Автор: Ерискина Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЦО с. Амгуэмы
Населённый пункт: Чукотский АО, Иультинский район, с. Амгуэма
Наименование материала: Доклад
Тема: "Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Амгуэмы»
«Повышение качества урока через
использование здоровьесберегающих и
современных технологий
в процессе обучения»
Подготовила: учитель начальных классов:
Ерискина Л.В..
2024 год
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой активной на
сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья
подрастающего поколения перешла в иную плоскость и стала категорией педагогической, так как
кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у
детей
разного
возраста,
снизили
их
творческую
активность,
замедлили
их
физическое
и
психологическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально - экономического положения семей,
экологической обстановки, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с
детьми медиков и педагогов.
Здоровье одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.
Изменения в содержании школьного образования, введения новых образовательных стандартов,
интенсификация труда учащихся и учителей предъявляют высокие требования, как к системе
образования, так и к нервной системе школьника и учителя. Это требует особенно бережного
отношения к здоровью всех участников образовательного процесса.
Состояние здоровья зависит не только от внешних условий, но и от его собственного
отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения - важнейшее условие оздоровления
общества. И начинать егонеобходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через
который проходит всё население страны, и учебно-воспитательный процесс — единственный
систематизированный процесс возможного формирования полезного поведения.
Вот почему роль школы в формировании здоровьесберегающей среды является ведущей.
За последние время основным заболеванием учащихся школы стали заболевание глаз, опорно-
двигательной системы, сердечно-сосудистой системы, лор-заболевания.
Анализ проблемы в практике работы показал, что в школе недостаточноосознаётся
необходимость
использованияздоровьесберегающих
технологий
образования
и
формирования
правильной системы ценностей, мотивов, установок, ориентации учащихся на здоровый образ жизни.
Современная педагогика насыщена образовательными технологиями, которые помогают
осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из
разновидностей педагогических технологий является здоровьесберегающая.
Поэтому в нашей школе разработана здоровьесберегающая и здоровьеформирующая система
организации учебно - воспитательного процесса, создающая максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и
физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит
функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Возможность длительно
поддерживать
умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать
преждевременное наступление утомления.
Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило I. Правильная организация урока.
Главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо
сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Каждый урок должен быть интересен. П. Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже
маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов
ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая».
Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания
учебного материала, который надо сделать более привлекательным; за счет личностных качеств
учителя; взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности -
функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.
Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от
того, какое из них является доминирующим. Левополушарные люди - для них характерен словесно-
логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению, поэтому на
уроке необходимо использовать следующие приемы: ясные и четкие инструкции; изложение
информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверку выполнения задания;
тишина на уроке.
Правополушарные
люди
-
у
данного
типа
развито
конкретно-образное
мышление
и
воображение, поэтому на уроке необходимо использовать следующие приемы: связь информации с
практикой; анализ от целого к частному; задачи зрительно-пространственного анализа; творческие
задания, эмоции, эксперименты; речевой и музыкальный ритм.
Равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного
из полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное
восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном
для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано,
чтобиоритмологический
оптимум работоспособности у
школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели.
Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения,
которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами
деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова: 5-25 минута - 80%;
25-35 минута- 60-40%; 35-40 минута- 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе
принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с
сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании
самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников
во время урока. С одной стороны, таким образом решается
задача
предупреждения
утомленияучащихся,
с
другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих
возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная
обстановка
на
уроке,
спокойная
беседа,
внимание
к
каждому
высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение
к
самостоятельной
мыслительной
деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал,
которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием
продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого
урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не
справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому -
освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать
свою точку зрения.
Следует
заметить,
что
в
обстановке
психологического
комфорта
и
эмоциональной
приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к
более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение
этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
При этом учитель ставит новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого
ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на
уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки
для естественного самовыражения ученика.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебного
процесса, гармоническое развитие творческого потенциала учащихся и подготовки их к реализации
своих способностей, достижение высокой эффективности обучения.
Современный урок- это прежде всего урок,
на котором учитель умело использует
все возможности для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Современные педагогические
технологии помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества
знаний. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование, но я
должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать
личность.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые вучебно-воспитательном процессе, можно
разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической
активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на
уроках и во внеурочной деятельности.
Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику
преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение
нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.В моей
профессиональной деятельности всегда есть простор для поиска, педагогического творчества.
Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют
формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном
обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества
знаний.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать
самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей
педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение,
обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные
задачи мне помогает комплексное использование следующих образовательных технологий:игровые
технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационные
технологии; технология проектного обучения,технология портфолио.
Здоровьесберегающие технологии применяются
мной как в урочной деятельности, так и во
внеурочной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью –
необходимое
условие
успешности
современного
человека.
Здоровье
сберегающий
подход
прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов
деятельности.
На уроках я провожу физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на
переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы на темы «Чистота – залог
здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности»
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если
преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или
локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание,
говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников
чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через
решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и
фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем
свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно
бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о
положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет
возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового
образа жизни, давать
детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.