Автор: Хавелкина Диана Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №105 г.
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации учителей - логопедов учителям начальной школы по профилактике специфических нарушений письма.
Раздел: начальное образование
Хавелкина Д.В. учитель-логопед
Методические рекомендации учителей - логопедов учителям начальной
школы по профилактике специфических нарушений письма.
Среди детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы,
выделяется группа детей с проблемами в здоровье: выпускники
логопедических групп МДОУ, выпускники коррекционных групп для детей с
ЗПР, соматически ослабленные дети, дети с неврологической
симптоматикой, сенсорными нарушениями, нарушениями в эмоционально-
волевой сфере. Часть этих детей может быть выделена в «группу риска» по
угрозе возникновения нарушений письменной речи. Возникает
необходимость использования в педагогическом процессе специальных
логопедических приемов работы для снижения вероятности возникновения
нарушений письменной речи, для снижения тяжести проявлений дислексии и
дисграфии, для профилактики эволюционной дисграфии.
Мы не предлагаем превратить урок учителя в логопедическое занятие. Мы
предлагаем работать вместе!
Успешность взаимодействия учителя - логопеда и учителя начальных
классов состоит в предъявлении единых требований к ученику с речевыми
отклонениями.
Успешность взаимодействия учителя - логопеда и учителя начальных
классов составляют:
• учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала
для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
• учет возрастных особенностей детей;
• предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных
специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их
предупреждения;
• осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной
деятельности;
• закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на
логопедических занятиях, так и на уроках;
• всестороннее развитие личности учащегося.
Учащиеся с речевыми нарушениями имеющие заключение ЦПМПК с
предписанием заниматься по АООП НО 5.1., 5.2., 7.1. и т.д. на письме
допускают не только привычные орфографические ошибки, но и
специфиечские логопедиеческие. Для вас мы хотим выделить их.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических
процессов и слухового восприятия:
• пропуски букв и слогов - «трва»(трава), «кродил» (кроко¬дил), «пинес»
(принес);
• перестановки букв и слогов - «оако» (окно), «звял» (взял), «пеперисал»
(переписал), «натушила» (наступила);
• недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата),
«набухл» (набухли);
• наращивание слов лишними буквами или слогами - «тара-ва» (трава),
«катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова - «Наотух» (наохоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки),
«с пеки» (с пенка);
• слитное написание слов и их произвольное деление - «нас ту¬пила»
(наступила), «Виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).
• неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание
предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо
хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
• замена одной буквы на другую - туки» (жуки), «панка» (бан¬ка), «тельпан»
(тюльпан)? «шапоги» (сапоги);
• нарушение смягчение согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли),
«кон» (конь).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-
грамматической стороной речи:
• аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими
стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приста¬вок —
«вкармане», «при летели»>, «в зела» (взяла), «подороге».
Особенно мы хотели бы обратить ваше внимание на правила написания
диктантов для дисграфиков. Здесь чрезвычайно важна наша помощь- помощь
учителя-логопеда.
Правила написания диктантов для дисграфиков.
1. Чрезвычайно медленно!
Не менее 1 ч. времени на написание диктанта объемом 150 слов. Почему так
долго? Это видно из следующих пунктов.
2. Текст прочитывается целиком.
Можно спросить, какие орфограммы/пунктограммы есть в этом тексте. Ваш
ребенок вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", для
этого можно вспомнить и слегка указать на данные орфограммы.
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество
запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте,
поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам
одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто
длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-
четырехкратного прочтения).
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием
вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
!!! Рекомендация: написание диктанов детьми - дисграфиками
переадресовать учителю-логопеду.
Результаты незамедлят себя ожидать: вы сразу заметите положительную
динамику в написании диктанов детьми - дисграфиками в более спокойной
атмосфере и медленном темпе с учителем - логопедом.
Чего нельзя делать учителю?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память.
Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется
исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных
упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на
учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ
ДЕЛАТЬ ОШИБОК.
Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что
при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний
раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в
чем-то. Давайте забудем об этом...
Советы учителю для создания ситуации успеха детям с речевыми
нарушениями.
•
Не допускайте у ребенка ни малейшего отвращения к себе, усталости,
даже недовольства собой!
•
Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте
задание на карточке.
•
Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою
несостоятельность при детях.
•
Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу:
положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.
•
Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости:
такой подход положительно отразится на его самооценке
Вашему вниманию предлагаются упражнения, позволяющие предупредить
возникновение ошибок по типу кинетической дисграфии и ошибок,
обусловленных нарушением фонематического восприятия.
