Напоминание

Адаптация детей младшего возраста к ДОУ в контексте с ФГОС


Автор: Горошникова Екатерина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 195" города Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей младшего возраста к ДОУ в контексте с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





Адаптация детей младшего возраста к ДОУ в контексте ФГОС.

Педагог-психолог МКДОУ № 195 города Кирова Е.В. Горошникова
Детство- страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка. Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным? Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, наиболее эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации дошкольников приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии, у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Моя цель- помочь ребёнку в сложный адаптационный период, осуществить взаимосвязанную работу специалистов, педагогов группы и родителей. Цель нашей работы: помочь детям безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, сформировать желание общаться с окружающими. Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?.. А вдруг?.. Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно? Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Адаптация
- это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Поэтому первый этап подготовки малышей в детский
сад мы начинаем со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках). Открыткой или через объявления в детской поликлинике приглашаем родителей на заседания «Школы матери», «Психологической гостиной». В августе мы составили планы работы совместно с медиками.. Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с

педагогами и сотрудниками детского сада.
Формы этой работы: — индивидуальные консультации, тренинги, беседы с родителями по адаптации детей к условиям ДОУ. — проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; — открытые детские праздники («Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.); — знакомство родителей с соответствующей методической литературой из библиотечного фонда ДОУ. -- пополнение информационных стендов для родителей. Главное на этом этапе — это привыкание малыша к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы нашей работы по адаптации детей следующие
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу. 2. Постепенное заполнение групп (прием 2—3 малышей в неделю). 3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации 4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду 5. Сохранение в первые 2—3 недели имеющихся у малыша привычек. 6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц Мы считаем, что создание такой модели организации адаптационного периода при поступлении ребёнка в ДОУ даёт положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, Подробнее остановимся на занятиях с детьми адаптационного возраста «Психологических минутках», разработанных нами на основе методических рекомендаций типовой программы Васильевой и программы А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ» (М., 2004). А так же использовала рекомендации М.М.Мироновой, Е.Юрченко, Л.Н.Павловой, Е.О.Севастьяновой. Многие психологи рекомендуют использовать основным методом - наблюдение. Но понаблюдав за малышами, мы поняли, что между нами и детьми не появляется контакт. Я поняла, что должна первая найти контакт с ребёнком, и должна его осуществить через игру. С этого момента я приступила к разработке своих игр-занятий. Я выбрала название занятий
-«Психологические минутки».
Как таковой учебной деятельности в адаптационный период нет, поэтому я задумалась, что должна организовать не занятие-игру, а непринуждённую игровую деятельность детей,
объединенную одним сюжетом и целью. Причём главную роль в этой игре я должна взять на себя, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. При руководстве игровой деятельности я осуществляла дифференцированный подход к малышам и учитывала элементы гендерного воспитания. Учитывая все особенности детей раннего возраста, у меня выстроилась структура игры, которая была рассчитана на 15 минут. За этот период успевали поиграть все: кто-то активно и сразу же включался в игру, другие постепенно входили в неё. Но это были минутки радости для детей, положительного эмоционального настоя на целый день. Поэтому эти игры я назвала «Психологическими минутками», минутками помощи детям в этот сложный для них момент: момент разлуки с мамой, отсутствия социального опыта, возникновения эмоциональных переживаний. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбирали с учётом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента детей. Занятия проходили на протяжении трёх месяцев(сентябрь, октябрь, ноябрь), Элементы структуры одного занятия часто повторялись по 2 раза, чтобы дети запоминали слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения: знакомые игра и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Нами было определено время проведения занятий- понедельник и четверг. Именно эти дни, по мнению психологов, являются сложными для детей в адаптационный период. Основные задачи занятий с детьми  помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в адаптационный период к детскому саду.  Создать положительный эмоциональный настрой в группе,  Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию  Развивать игровые навыки, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. По структуре занятия состоят из двух блоков: 1. интегрированное занятие 2. свободная игровая деятельность Интегрированные занятия включают в себя:  приветствие  мотивация и пробуждение интереса  сюрпризный момент  обряд вхождения в игру(музыкальное сопровождение, использование сквозного героя, )  игровые упражнения, связанные единым сюжетом  пальчиковые игры, использование потешек  рефлексия: обратная связь, «связующая нить» На занятии использование элементов атр-терапии, рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками) В течение занятия используется ароматерапия и музыкотерапия и другие средства ТСО. Некоторые занятия проходили в Зимнем саду ДОУ, где благоухают разные виды растений, поют птицы, живут хомячки и морские свинки, плавают рыбки, а также есть фонтанчик. Здесь есть музей ДОУ: мини-музей «Курочки- Рябушечки», «Деревья- наши друзья», «Воды». Вся атмосфера позволяет снять тревожность детей, позволяет выразить свои переживания. Принципы работы:  системности и последовательности,  индивидуального подхода,  наглядности,
 доступности,  принцип психологической комфортности,  принцип развития,  принцип креативности Мы опирались в своей работе на методы повышения эмоциональной активности (проф. С.А. Смирнов): игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказочных этюдов, рассказов, стихов, загадок, игры-драмотизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны. Использовали следующие приёмы: голосовая и эмоциональная модуляция, прерывание речи, использование антиципации (догадки), «провалы памяти», жестикуляция, риторические вопросы, активное ассистирование. В нашей психологической игровой присутствуют необходимые средства: наглядные пособия, игрушки, средства атр-терапии для выражения детского творчества, ароматизированные свечи, «волшебные мешочки» с травами, кувшинчик эмоций, коробочка смеха, зеркальные кубы, малахитовая шкатулка, игровые модули, используем сквозных героев «Мирилочку», «Капельку», кукол театра. Большое внимание в период адаптации придаем играм с водой и песком. «Психологические минутки» приносят положительный эмоциональный настрой на целый день и радость детям. Малыши с удовольствием участвуют в игровой, творческой и продуктивной деятельности. В результате совместной работы видна тенденция к улучшению степени адаптации детей к условиям ДОУ. Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в познавательной и игровой деятельности, свободно вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.


В раздел образования