых над строкой и опущенных под

строну, учитель может провести буквенный диктант: учитель диктует слова,

содержащие звуки [б, д], а дети записывают соответствующие буквы: б, д, б,

б, д б, д, д, б – так будет выглядеть диктант слов: бант, дорога, брат, блузка,

добрый, деньги, день, билет.

3. Выборочный диктант с записью слов с буквой б или д. Запись слов с

буквами, содержащими б - д в три столбика.

4. Работа с карточками (перфокарты). _у_дильник, _о_рый, _рига_а, по_

_ерёзовик, _о_ро_ушный, _о_рость, _ро_яга, _ара_анить, _лю_це.

5. Запись слов с противоположенным значением. злой – добрый,

короткий – длинный,

враг – друг,

маленький – большой,

6. Подсчет количества элементов в буквах (при заменах букв т и п, л-м, и-ш).

Пример: в левом столбе«Цифровой диктант»: Диктант слов «парк, танк,

парта, диктант, плохой, тихий» будет выглядеть так: 2, 3, 2 3, 3 3, 2, 3.

Учитель произносит слова, а дети записывают цифру, соответствующую

букве, содержащейся в этом слове. Рекомендуются игровые приемы для

запоминания количества элементов в букве т: её можно назвать «тройной

толстушкой». Далее можно проводить работу с перфокартами, кроссвордами,

записью в столбики, аналогичную дифференциации букв б и д.

Упражнения по профилактике ошибок допускающихся при замене

йотированных гласных я, е, ё, ю, и на гласные а, э, о, у, ы.

Начинать работу учителю рекомендуется с подбора парного слова. Это

позволяет ребёнку убедиться: замена гласной приводит к изменению

значения слова.

1. "Парочка". ---- Подбора парного слова, сравниваем значения: ряд – рад

мял – мал

завял – завал

глядит – гладит

люк – лук

оси – осы

мышка – мишка

2. «Закончи слово, вставь недостающий слог» (ра – ря, да – дя, ла – ля, лу –

лю, ло – лё и т. д. ------

ра - ря

Бо___ ги___

Ню__ за___

да - дя

дя___ во__

На___ сю__

Учитель диктует первый слог слова, а дети выбирают нужный слог с твердой

или мягкой согласной и пишут нужное слово.

3. Работа со словом, предложением и текстом.«Вставьте пропущенные буквы

.... или .....» ----

«Вставьте пропущенные буквы О или Ё.»

1. В словах:

М_л_т_к, пил_т, г_р_х, к_ст_р, пр_с_,

2. В предложениях:

С_р_ка жив_т в зел_ном лесу.

3. В тексте:

С_р_ка жив_т в зел_ном лесу. В п_ле выс_кий урожай св_клы. Б_кс_р

выступает в л_гком весе. П_л_т сам_л_та пр_х_дит нормальн_. Л_дка плыв_т

по м_рю, а Сер_жа греб_т в_слами. Н_чью х_р_ш_ смотреть на зв_зды.

Б_кс_р пл_х_ пр_в_л б_й.

И таких упражнений, направленных на профилактику специфических

ошибок на письме у детей с речевыми нарушениями, гораздо больше по

различным видам этих ошибок.

Использование таких упражнений на уроках может быть прекрасной

альтернативой фрагмента урока (например работа над ошибками и др.) или

домашнего задания для детей с речевыми нарушениями.



В раздел образования