Упражнения, позволяющие предупредить возникновение ошибок по
типу кинетической дисграфии и ошибок, обусловленных нарушением
фонематического восприятия.
Для профилактики ошибок по кинетическому типу учителю массового класса
можно порекомендовать такие приемы при письме букв б - д (Примечание по
всему разделу, где сравниваются письменные буквы б – д: в компьютере
отсутствует письменный вариант написания букв «д» и «б». Поэтому,
используя в работе данные упражнения, обязательно произведите замену на
письменный вариант написания букв «б» и «д»).
1. Сравнение букв б - д в стилизованных рисунках белки и дятла. Буква «б»
вписывается в рисунок белки, поднявшей хвост.
а) написать букву;
б) дорисовать до «белки».
Буква «д» вписывается в рисунок дятла, сидящего на дереве, с опущенным
хвостом.
В) нарисовать ствол дерева;
Г) написать букву;
Д) дорисовать до «дятла»
2. Буквенный диктант.
После сравнения букв и элементов, поднятых над строкой и опущенных под
строну, учитель может провести буквенный диктант: учитель диктует слова,
содержащие звуки [б, д], а дети записывают соответствующие буквы: б, д, б,
б, д б, д, д, б – так будет выглядеть диктант слов: бант, дорога, брат, блузка,
добрый, деньги, день, билет.
3. Выборочный диктант с записью слов с буквой б или д. Запись слов с
буквами, содержащими б - д в три столбика.
4. Работа с карточками (перфокарты). _у_дильник, _о_рый, _рига_а, по_
_ерёзовик, _о_ро_ушный, _о_рость, _ро_яга, _ара_анить, _лю_це.
5. Запись слов с противоположенным значением. злой – добрый,
короткий – длинный,
враг – друг,
маленький – большой,
6. Подсчет количества элементов в буквах (при заменах букв т и п, л-м, и-ш).
Пример: в левом столбе«Цифровой диктант»: Диктант слов «парк, танк,
парта, диктант, плохой, тихий» будет выглядеть так: 2, 3, 2 3, 3 3, 2, 3.
Учитель произносит слова, а дети записывают цифру, соответствующую
букве, содержащейся в этом слове. Рекомендуются игровые приемы для
запоминания количества элементов в букве т: её можно назвать «тройной
толстушкой». Далее можно проводить работу с перфокартами, кроссвордами,
записью в столбики, аналогичную дифференциации букв б и д.
Упражнения по профилактике ошибок допускающихся при замене
йотированных гласных я, е, ё, ю, и на гласные а, э, о, у, ы.
Начинать работу учителю рекомендуется с подбора парного слова. Это
позволяет ребёнку убедиться: замена гласной приводит к изменению
значения слова.
1. "Парочка". ---- Подбора парного слова, сравниваем значения: ряд – рад
мял – мал
завял – завал
глядит – гладит
люк – лук
оси – осы
мышка – мишка
2. «Закончи слово, вставь недостающий слог» (ра – ря, да – дя, ла – ля, лу –
лю, ло – лё и т. д. ------
ра - ря
Бо___ ги___
Ню__ за___
да - дя
дя___ во__
На___ сю__
Учитель диктует первый слог слова, а дети выбирают нужный слог с твердой
или мягкой согласной и пишут нужное слово.
3. Работа со словом, предложением и текстом.«Вставьте пропущенные буквы
.... или .....» ----
«Вставьте пропущенные буквы О или Ё.»
1. В словах:
М_л_т_к, пил_т, г_р_х, к_ст_р, пр_с_,
2. В предложениях:
С_р_ка жив_т в зел_ном лесу.
3. В тексте:
С_р_ка жив_т в зел_ном лесу. В п_ле выс_кий урожай св_клы. Б_кс_р
выступает в л_гком весе. П_л_т сам_л_та пр_х_дит нормальн_. Л_дка плыв_т
по м_рю, а Сер_жа греб_т в_слами. Н_чью х_р_ш_ смотреть на зв_зды.
Б_кс_р пл_х_ пр_в_л б_й.
И таких упражнений, направленных на профилактику специфических
ошибок на письме у детей с речевыми нарушениями, гораздо больше по
различным видам этих ошибок.
Использование таких упражнений на уроках может быть прекрасной
альтернативой фрагмента урока (например работа над ошибками и др.) или
домашнего задания для детей с речевыми нарушениями.