Напоминание

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование в контексте с ФГОС


Автор: Бледных Лариса Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 195" города Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование в контексте с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





"Формирование профессиональной компетентности педагога через

самообразование в контексте с ФГОС»
Автор: старший воспитатель МКДОУ № 195 г. Кирова Бледных Л.В. Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века -это: 1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 1. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 2. Умеющий организовать рефлексивную деятельность; 3. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как старший воспитатель пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами. (см. Приложения)
Инновационные направления методической работы

маркетинговое: изучение спроса педагогов

информационное: создание единой информационной, организационной,

методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;

социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию

профессиональной карьеры;

1.
научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно -

экспериментальную работу ДОУ
2.
психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
3.
управленческое: повышение компетентности педколлектива
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на городском, районном и международном уровне. Педагоги МКДОУ № 195 систематически принимают участие в региональных и международных ярмарках педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; старшим воспитателем разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация МКДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МКДОУ. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста

1.

Самообразовательная работа над рефератом по теме

2.

Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

3.

Обзор в Интернете информации по теме

4.

Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

5.

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

6.

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

7.

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

8.

Изучение информационно-компьютерных технологий.
9.
Общение с коллегами в МКДОУ, городе и в Интернете.

10. Участие в конкурсах в Интернете.

11. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная МКДОУ "Школа
педагога- дошкольника", целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как: - стажировка у опытного коллеги; -лекции по заявкам педагогов; -Тренинги; - Практикумы; Направления деятельности "Школы педагога- дошкольника": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п. формы самообразования педагогов 1. индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня 2. коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МКДОУ. Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых
Результативность:
Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом "Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.


В раздел образования