Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование в контексте с ФГОС
Автор: Бледных Лариса Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 195" города Кирова Населённый пункт: город Киров Наименование материала: статья Тема: Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование в контексте с ФГОС Раздел: дошкольное образование
"Формирование профессиональной компетентности педагога через
самообразование в контексте с ФГОС»
Автор: старший воспитатель МКДОУ № 195 г. Кирова Бледных Л.В.
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою
историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю
жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ,
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной
компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое
проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения
образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель
21 века -это:
1.
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному,
профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
1.
Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии
обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
2.
Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
3.
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог
должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься
самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях
информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются
ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую
роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная
система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам
предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях -
очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения
квалификации, семинары и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою
актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения
квалификации, я, как старший воспитатель пришла к выводу, что наиболее эффективный
способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.
Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного
человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно
изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась
их структурировать и применить в работе с педагогами. (см. Приложения)
Инновационные направления методической работы
маркетинговое: изучение спроса педагогов
информационное: создание единой информационной, организационной,
методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию
профессиональной карьеры;
1.
научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно -
экспериментальную работу ДОУ
2.
психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
3.
управленческое: повышение компетентности педколлектива
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в
образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной
диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в
работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в
соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с
научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы
стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших
педагогов на городском, районном и международном уровне. Педагоги МКДОУ № 195
систематически принимают участие в региональных и международных ярмарках
педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; старшим
воспитателем разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность
самообразования педагогов; администрация МКДОУ способствует формированию
атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность
профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного
процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых
педагогической технологий в образовательный процесс МКДОУ.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления
профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального
благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста
1.
Самообразовательная работа над рефератом по теме
2.
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
3.
Обзор в Интернете информации по теме
4.
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
5.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
6.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
7.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
8.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
9.
Общение с коллегами в МКДОУ, городе и в Интернете.
10. Участие в конкурсах в Интернете.
11. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с
большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги
успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и
углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня
профессиональной подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать
проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески
переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в
самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная МКДОУ "Школа
педагога- дошкольника", целью которой является: Повышение результативности
методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы
работы, как:
- стажировка у опытного коллеги;
-лекции по заявкам педагогов;
-Тренинги;
- Практикумы;
Направления деятельности "Школы педагога- дошкольника": формирование мотивации к
освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых
группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.
формы самообразования педагогов
1.
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением
профессионального и методического уровня
2.
коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе
МКДОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается
активная деятельность обучаемых
Результативность:
Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и
конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих
в работе с детьми ситуаций.
у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний,
сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать
воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность
подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской
деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном
уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного
процесса и результативность педагогической деятельности в целом
"Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим
педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее
добиться успеха в работе с детьми.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов,
используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или
иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.