Адаптация детей младшего возраста к ДОУ в контексте с ФГОС
Автор: Горошникова Екатерина Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 195" города Кирова Населённый пункт: город Киров Наименование материала: статья Тема: Адаптация детей младшего возраста к ДОУ в контексте с ФГОС Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей младшего возраста к ДОУ в контексте ФГОС.
Педагог-психолог МКДОУ № 195 города Кирова Е.В. Горошникова
Детство- страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный
может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и
занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности,
сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно
всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка. Родители,
отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано.
Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными,
тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей -
потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в
незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих,
такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической
перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм
функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых:
родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать
новые, наиболее эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение
методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации
дошкольников приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и
принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от
ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит
к увеличению числа детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии,
у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Моя цель- помочь
ребёнку в сложный адаптационный период, осуществить взаимосвязанную работу
специалистов, педагогов группы и родителей.
Цель нашей работы: помочь детям безболезненно адаптироваться к условиям детского
сада, сформировать желание общаться с окружающими.
Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Этому решению
предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш
адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди?
Как его встретят? А если?.. А вдруг?..
Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить
к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к
детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла
относительно безболезненно?
Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в
детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания,
температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок
находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от
знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и
физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский
сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и
новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций,
характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка,
от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Поэтому первый этап подготовки малышей в детский сад мы начинаем со сбора
информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в
детской поликлинике, на педиатрических участках). Открыткой или через объявления в
детской поликлинике приглашаем родителей на заседания «Школы матери»,
«Психологической гостиной». В августе мы составили планы работы совместно с
медиками.. Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в
детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в
детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с
воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания,
с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с
педагогами и сотрудниками детского сада.
Формы этой работы:
— индивидуальные консультации, тренинги, беседы с родителями по адаптации детей к
условиям ДОУ.
— проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
— открытые детские праздники («Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.);
— знакомство родителей с соответствующей методической литературой из библиотечного
фонда ДОУ.
-- пополнение информационных стендов для родителей.
Главное на этом этапе — это привыкание малыша к режиму детского сада. Резкая смена
режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны
осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые
способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы нашей работы по адаптации детей следующие
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2—3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду
5. Сохранение в первые 2—3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом,
сном ребенка в первый месяц
Мы считаем, что создание такой модели организации адаптационного периода при
поступлении ребёнка в ДОУ даёт положительный эффект: дети легче привыкают к новой
обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами,
Подробнее остановимся на занятиях с детьми адаптационного возраста
«Психологических минутках», разработанных нами на основе методических
рекомендаций типовой программы Васильевой и программы А.С. Роньжиной «Занятия
психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ» (М., 2004). А так же использовала
рекомендации М.М.Мироновой, Е.Юрченко, Л.Н.Павловой, Е.О.Севастьяновой.
Многие психологи рекомендуют использовать основным методом - наблюдение. Но
понаблюдав за малышами, мы поняли, что между нами и детьми не появляется контакт. Я
поняла, что должна первая найти контакт с ребёнком, и должна его осуществить через
игру. С этого момента я приступила к разработке своих игр-занятий.
Я выбрала название занятий -«Психологические минутки».
Как таковой учебной деятельности в адаптационный период нет, поэтому я задумалась,
что должна организовать не занятие-игру, а непринуждённую игровую деятельность детей,
объединенную одним сюжетом и целью. Причём главную роль в этой игре я должна взять
на себя, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. При руководстве
игровой деятельности я осуществляла дифференцированный подход к малышам и
учитывала элементы гендерного воспитания. Учитывая все особенности детей раннего
возраста, у меня выстроилась структура игры, которая была рассчитана на 15 минут. За
этот период успевали поиграть все: кто-то активно и сразу же включался в игру, другие
постепенно входили в неё. Но это были минутки радости для детей, положительного
эмоционального настоя на целый день. Поэтому эти игры я назвала «Психологическими
минутками», минутками помощи детям в этот сложный для них момент: момент разлуки с
мамой, отсутствия социального опыта, возникновения эмоциональных переживаний.
Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбирали с учётом игровых
возможностей детей, места проведения, типа темперамента детей. Занятия проходили на
протяжении трёх месяцев(сентябрь, октябрь, ноябрь), Элементы структуры одного занятия
часто повторялись по 2 раза, чтобы дети запоминали слова потешек и песенок, правила
игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения: знакомые игра и упражнения
воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Нами было определено время проведения занятий- понедельник и четверг. Именно эти
дни, по мнению психологов, являются сложными для детей в адаптационный период.
Основные задачи занятий с детьми
помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в адаптационный
период к детскому саду.
Создать положительный эмоциональный настрой в группе,
Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию
Развивать игровые навыки, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг
друга.
По структуре занятия состоят из двух блоков:
1.
интегрированное занятие
2.
свободная игровая деятельность
Интегрированные занятия включают в себя:
приветствие
мотивация и пробуждение интереса
сюрпризный момент
обряд вхождения в игру(музыкальное сопровождение, использование
сквозного героя, )
игровые упражнения, связанные единым сюжетом
пальчиковые игры, использование потешек
рефлексия: обратная связь, «связующая нить»
На занятии использование элементов атр-терапии, рисование нетрадиционными
способами (пальчиками, ладошками)
В течение занятия используется ароматерапия и музыкотерапия и другие средства ТСО.
Некоторые занятия проходили в Зимнем саду ДОУ, где благоухают разные виды растений,
поют птицы, живут хомячки и морские свинки, плавают рыбки, а также есть фонтанчик.
Здесь есть музей ДОУ: мини-музей «Курочки- Рябушечки», «Деревья- наши друзья»,
«Воды». Вся атмосфера позволяет снять тревожность детей, позволяет выразить свои
переживания.
Принципы работы:
системности и последовательности,
индивидуального подхода,
наглядности,
доступности,
принцип психологической комфортности,
принцип развития,
принцип креативности
Мы опирались в своей работе на методы повышения эмоциональной активности (проф.
С.А. Смирнов): игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказочных этюдов,
рассказов, стихов, загадок, игры-драмотизации, сюрпризные моменты, элементы
творчества и новизны.
Использовали следующие приёмы: голосовая и эмоциональная модуляция, прерывание
речи, использование антиципации (догадки), «провалы памяти», жестикуляция,
риторические вопросы, активное ассистирование.
В нашей психологической игровой присутствуют необходимые средства: наглядные
пособия, игрушки, средства атр-терапии для выражения детского творчества,
ароматизированные свечи, «волшебные мешочки» с травами, кувшинчик эмоций,
коробочка смеха, зеркальные кубы, малахитовая шкатулка, игровые модули, используем
сквозных героев «Мирилочку», «Капельку», кукол театра. Большое внимание в период
адаптации придаем играм с водой и песком.
«Психологические минутки» приносят положительный эмоциональный настрой на
целый день и радость детям. Малыши с удовольствием участвуют в игровой, творческой и
продуктивной деятельности.
В результате совместной работы видна тенденция к улучшению степени адаптации
детей к условиям ДОУ. Общий эмоциональный фон поведения малышей стал
положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в
познавательной и игровой деятельности, свободно вступать в контакт со сверстниками и
взрослыми.